1 Царств 16 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 И сказал Господь Самуилу:
«Сколько будешь ты печалиться о Сауле? Ты жалеешь о нём даже после того, как Я сказал тебе, что отвергаю Саула от царствования над Израилем! Наполни свой рог елеем и иди в Вифлеем. Я посылаю тебя к человеку по имени Иессей, который живёт в Вифлееме. Я выбрал новым царём одного из его сыновей».
2 Но Самуил ответил:
«Если я пойду, Саул услышит об этом и попытается убить меня».
Господь сказал:
«Возьми с собой молодого телёнка и скажи, что ты пришёл принести жертву Господу.
3 Пригласи Иессея на церемонию жертвоприношения, а затем Я укажу тебе, что делать. Тогда ты помажешь того, кого Я укажу тебе».
4 Самуил сделал то, что сказал ему Господь. Когда он пришёл в Вифлеем, старейшины города, дрожа от страха, вышли навстречу Самуилу и спросили:
«С миром ли ты пришёл?»
5 Самуил ответил:
«Да, я пришёл с миром, чтобы принести жертву Господу. Освятитесь и идите со мной к жертвоприношению».
Самуил освятил Иессея и его сыновей и позвал их к жертвоприношению.
6 Когда пришёл Иессей со своими сыновьями, Самуил увидел Елиава и подумал:
«Наверное, это и есть тот, кого избрал Господь!»
7 Но Господь сказал Самуилу:
«Елиав высок и красив, но не смотри на него. Бог смотрит не так, как смотрит человек. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце. Елиав — не тот человек».
8 Затем Иессей позвал второго сына, Авинадава. Авинадав подошёл к Самуилу, но Самуил сказал:
«Нет, это не тот, кого избрал Господь».
9 Тогда Иессей велел Шамму подойти к Самуилу, но Самуил сказал:
«Нет, и не этого избрал Господь».
10 Так Иессей подводил к Самуилу семерых своих сыновей, но Самуил сказал:
«Никого из них не избрал Господь».
11 Затем он спросил Иессея:
«Все ли твои сыновья здесь?»
Иессей ответил, что у него есть ещё младший сын, но он пасёт овец. Самуил сказал Иессею:
«Пошли за ним и приведи его сюда. Мы не сядем есть, пока он не придёт».
12 И Иессей послал за младшим сыном. Это был очень красивый юноша, с приятным лицом и волосами рыжевато-каштанового цвета. И сказал Господь Самуилу:
«Встань и помажь его, так как он и есть избранник Божий».
13 Самуил взял рог с елеем и помазал младшего сына Иессея среди его братьев. И с того дня Дух Господний сошёл на Давида с великой силой. Самуил же вернулся домой в Раму.
14 Дух Господний покинул Саула. И Господь послал Саулу злого духа, который принёс ему много бед.
15 Слуги Саула говорили ему:
«Злой дух от Бога тревожит тебя.
16 Прикажи нам, и мы найдём человека, который умеет играть на гуслях. И когда на тебя найдёт злой дух от Бога, этот человек будет играть для тебя и тебе станет легче от его музыки».
17 Саул сказал слугам:
«Найдите человека, который хорошо играет, и приведите его ко мне».
18 Один из слуг сказал:
«Я видел у Иессея, который живёт в Вифлееме, сына, умеющего играть на гуслях. Он храбр и искусен в битве, умён и красив собой. И ему помогает Господь».
19 Тогда Саул отправил послов к Иессею и сказал:
«Пошли ко мне Давида, твоего сына, который пасёт овец».
20 Иессей послал подарки Саулу. Он взял осла, немного хлеба, мех с вином и козлёнка, дал всё это Давиду и отправил его к Саулу.
21 Давид пришёл к Саулу и предстал перед ним. Саул очень полюбил его, и Давид стал его оруженосцем.
22 И послал Саул сказать Иессею:
«Пусть Давид останется и служит мне, потому что он мне очень понравился».
23 И каждый раз, когда злой дух от Бога нисходил на Саула, Давид брал арфу и играл на ней. И злой дух покидал Саула, и ему становилось лучше.

Новой Женевской Библии

16:1 — 31:13 Данная часть Первой книги Царств посвящена восхождению к власти Давида и отпадению царства от Саула.

16:1 Вифлеемлянину. Впервые о Вифлееме упоминается в Быт 35:19. Этот город был родиной Давида, и именно туда Бог направил Самуила для помазания нового царя. О значимости Вифлеема в контексте пришествия Мессии (Помазанника) см. Мих 5:2; Мф 2:5−6; Ин 7:42.

Я усмотрел Себе царя. Примечательно, что Господь говорит об избрании царя «Себе», а не «им», т.е. народу (8:22; ср. 8:18; 12:13), как то было в случае с избранием Саула.

16:3 помажешь. См. ком. к 2:10.

16:4 старейшины города с трепетом вышли навстречу ему. Сходным образом повел себя Ахимелех, когда Давид в одиночестве пришел в Номву (21:1). Отчего старейшины, встречая Самуила, трепетали, не вполне ясно. Возможно, что они испытывали определенные опасения в связи с неудачей царствования, начало которому (см. гл. 8) было положено именно по требованию старейшин.

16:5 освятитесь. См. Исх 19:10−22. Обряд телесного очищения символизировал обретение соответствующего духовного настроя.

16:7 не смотри... на высоту роста его; Я отринул его. Слова о «высоте роста» как о ложном критерии пригодности человека к восхождению на престол, наряду с упоминанием о том, что самый высокий из сыновей Иессея «отринут» Богом, не могут не навести на мысль о Сауле, также славившемся своим ростом (9:2; 10:23), а ныне отвергнутом от царства (15:23, 26).

Господь смотрит на сердце. Т.е. оценивает человека не по внешним, а по внутренним качествам (см. 13:14 и ком.).

16:11 меньший. Соответствующее древнееврейское слово, которое обозначает не только младшего по возрасту, но и меньшего по росту, подчеркивает контраст между Давидом и его высоким старшим братом, который был отвергнут Богом, а также первым царем Израиля, также отвергнутым Им (см. ст. 7 и ком.).

он пасет овец. Господь избирает пастуха и делает его пастырем для Своего народа.

16:13 среди братьев его. По всей видимости, старейшины также присутствовали при помазании Давида (ст. 4−5). Присутствие при этом событии братьев Давида подчеркивается, видимо, с целью объяснить поведение Елиава (см. 17:28).

почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. См. ком. к 10:6 и 11:6. Тем, что Дух почивал на Давиде постоянно, никогда не покидая его, новый царь Израиля противопоставлен Саулу, которого Дух лишь посещал.

16:14 от Саула отступил Дух Господень. Дух Божий оставил Саула Своим укрепляющим присутствием, должно быть, в момент, когда тот был окончательно отвергнут от царства (ср. 16:1).

возмущал его злой дух. Ср. 3Цар 22:21−23. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «злой», отнюдь не всегда предполагает абсолютное зло. Оно может означать также и нечто мешающее, досаждающее.

16:18 человека... воинственного. Букв.: «воина».

и Господь с ним. Этим обстоятельством в большей мере, чем всеми личными качествами Давида, объясняется его уверенное продвижение к царской власти.

16:19 пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. Сам того не зная, Саул призывает к себе человека, которому предстоит сменить его на израильском престоле. В этих словах дается одно из многочисленных указаний на то, что восхождение Давида к власти направлялось провиденциально и ни в коем случае не было результатом политической борьбы.

16:21 очень понравился ему. Возможный перевод: «он (Давид) полюбил его (Саула) и сделался его оруженосцем».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.