Судьи 2 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Ангел Господний пришёл в город Бохим из города Галгал и передал израильтянам слова Господа:
«Я вывел вас из Египта и привёл вас в землю, которую обещал вашим предкам. Я сказал, что никогда не нарушу договора с вами.
2 А взамен вы никогда не должны вступать в соглашения с людьми, живущими на этой земле, и должны уничтожить их алтари. Такова была Моя воля, но вы ослушались Меня!
3 И теперь Я говорю вам: Я не выгоню этих людей с вашей земли. Они станут для вас сетью, а их лжебоги будут для вас ловушкой».
4 Когда Ангел передал людям Израиля слова Господа, они громко зарыдали.
5 И назвали они место, где плакали, Бохим, и принесли там Господу жертву.
6 Иисус распустил народ, и каждая семья пошла на свою землю, чтобы жить там.
7 Народ Израиля служил Господу во времена, когда Иисус был жив. Они служили Ему и после смерти Иисуса, во времена старейшин, которые были свидетелями всего великого, что Господь совершил для народа Израиля.
8 Слуга Господа Иисус, сын Навина, умер в возрасте ста десяти лет.
9 Народ Израиля похоронил его в Фамнаф-Сараи, в его земле, в горной местности Ефрема, на севере от горы Гааш.
10 После смерти всего этого поколения выросло новое поколение, которое не знало Господа и всего великого, что Он сделал для народа Израиля.
11 Израильтяне стали делать зло и поклоняться лжебогу Ваалу, Господь видел всё это.
12 Народ Израиля отвернулся от Господа, Бога их предков, который вывел их из Египта. Они стали поклоняться лжебогам окружавших их народов, и это разгневало Господа.
13 Народ Израиля отказался следовать за Господом и стал поклоняться Ваалу и Астарте.
14 Господь был разгневан и позволил врагу напасть на народ Израиля и разграбить его владения. Господь позволил врагам разгромить израильтян, и народ Израиля не смог устоять перед врагами.
15 Господь не был с народом Израиля, и поэтому, где бы израильтяне ни воевали, они всегда терпели поражение. Господь предупреждал народ Израиля, что он всегда будет терпеть поражение, если будет поклоняться богам народов, живущих вокруг него. Поэтому народ Израиля очень страдал.
16 Затем Господь выбрал вождей, которых называли судьями. Эти судьи спасали израильтян от врагов, которые грабили их.
17 Но они и судей не слушали. Народ Израиля изменил Господу, следовал за другими богами и поклонялся им. В прошлом предки народа Израиля исполняли заповеди Господние, а теперь израильтяне перестали повиноваться Ему.
18 Много раз враги нападали на Израиль, и его народ молил о помощи. И каждый раз Господь жалел этих людей, и посылал судью спасти народ от врагов. Сам Господь был с этими судьями, и они всегда спасали народ Израиля.
19 Но, когда судья умирал, народ опять начинал грешить ещё больше, чем его предки, служа и поклоняясь лжебогам. Народ Израиля был очень упрямым и не хотел отказаться от своего грешного пути.
20 Господь рассердился на народ Израиля и сказал:
«Этот народ нарушил соглашение, в которое Я вступил с его предками, и не слушает Меня.
21 Так не стану Я больше изгонять другие народы, давая дорогу Израилю. Когда Иисус умер, он оставил эти народы здесь, и Я позволю им остаться на этой земле.
22 Я использую их, чтобы испытать народ Израиля. Я посмотрю, смогут ли израильтяне придерживаться пути, указанного Господом, по которому следовали их предки».
23 И Господь позволил этим народам остаться на той земле. Он не изгнал их оттуда и не позволил армии Иисуса разбить их.

Новой Женевской Библии

2:1−5 В данном фрагменте содержатся обличения израильтян в нарушении завета и пояснение, за какие беззакония израильтяне будут наказаны (причем, наказанием станут их же беззакония, которые и будут их преследовать). Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом.

2:1 Ангел Господень. См. 6:11−24; 13:2−23. Слова, произносимые посланцем Бога (6:11−24; Исх 3:1−17), являются Божиими словами. Ангел Господень, известный также как «ангел (т.е. вестник) Его присутствия», вывел израильтян из египетского рабства и сражался на их стороне (Исх 14:19; Исх 23:20−23; Исх 33:2; Чис 20:16).

из Галгала. Ковчег завета находился в Галгале (Нав 5:1−12). Я вывел вас из Египта. Такими же словами начинаются Десять Заповедей (Исх 20:2; Втор 5:6). Это совпадение не случайно: оно свидетельствует о том, что все деяния Господа и Его заповеди находятся в неразрывном единстве. Ангел послан для того, чтобы напомнить людям о завете (см. ком. к 2:1−5) и о том, что Бог хранит ему верность (Втор 7:8, 12−13).

Я ввел вас в землю, о которой клялся. Бог сдержал Свою клятву (Нав 23:3−16).

не нарушу завета Моего. См. Втор 7:9.

2:2 не вступайте в союз с жителями. См. 3:5, 6; Исх 34:12−14; Втор 7:2−4; Нав 23:6−7.

жертвенники их разрушьте. Идолопоклонство являлось нарушением завета (ст. 11; Исх 34:13; Чис 33:52; Втор 7:5; Втор 12:3; Нав 23:16), и поскольку земля обетованная была местом присутствия Господа (скиния), жертвенники другим богам не могли находиться пред лицом Бога.

не послушали гласа Моего. Заключив союз с хананеями (3:5−6), израильтяне нарушили условия завета: они не изгнали язычников с земли обетованной и не разрушили их жертвенники (6:25−32). Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства.

2:3 не изгоню их от вас. Своими победами Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог грозит наказать израильтян, лишив их Своей помощи в освобождении страны от хананеев (Чис 33:52; Нав 23:12−13).

петлею, и боги их... сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести (и действительно приводили) к идолопоклонству (Исх 34:12; Чис 33:55; Втор 7:16; Нав 23:12−13). Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те и другие будут изгнаны из страны (Чис 33:56; Нав 23:13).

2:6−10 См. Нав 24:28−31.

2:6 Когда Иисус. См. 1:1; Введение: Характерные особенности и темы.

2:7 народ служил Господу. См. Нав 24:16−18, 21−22, 31. То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной.

которые видели все великие дела. См. ст. 10; Втор 4:9; Втор 6:22; Втор 7:19; Втор 11:2−7; Нав 23:3.

2:10 который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Знания о чудесах Божиих (ср. Пс 43:2−4; Пс 77:2−8) должны были передаваться от поколения к поколению (Втор 4:9; Втор 6:1−6). Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля.

2:11−19 В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем (ст. 11−13, 17, 19). «Слыша стоны» израильтян «об угнетавших и притеснявших их», Господь воздвигал над ними судей (ст. 16), дабы те указывали им путь, «коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним» (ст. 17). Однако народ не оставлял «дел своих» и «от стропотного пути своего» не отказывался (ст. 19). Тема ст. 11−19 развивается далее в 1Цар 12:9−11 и Пс 105:34−46.

2:11 служить Ваалам. См. ком. к ст. 2. Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть «над громами и молниями». Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество.

2:13 Астартам. Астарта — богиня плодородия в хананейском пантеоне. См. ком. к ст. 11.

2:14 гнев Господень ... предал их в руки. См. Втор 28:48; 1Цар 12:9. Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога.

2:15 рука Господня везде была им во зло. «Рука Господня» — символ спасительной власти Божией (Исх 3:20; Исх 6:1; Исх 13:3; Втор 4:34). Теперь эта рука карает израильтян: Господь остался верен Своему обетованию как в благословении, так и в осуждении.

2:16 судей. Главной миссией судей было наставление народа Израиля в праведности и верности завету, что гарантировало безопасность от внешних врагов (3:9, 15; 1Цар 12:11).

2:17 судей они не слушали. По-видимому, судьи наставляли народ хранить завет. ходили блудно. Обратившись к другим богам, Израиль разрушил узы завета с Господом, уподобляемые в ВЗ узам брака (8:33; Втор 31:16; Книга пророка Осии).

2:18 жалел их. См. Втор 4:30−31; Втор 30:3; Втор 32:43.

2:23 оставил. См. Втор 7:22−23; Нав 13:1−7, где объясняется, почему хананеи оставались в земле обетованной в те времена, когда Израиль еще хранил верность Господу (ст. 6−9). В ст. 20−22 и в 3:1−4 говорится о том, что Бог оставил хананеев здесь и на будущее, дабы наказать израильтян (см. ком. к 2:1−5) и испытать их. В то же время, Его милость к Израилю не иссякла, и народу была оставлена возможность искупить свою вину перед Господом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.