1 Царств 12 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Самуил сказал всем Израильтянам:
«Я сделал всё, что вы просили. Я поставил над вами царя.
2 Сейчас у вас есть царь, который ведёт вас. Я состарился и поседел, но мои сыновья с вами. Я был вашим вождём с юности.
3 Вот я перед вами! И теперь перед Господом и перед помазанником Его вы должны сказать, что я сделал не так. Взял ли я у кого корову или осла? Обижал ли я кого или обманывал? Брал ли у кого взятки или забрал себе сандалии, принадлежащие другому человеку? Скажите мне, и, если такое было, я исправлю совершённый проступок».
4 Израильтяне ответили:
«Нет! Ты никогда не делал нам ничего плохого. Ты никогда не обижал и не обманывал нас, и ничего у нас не забирал!»
5 Тогда Самуил сказал израильтянам:
«Господь и избранный Им царь — свидетели сегодня. Они слышали всё, что вы сказали, и знают, что вы не нашли ничего греховного за мной».
И народ ответил:
«Да! Господь — свидетель!»
6 Тогда Самуил сказал народу:
«Господь — свидетель. Господь выбрал Моисея и Аарона. Господь вывел ваших предков из Египта.
7 А теперь стойте здесь, и я расскажу вам о тех благодеяниях, которые Господь сделал для вас и ваших предков.
8 Иаков пришёл в Египет, но египтяне сделали жизнь его потомков такой тяжёлой, что они взмолились Господу о помощи. Тогда Господь послал Моисея и Аарона, которые вывели ваших предков из Египта и привели их на это место.
9 Но ваши предки забыли Господа, Бога своего. И тогда Господь отдал их в рабство Сисаре, асорскому военачальнику, а затем Он отдал их в рабство филистимлянам и моавскому царю, которые воевали против них.
10 Но ваши предки взмолились Господу о помощи и сказали: „Мы согрешили. Мы оставили Господа и служили лжебогам Ваалу и Астарте. Спаси нас теперь от наших врагов, и мы будем служить Тебе”.
11 Тогда Господь послал Иероваала, Варака, Иеффая и Самуила и избавил от врагов, окружавших вас, и вы жили в безопасности.
12 Но, увидев, что Наас, царь аммонитский, идёт против вас, вы пожелали, чтобы царь правил вами, хотя Господь, Бог ваш, уже был вашим царём!
13 Итак, вот царь, которого вы выбрали. Господь избрал этого царя над вами.
14 Вам необходимо почитать Господа, служить и подчиняться Ему. Вам не следует идти против Него. Вы и ваш царь должны следовать за Господом, Богом вашим, и тогда Бог спасёт вас.
15 А если вы не будете слушать Господа и станете противиться Ему, то и Он будет против вас. Господь уничтожит вас и вашего царя!
16 Теперь стойте и смотрите на великое чудо, которое Господь совершит у вас перед глазами.
17 Сейчас время жатвы пшеницы. Я буду молиться Господу, чтобы Он послал гром и дождь, и вы узнаете, какой великий грех вы совершили перед Господом, прося себе царя».
18 Самуил воззвал к Господу, и в тот же день Господь послал гром и дождь, и весь народ устрашился Господа и Самуила.
19 Они сказали Самуилу:
«Помолись Господу, Богу твоему, за нас, слуг твоих. Не дай нам умереть! Ко всем грехам нашим мы прибавили ещё грех, попросив себе царя».
20 Самуил ответил народу:
«Не бойтесь. Это правда, что вы согрешили, но не отступайте от Господа и служите Господу всем сердцем вашим.
21 Идолы — всего лишь статуи. Они не могут помочь вам! Идолы не помогут вам и не спасут вас, так как они — ничто!
22 Господь же не оставит Своего народа. Господу угодно было избрать вас Своим народом, и ради Своего великого имени Он не оставит вас.
23 И я тоже никогда не перестану молиться о вас. Я не допущу такого греха перед Господом. Я буду продолжать наставлять вас на добрый и правильный путь.
24 Но вы должны почитать Господа и искренне служить Ему, от всего вашего сердца. Помните о великих делах, которые Он сделал для вас!
25 Если же вы упрямы и будете творить зло, то Бог уничтожит и вас, и вашего царя».

Новой Женевской Библии

12:1−25 Самуил в последний раз обращается к Израилю, призывая народ и царя повиноваться Господу и предупреждая, что в противном случае их неминуемо постигнет Божественная кара.

12:1 я послушался. См. 8:7, 22.

12:2 и вот, царь ходит пред вами. Несмотря на определенные недостатки Саула, в которых народ вполне отдает себе отчет (см. ком. к 11:15), процесс его восхождения на престол завершен и отныне он является царем Израиля. Речь Самуила знаменует собой окончание периода судей израильских, однако сам Самуил не уходит на покой, а, скорее, просто ограничивает меру своей ответственности (см. ст. 23 и ком.) сообразно определенному для эпохи монархии разделению полномочий между царем и пророком.

я же ходил пред вами от юности моей. Используя тот же оборот речи, что и в предыдущем предложении, Самуил противопоставляет себя — судью и пророка (ст. 3−5) — царю, о чьих возможных злоупотреблениях он уже предупреждал народ Израиля

12:3−5 Искренне желая, чтобы царское правление в Израиле было успешным и благотворным, Самуил обращается к народу с речью, одной из задач которой было заставить израильтян осознать греховность высказанного ими желания иметь над собою земного царя. В речи этой можно выделить три момента. Во-первых, в самом ее начале Самуил говорит о том, что сам он не запятнал себя ни стяжательством, ни несправедливостью (ст. 3), и получает от народа подтверждение безупречности своего правления (ст. 4−5). Во-вторых, он отмечает, что в прошлом лидеры Израиля всегда избирались Господом (ст. 6) и выбор Его неизменно оказывался лучшим из возможных (ст. 7−8). В-третьих, он подчеркивает то обстоятельство, что даже когда израильтяне «забыли Господа, Бога своего», Он продолжал проявлять милость к Своему народу: предав Израиль под власть врагов (ст. 9), Он затем, в ответ на вопль об избавлении (ст. 10), поставил над ним судей, в числе которых Самуил называет и себя (ст. 11). Таким образом, народу должно было стать ясно, что Божиего попечения вполне достаточно для благополучия страны, и поэтому его просьба о земном царе в то время как, по словам Самуила, «Господь Бог ваш — Царь ваш» (ст. 12), не могла не предстать перед ним в ее истинном свете (8:7). Однако, несмотря на греховность этой просьбы, Господь по милости Своей удовлетворил ее и поставил над Израилем царя (ст. 13), не уступив ему при этом собственной власти над Своим народом (см. 8:22; 10:1, 25). Правление земного царя может быть успешным, но только, как говорит Самуил царю и народу: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа» (ст. 14).

12:3 пред помазанником Его. См. ком. к 2:10. Самуил получает повеление помазать Саула (9:16) и исполняет его (10:1).

12:7 Теперь же предстаньте. Самуил призывает народ со вниманием выслушать обвинения в свой адрес. Такое же выражение он употребляет и в начале ст. 16, когда собирается явить собравшимся знамение, благодаря которому они должны в полной мере осознать греховность своего желания иметь над собой земного царя.

я буду судиться с вами. В начале своей речи сам Самуил выступил в качестве ответчика и получил «оправдательный приговор» (ст. 3−5). Теперь же он становится обвинителем, а место ответчика занимает народ Израиля. См. ком. к 12:3−5.

12:12 увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас. Угроза вторжения аммонитян была актуальна уже тогда, когда Израиль потребовал поставить над собой царя (см. ком. к 11:1). С другой стороны, Самуил мог вспомнить о столкновении с аммонитянами потому, что это был самый последний пример того, как израильтяне в опасности безверно положились на человеческие силы, а не на Бога.

12:13 вот царь, которого вы избрали. См. 8:18 и 16:1.

которого вы требовали. См. 8:10 и ком.

12:14 Если будете бояться Господа. Страх Божий являлся основополагающим заветным условием стяжания благословения (Втор 6:2, 24; Втор 10:12; Втор 31:12−13). Он предполагает благоговение пред Господом.

12:15 как была против отцов ваших. Септуагинта предлагает иное прочтение: «и против царя вашего»; это, возможно, более правильно отражает первоначальный вариант.

12:17 не жатва ли пшеницы. Жатва пшеницы выпадала в древнем Израиле на май-июнь, т.е. на начало засушливого сезона, в течение которого осадков практически не выпадало.

12:20−25 В ответ на всеобщее покаяние Самуил призывает народ не бояться, но в то же время и ни в коем случае не отступаться от Бога (ст. 20). Для избавления от греха Израилю необходимо не отворачиваться от Господа и не искать помощи ни у кого, кроме Него (ст. 20:21). Богу небезразлична судьба Его народа, ибо с ним связано имя Его (ст. 22). Со своей стороны, Самуил намерен и дальше всем сердцем служить благу народа Божиего (ст. 23). Иными словами, от Израиля требовалась чистосердечная и истинная преданность Господу (ст. 24).

12:23 молиться за вас... наставлять вас. В новых условиях царского правления сфера ответственности Самуила ограничивалась молитвенным заступничеством за Израиль и учительством.

12:24 бойтесь Господа. См. ком. к ст. 14.

от всего сердца вашего. См. ст. 20; 13:14; 16:7.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.