1 Царств 10 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Самуил взял сосуд с елеем помазания и вылил его на голову Саула. Затем он поцеловал его и сказал:
«Господь выбрал тебя править народом, принадлежащим Ему. Ты будешь управлять народом Господа и спасёшь его от окружающих его врагов. И вот знак, который подтвердит, что это правда:
2 когда ты сегодня уйдёшь от меня, то встретишь двух человек возле гроба Рахили в Целцахе, на земле Вениамина.
3 Затем ты пойдёшь дальше, пока не придёшь к большому Фаворскому дубу, и там тебя встретят три человека, идущих молиться Богу в Вефиль. Один из них будет нести трёх козлят, другой будет нести три булки хлеба, а третий — сосуд с вином.
4 Они поприветствуют тебя и отдадут тебе два святых хлеба, и ты возьмёшь их.
5 Затем ты придёшь на холм Божий, где находится филистимское укрепление. Когда ты придёшь в этот город, ты встретишь нескольких пророков, спускающихся с высоты. Они будут пророчествовать и играть на гуслях, тамбуринах, флейтах и лирах.
6 И сойдёт на тебя Дух Господний с великой силой, и ты изменишься. Ты станешь другим человеком и будешь пророчествовать с ними.
7 Когда это произойдёт с тобой, делай всё, что задумаешь, так как с тобой будет Бог.
8 Отправься в Галгал раньше меня, а я позже приду к тебе туда для принесения жертв всесожжений и содружества. Жди меня семь дней, пока я не приду, и тогда я скажу, что тебе необходимо дальше сделать».
9 Как только Саул повернулся, чтобы идти от Самуила, Бог изменил всю жизнь Саула, и все эти знамения сбылись в тот же день.
10 Саул и его слуга пошли к холму. Там они встретили пророков, и Дух Божий сошёл на Саула с великой силой, и Саул стал пророчествовать среди них.
11 Все, знавшие его раньше, увидев, что он пророчествует с другими пророками, спрашивали друг друга:
«Что случилось с сыном Киса? Неужели и Саул — пророк?»
12 И ответил один из живущих там:
«Да! И похоже, что он у них главный».
Поэтому и стало известным изречение:
«Неужели и Саул в пророках?»
13 Закончив пророчествовать, Саул отправился домой.
14 Тогда дядя Саула спросил его и слугу его:
«Где вы были?»
Саул ответил:
«Мы искали ослиц, но, увидев, что их нет, зашли повидать Самуила».
15 Дядя спросил его:
«Расскажи мне, что сказал вам Самуил».
16 Саул ответил:
«Самуил сказал нам, что ослицы уже нашлись».
Саул не рассказал своему дяде о том, что Самуил говорил ему о царстве.
17 Самуил созвал всех израильтян к Господу в Мицфу
18 и обратился к ним с такими словами:
«Господь, Бог Израиля, говорит: „Я вывел Израиль из Египта. Я спас вас от власти египтян и от других царств, угнетавших вас”.
19 Но сегодня вы отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бед и несчастий. Вы сказали, что хотите царя, который бы правил вами. Итак, предстаньте теперь перед Господом по коленам и родам вашим».
20 Самуил созвал все колена израильские и стал выбирать царя, и было выбрано колено Вениамина.
21 Тогда он велел подходить колену Вениамина по родам, и из них была выбрана семья Матрия. Затем Самуил велел подходить каждому мужчине из этой семьи, и из них был назван Саул, сын Киса. Но когда его стали искать, то не могли найти.
22 Они спросили Господа:
«Пришёл ли сюда Саул?»
Господь сказал:
«Вот он, прячется в обозе».
23 Люди побежали и вывели оттуда Саула. Когда он стал среди народа, то был на голову выше всех остальных израильтян.
24 Затем Самуил сказал всему народу:
«Смотрите, кого избрал Господь. Во всём народе нет ему подобного».
Тогда весь народ воскликнул:
«Да здравствует царь!»
25 Самуил объяснил народу правила царства. Он записал эти правила в книгу и положил её перед Господом, а затем велел людям разойтись по домам.
26 Саул также пошёл домой в Гиву. Бог коснулся сердец храбрецов, и они пошли за Саулом.
27 Но некоторые смутьяны говорили:
«Как может этот человек спасти нас?»
Они оскорбляли его и отказались поднести ему дары, но Саул ничего на это не сказал. Наас, царь аммонитский, причинял вред людям Гада и Рувима. Он выколол правый глаз у каждого из них и никому не позволил помочь им. Наас также выколол правый глаз у каждого израильтянина, живущего к востоку от реки Иордан. Но семь тысяч израильтян убежали от аммонитян в Иавис Галаадский.

Новой Женевской Библии

10:1 помазывает тебя в правителя. См. ком. к 9:16.

наследия Своего. См. 9:16 («народу Моему — Израилю»); Втор 32:9; 2Цар 20:19. Готовность Господа удовлетворить просьбу народа и поставить над ним земного царя отнюдь не означает, что Сам Он отказывается от прав, которыми как Великий Царь обладает на Свое «наследие» (или, по-другому, «владение») — Израиль. Царь-помазанник должен быть не самовластным правителем, а наместником Божиим, пользующимся правами, определенными и ограниченными Им Самим (10:25).

10:2−6 Завершающие слова ст. 1 в том виде, в каком они содержатся в Септуагинте, указывают, что Саулу предстоит получить знамение, подтверждающее его помазание.

10:5 на холм Божий. Правильнее читать это место «в Гиву Божию». По всей вероятности, это то же место, что и названное в 13:3 просто «Гива». Часть исследователей, однако, полагают, что здесь имеется в виду «Гива Саулова» (ст. 26; 11:4).

где охранный отряд Филистимский. То обстоятельство, что в «Гиве Божией» находился «охранный отряд Филистимский», с очевидностью указывает на то, какая первоочередная задача стояла перед Саулом, призванным освободить народ Божий из-под власти филистимлян (9:16).

встретишь сонм пророков. Возглавляющим сонм пророков Самуил представлен в 19:20. «Сыны пророческие» (во множественном числе) также упоминаются совместно с Елисеем в 4Цар, гл. 2; 6:1; 9:1 и др. В такие «сонмы» или группы во времена всеобщего отступничества и духовной индифферентности собирались ревностные защитники истинной религии.

пророчествуют. В ВЗ пророчествование обычно, но не всегда, означает передачу чьих-либо слов (см., напр., Исх 6:28 — 7:2, где сказано, что Аарон исполнял роль «пророка» при Моисее; ср. 3Цар 22:22; Иер 14:14; Иез 21:9; Ам 3:8). Пророки Божии, таким образом, являются как бы Его вестниками (2Цар 7:1−5; 2Цар 12:1; 2Цар 24:11−12).

10:6 найдет на тебя Дух Господень. См. ст. 10, а также 11:6 и ком. О воздействии Духа на Самсона говорится в таких же словах (Суд 14:6, 19; Суд 15:14). В Давиде Дух Господень присутствовал постоянно (16:13), Саул же в конце концов был лишен Его присутствия (ср. 16:14; 18:10; см. также ком. к 11:6). Часто в ВЗ ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи.

сделаешься иным человеком. Здесь речь не идет о каком-то коренном духовном перерождении или преображении Саула. Смысл этих слов, скорее, в том, что Саул должен на некоторое время измениться, чтобы оказались явленными все необходимые знамения (ст. 9; примечательно, помимо прочего, и удивление тех, кто знал его раньше, ст. 11).

10:7 делай, что может рука твоя. Главным предназначением Саула было освобождение Израиля из-под власти филистимлян. Ввиду того, что Самуил, сообщая Саулу о последнем из трех знамений, прямо указал на зримый символ филистимского владычества (ст. 5), данные слова пророка следует понимать как повеление Саулу в подтверждение его помазания атаковать охранный отряд филистимлян (или убить филистимского наместника; см. ком. к ст. 5) и тем самым бросить вызов неприятелю.

10:8 пойди прежде меня в Галгал. Самуил предписывает Саулу, после того, как тот сделает «что может его рука», явиться на встречу с ним в Галгал с тем, чтобы пророк жертвоприношениями освятил предстоящую битву и дал помазаннику новые указания.

для принесения всесожжении. См. Лев 1:3−17.

мирных жертв. Мирные жертвы описаны в Лев, гл. 2.

10:9 Бог дал ему иное сердце. См. 10:6 и ком.

10:11 неужели и Саул во пророках. Эти слова стали пословицей, которой выражают удивление при виде того, что кто-то занимается чем-то ему несвойственным. Люди, прежде знавшие Саула, крайне удивились, увидев его среди ревнителей веры. В связи с этим они могли предположить: либо Саул действительно переменился, либо же просто действовал необычным для себя образом. Второе предположение представляется более правдоподобным, ибо в его пользу, в частности, говорит явно ироническое употребление пословицы «Неужели и Саул во пророках?» (19:24).

10:12 а у тех кто отец? Ввиду того, что слово «отец» может означать и руководителя группы пророков (напр., 4Цар 2:12; 6:21), человек, задавший этот вопрос, возможно, хотел узнать, кто именно предводительствует данной конкретной группой.

10:14−16 Третье из назначенных знамений исполнилось (см. ком. к 10:2−6), однако Саул не делает, как должен был бы, «что может его рука» (см. ст. 7; 13:3 и ком.).

10:17 созвал Самуил народ. Отказавшись от исполнения данного ему Самуилом предписания (ст. 7), Саул не привлек к себе всеобщего внимания, и теперь, чтобы донести до народа Божественный замысел, пророк должен прибегнуть к другому средству. Первые слова его речи к собравшемуся народу (ст. 18) весьма напоминают обычное начало пророческих обвинительных речей (см. ком. к 2:27−36). Собственно же процедура выбора Саула очень сходна с процедурой определения виновного в том или ином проступке (ср. гл. 14; Нав, гл. 7).

10:20 указано колено Вениаминово. Избрание определялось жребием. О бросании жребия см. Лев 16:8−10; Чис 26:55. Могли также использоваться урим и туммим, о которых см. Исх 28:30; Чис 27:21; Втор 33:8.

10:22 он скрывается в обозе. Из всего уже сказанного о Сауле уместнее полагать, что такое поведение свидетельствовало скорее о его робости, а не о смиренности.

10:25 права царства. Поставив через пророка Самуила царя над Израилем, Бог, тем не менее, остается его Великим Царем. Для того, чтобы царствование земного царя было благополучным, и царь, и народ должны неизменно считаться с данными им свыше правами царства (Втор 17:18−20; 4Цар 11:12). написал в книгу, и положил пред Господом. Ср. Втор 31:26; Нав 24:26.

10:27 ему ли спасать нас? Задававшие этот вопрос названы «негодными людьми» вполне заслуженно, поскольку они ставили под вопрос выбор, сделанный Богом. Но в то же время их сомнение не может считаться безосновательным, ибо Саул к описываемому моменту еще не совершил ничего, что бы возвысило его над остальными. В отличие от Саула, Давид перед восшествием на престол имел на своем счету целый ряд доблестных деяний.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.