Судьи 5 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 В тот день, когда Сисара был разбит, Девора и Варак, сын Авиноама, пели такую песнь:
2 Слава Господу! Вожди подняли армию Израиля, и шли они на битву добровольно.
3 Слушайте, цари! Внимайте, правители! Тебе пою я песню эту, Боже, и музыкой своей тебя, Господь, восславлю.
4 Господь, когда Ты вышел из Сеира, шёл маршем с Едомской земли, земля тряслась, небеса проистекали дождём, и облака проливали воду.
5 И сотрясались горы перед Господом, Богом горы Синай, перед Господом, Богом Израиля.
6 Когда правил сын Анафа Самегар, во времена Иаили, караваны и путники окольными дорогами ходили, а главные дороги были пусты.
7 Не стало воинов в селениях Израиля, пока к ним ты, Девора, не пришла, пока ты не пришла, чтоб матерью им стать.
8 Война пришла к воротам городским, когда они пошли за новыми богами. И никто не нашёл ни щита, ни меча в сорокатысячном войске Израиля.
9 Вожди Израиля, сердце моё с вами. С теми, кто шёл на войну добровольно. Слава Господу!
10 Внимайте, люди, на белых ослицах едущие, на коврах сидящие и по дороге идущие!
11 У водопоев, где собираются стада, кимвал мы слышим звон. О подвигах Господних народ поёт. О подвигах вождей Его в Израиле. О том, как сыны Господа в битве у ворот победу одержали.
12 Вставай, Девора, вставай! И песню свою запевай! Восстань, сын Авиноама, Варак, и в плен пусть будет взят твой враг!
13 Вы, уцелевшие, к вождям своим идите. Люди Господа, за мной и за воинами следуйте.
14 Ефремляне пришли из горной страны Амалика и следом за тобой, Вениамин, пошли. Начальники шли из семьи Махира. А те, кто бронзовым жезлом владел, пришли из семьи Завулона.
15 Вожди Иссахара были с Деворой. Народ его преданным был Вараку. И пешими шли в долину за ним. Много бравых солдат в твоей армии, Рувим!
16 Так почему же вы у стен овчарен ваших сидели, слушая песни пастухов? И почему отряды Рувима погружены в раздумья были?
17 Народ Галаада спокойно жил за Иорданом. И с кораблями люди Дана оставались. На берегу морском народ Асира спокойно жил у пристаней своих.
18 А народ Неффалима и народ Завулона, рискуя своей жизнью, в горах сражение вели.
19 Цари ханаанские пришли сразиться в Фаанахе, у вод мегиддонских, но добыча не досталась им.
20 С небес сражались звёзды, с путей своих с Сисарой воевали.
21 Поток Киссон, эта древняя река, увлёк людей Сисары. Душа моя, вперёд иди, набирая силу!
22 Стук копыт лошадиных о землю был слышен, когда Сисары мощные кони скакали.
23 Ангел Господний произнёс:
«Пусть будет проклят город Мероз, и жители пусть будут прокляты его за то, что отказались они выйти на помощь Господу. Они не пришли на помощь в битве с Его могучими врагами».
24 Да будет Иаиль, жена Хевера кенеянина, благословенна среди женщин, в шатрах живущих!
25 Сисара воды просил напиться. Она же молока ему дала, в сосуде, подобающем вождям, принесла ему лучшего молока.
26 И, выйдя, взяла кол от шатра, а в правую руку работников молот. Кол к виску Сисары приложила и голову ему пронзила!
27 И к ногам он её опустился. Сражённый пал он, к ногам её склонился, и мёртвый там лежал.
28 В окно выглядывает мать Сисары и громко плачет, спрашивая:
«Что колесницы сына долго так не едут? И почему не слышен стук копыт его лошадей?»
29 И отвечали ей служанки мудрые, как и она сама себе ответила:
30 «Наверное, они сейчас ликуют и делят меж собой добычу. Берут себе бойцы одну иль две девицы каждый. Сисара же выбирает разноцветные одежды из добычи.
31 Так пусть враги твои все так погибнут, Господи! А любящие Тебя будут сильны, как солнце, восходящее во всей силе! И покоилась земля в мире сорок лет.

Новой Женевской Библии

5:1−32 Эта глава — песнь Деворы, славящая Господа.

5:2 Израиль отмщен, народ показал рвение. В начале своей песни Девора призывает славить Господа за избавление отечества от угнетателей.

5:4 от Сеира, когда шел с поля Едомского. Сеир представлял собой главный горный хребет, протянувшийся через Едом, откуда начинались многие завоевательные походы Израиля (Втор 33:2). Бог предстает здесь в облике могучего Воина, идущего впереди Своего народа.

5:4−5 земля тряслась... от лица Господа. Для разгрома войска Сисары Господь вызвал грозу и ливень (ст. 20) и тем самым посрамил ложную веру в языческого бога Ваала как властелина бури.

5:6−7 были пусты дороги... Не стало обитателей в селениях. Незадачливые вожди Израиля довели страну до состояния разрухи. Ничто не напоминало о тех временах, когда Сам Бог как Воин шел впереди Израиля (ст. 4−5). Дороги были заброшены, путешествовать по ним стало небезопасно из-за иноплеменных разбойников. Защитить же народ от них было некому.

5:7 мать в Израиле. Коль скоро знатные мужи не могут возродить страну, то явится женщина, чтобы стать во главе Израиля, — горькое замечание по поводу состояния Израиля в это время (4:1−24 и ком.). «Мать в Израиле», освобождающая страну от врагов, противостоит отчаявшейся матери Сисары (ст. 28).

5:8 Избрали новых богов, оттого война у ворот. Причинно-следственная связь между грехом и наказанием за него (2:11−19).

5:9 к ревнителям. См. ст. 13−23, где говорится о том, что одни колена с готовностью шли воевать, другие же делали это без всякого желания. Израильские вельможи не были настроены на патриотический лад.

5:10 Ездящие на ослицах белых. Верхом на ослах ездили представители знати; к ним, «вельможам», «начальникам» Израиля (ст. 3, 9), обращается Девора.

5:11 хвалу Господу, хвалу вождям Израиля. Букв.: «праведные дела Господа, праведные дела вождей Израиля». Бог поступил праведно, сохраняя верность завету и сокрушая врагов Своего народа: спасение, принесенное «вождями Израиля», прославляется как праведное деяние Божие (2:10).

5:15 В племенах Рувимовых большое разногласие. Уклонение колена Рувимова, «восточной части» колена Манассиина, называемой Галаадом (ст. 17), колен Данова и Асирова (ст. 17) от участия в общей борьбе свидетельствует об отсутствии единства между племенами Израиля.

5:20 звезды... сражались. Поэтический образ.

5:23 Прокляните Мероз. Этот город, местонахождение которого не установлено, был проклят за отказ участвовать в битве против Сисары.

5:24−27 Данный фрагмент песни Деворы во многом повторяет 4:18−22.

5:31 И покоилась земля сорок лет. Типичный для Книги Судей оборот, соединяющий исторические фрагменты в единое повествование.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.