«Почему ты так поступил с нами? Почему не позвал нас, когда вышел воевать с мадиамитянами?»
«У вас гораздо больше добра, чем у меня! Разве вы, ефремляне, не собираете лучший урожай, чем моя семья, семья Авиезера? После сбора урожая на ваших полях остаётся больше винограда, чем моя семья собирает с наших виноградников!
Когда ефремляне услышали ответ Гедеона, они уже так не сердились, как раньше.
«Накормите моих солдат. Они очень устали, а мы преследуем Зевея и Салмана, мадиамских царей».
«Почему мы должны кормить твоих воинов? Вы ещё не поймали Зевея и Салмана».
«За то, что вы не дали нам хлеба, я вернусь сюда, когда Господь отдаст мне в руки Зевея и Салмана, и растерзаю ваше тело пустынными колючками и иглами шиповника».
«Одержав победу, я вернусь сюда и разрушу эту башню».
«Вот Зевей и Салман! А вы смеялись надо мной и говорили: „Почему мы должны давать еду твоим уставшим солдатам? Вы ведь ещё не поймали Зевея и Салмана”».
«Как выглядели те люди, которых вы убили на горе Фавор?»
Зевей и Салман ответили:
«Они были похожи на тебя. Каждый из них был похож на принца».
«Это были мои братья, сыновья моей матери! Клянусь Живым Господом, если бы вы не убили их, я не убил бы вас сейчас».
«Убей этих царей».
Но Иефер был ещё молод и боялся, и поэтому не вынул свой меч.
«Иди и убей нас сам. У тебя для этого достаточно силы».
Тогда Гедеон убил Зевея и Салмана и снял с шей их верблюдов украшения, имеющие форму серповидной луны.
«Ты спас нас от мадиамитян. Властвуй над нами, и пусть твой сын и правнук властвуют над нами».
«Ни я, ни мой сын не будем властвовать над вами. Пусть Господь владеет вами».
«Прошу вас об одном: пусть каждый из вас даст мне по одной золотой серьге из своей добычи».
8:1−3 Этот конфликт между ефремлянами и Гедеоном подобен конфликту, который произошел между ними и Иеффаем (см. 12:1−6).
8:4−21 Гедеон не ладил с жителями Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла и в конечном счете наказал и тех, и других за то, что они не помогли ему в борьбе с мадианитянами.
8:22 владей нами. Гедеон настолько преуспел в роли судьи, что народ предложил ему стать царем. Гедеон отказался, заявив, что Израилем правит Сам Господь (ст. 23). Саул, оказавшись в аналогичной ситуации (6:15; 1Цар 9:21), на такое же предложение ответил иначе (1Цар 9:22 — 11:15).
8:23 На первый взгляд этот стих, подобно 1Цар 8:7−9, говорит о том, что Израилю не следовало устанавливать монархию. Проблема, однако, не в самой монархии, но в том, какого царя искали израильтяне.
8:24 дайте мне... по серьге. Хотя Гедеон отверг предложенную ему царскую власть, действовал он подобно царю (ст. 25−26, 30).
8:27 ефод. Истинным назначением ефода было приближение первосвященника к Господу(1Цар 23:9−11; 1Цар 30:7−8).
блудно. Гедеон, самый достойный из судей, предшествовавших Самуилу, оказался неспособен руководить народом в духе верности завету (2:16 и ком.).
сетью Гедеону и всему дому его. См. ком. к 2:3. Гедеону всегда недоставало твердости духа при исполнении воли Господа. Как и его отец, он в конечном счете впал в язычество.
8:31 Авимелех. Примечательно, что сын Гедеона от наложницы, жившей в Сихеме, звался Авимелехом, что, вопреки заявлениям самого Гедеона (ст. 23−24), означало «мой отец-царь».
8:33 — 9:57 История Авимелеха показывает, каким несчастьем для страны может обернуться правление недостойного царя. Авимелех, угнетавший народ и нарушавший завет, являл собой полную противоположность спасителю Израиля. История его воцарения вплотную подводит к вопросу о том, каким же должен быть царь Израиля (9:2, 8−20, 28−29). В свете этого весьма примечательным является то, что в жизни Авимелеха и Саула были очень похожие эпизоды (9:23, 54 и ком.). Такое сходство служит отрицательной характеристикой Саулу и его правлению, т.к. дает понять, что он был царем, подобным Авимелеху. Смысл этой истории в том, что Иевосфей, сын Саула, является не лучшим царем, чем Авимелех, сын Гедеона.
8:33 Ваалверифа. Имя языческого бога буквально означает «Ваал, господь завета». Он противопоставляется, таким образом, Господу Богу — истинному Богу завета (см. 9:4 и ком.).
8:34 не вспомнили. Память о спасительных чудесах Божиих была первейшим условием верности завету (2:10 и ком.; 2:12).
8:35 не сделали милости. См. 9:5, 16−19.