1 Царств 17 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Филистимляне собрали свои войска для войны и, собравшись в Сохо иудейском, они разбили лагерь между Сокхофом и Азеком, в Ефес-Даммиме.
2 А Саул и израильтяне собрались и разбили свой лагерь в долине Елах. Они выстроились и приготовились к войне с филистимлянами.
3 Филистимляне расположились на одном холме, израильтяне стали на другом, а между ними была долина.
4 Из филистимского лагеря вышел непобедимый боец по имени Голиаф, который был родом из Гефа. Ростом он был 6 локтей и 1 пядь.
5 На голове у него был бронзовый шлем, и одет он был в чешуйчатую броню. Эта броня была из бронзы и весила около 5 000 шекелей.
6 На его ногах были бронзовые наколенники, и за плечами у него было бронзовое копьё.
7 Древко его копья было такое длинное, как навой ткацкого станка, а наконечник копья весил 600 шекелей железа. Оруженосец Голиафа шёл впереди, неся его щит.
8 Голиаф стоял и кричал израильским полкам:
«Зачем выстроились вы все на битву? Я — филистимлянин, а вы — слуги Саула. Выберите одного воина, и пусть он выйдет сразиться со мной.
9 Если он убьёт меня, филистимляне станут вашими рабами, а если я убью его, то вы станете нашими рабами и будете служить нам».
10 И ещё филистимлянин сказал:
«Сегодня я опозорю израильские полки! Выберите человека, и пусть он сразится со мной!»
11 Услышав слова филистимлянина, Саул и все израильтяне очень испугались.
12 Давид был сыном Иессея, ефрафянина из Вифлеема иудейского. У Иессея было восемь сыновей, и во времена Саула он был уже старым человеком.
13 Три старших сына Иессея пошли с Саулом на войну. Старшего сына звали Елиав, второго сына звали Авинадав, а третьего — Шамма.
14 Давид был самым младшим сыном. Трое старших братьев пошли вместе с войском Саула,
15 а Давид покинул лагерь Саула, чтобы пасти овец своего отца в Вифлееме.
16 На протяжении сорока дней, утром и вечером, филистимлянин Голиаф выходил и, стоя перед израильтянами, оскорблял их.
17 Однажды Иессей сказал своему сыну Давиду:
«Возьми для братьев своих ефу жареных зёрен и десять хлебов и отнеси к ним в стан.
18 Возьми также десять кусков сыра и отнеси их тысячнику твоих братьев. Узнай, как поживают твои братья, и принеси мне какое-либо доказательство того, что у них всё в порядке.
19 Твои братья с Саулом и со всей израильской армией находятся в долине Елах и готовятся к сражению с филистимлянами».
20 Рано утром Давид встал, поручил овец другому пастуху и, погрузив припасы на телегу, отправился туда, куда сказал ему Иессей. Он добрался до стана, когда войско заняло боевые позиции и с боевыми криками готовилось к сражению.
21 Израильтяне и филистимляне выстроились друг против друга.
22 Давид оставил свою ношу сторожу, охранявшему обоз, и побежал туда, где стояли воины, чтобы узнать о братьях.
23 Пока он разговаривал со своими братьями, Голиаф, непобедимый филистимский воин из Гефа, выступил из своих рядов и, как обычно, стал выкрикивать оскорбления, и Давид услышал это.
24 Увидев этого человека, израильтяне бежали от него в великом страхе.
25 Один израильтянин сказал:
«Видите этого человека? Он выходит каждый день и оскорбляет Израиль. Тот, кто убьёт его, получит от царя Саула большое богатство. Саул также выдаст за него свою дочь и освободит его семью от уплаты налогов в Израиле».
26 Давид спросил стоящих возле него людей:
«Какая награда будет тому, кто убьёт этого филистимлянина и снимет позор с Израиля? Кто такой этот необрезанный филистимлянин, чтобы так оскорблять войско Бога живого?»
27 Тогда израильтяне повторили сказанное ему и добавили:
«Вот какая награда достанется тому, кто убьёт его».
28 Елиав, старший брат Давида, услышав, что он разговаривает с воинами, рассердился на него. Он спросил Давида:
«Зачем ты пришёл сюда и на кого ты оставил немногих овец наших в пустыне? Я знаю твоё дерзкое непослушание! Ты пришёл сюда только для того, чтобы посмотреть на сражение».
29 Давид сказал:
«Что я сделал? Я не сделал ничего плохого. Я просто разговаривал!»
30 И, повернувшись к другим людям, задал им тот же вопрос, и они отвечали ему как прежде.
31 Услышав слова Давида, несколько воинов привели Давида к Саулу и пересказали ему Давидовы слова.
32 Тогда Давид сказал Саулу:
«Пусть народ не падает духом из-за этого филистимлянина. Я, слуга твой, выйду на битву с Голиафом!»
33 Но Саул возразил:
«Как же ты можешь сразиться с этим филистимлянином? Ты ведь даже не состоишь в моей армии».
34 Тогда Давид ответил Саулу:
«Я, твой слуга, пас овец у своего отца, и, когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
35 я гнался за ним, нападал и отнимал добычу из его пасти. Если он набрасывался на меня, я хватал его за гриву и убивал.
36 И льва, и медведя убил твой слуга! То же произойдёт и с этим необрезанным филистимлянином, который насмехался над войском Бога живого.
37 Господь, Который спас меня ото льва и медведя, спасёт меня и от этого филистимлянина».
Затем Саул сказал Давиду:
«Иди, и пусть будет с тобой Господь».
38 Саул одел Давида в свои одежды, надел на него броню и на его голову возложил бронзовый шлем.
39 Давид опоясался мечом и попробовал пройтись. Но он не привык к таким тяжёлым доспехам. Тогда Давид сказал Саулу:
«Я не могу сражаться в этих доспехах. Я не привык», и снял с себя всё это.
40 Давид взял в руку свой посох, нашёл в ручье пять гладких камней, положил их в пастушью сумку и с пращой в руке вышел навстречу филистимлянину.
41 Между тем филистимлянин медленно приближался к Давиду. Оруженосец Голиафа шёл впереди него, неся щит.
42 Голиаф с презрением смотрел на Давида, потому что тот был очень молод, красив и полон здоровья.
43 Он сказал Давиду:
«Что ты идёшь на меня с палкой? Разве я собака?»
— и проклял Давида своими богами.
44 Затем Голиаф сказал Давиду:
«Подойди сюда, и я отдам твоё тело птицам небесным и диким зверям!»
45 Давид ответил филистимлянину:
«Ты вышел против меня с мечом, копьём и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Всемогущего, Бога войска израильского, над Которым ты смеялся.
46 Сегодня Господь предаст тебя в мои руки. Я убью тебя и сниму с тебя голову, и отдам трупы филистимлян на съедение птицам небесным и зверям земным. Тогда вся земля узнает, что есть Бог в Израиле!
47 И узнают все люди, собравшиеся здесь, что не мечом и копьём спасает Господь. Это — война Господа, и Он предаст вас в наши руки».
48 Когда филистимлянин стал приближаться, чтобы сразиться с Давидом, Давид быстро побежал ему навстречу.
49 Он достал камень из сумки и метнул его из пращи. Камень попал Голиафу прямо в лоб и вонзился в него, и филистимлянин упал лицом на землю.
50 Так Давид одолел филистимлянина пращой и камнем. Он поразил врага, убив его без меча.
51 Давид подбежал к Голиафу и, вынув меч филистимлянина из его ножен, отсёк ему голову. Увидев, что их герой погиб, филистимляне повернулись и побежали.
52 Тогда поднялись народ израильский и иудейский и с криками погнались за филистимлянами, и преследовали их до границ Гефа и до самых ворот Екрона. Вся Шааримская дорога была усыпана телами филистимлян, до самого Гефа и Екрона.
53 После погони израильтяне вернулись в лагерь филистимлян и забрали оттуда все ценные вещи.
54 Давид взял голову филистимлянина и отнёс её в Иерусалим, а его оружие положил в свой шатёр.
55 Когда Саул увидел Давида, выходившего против филистимлянина, он спросил у Авенира, начальника войска:
«Авенир, чей сын этот юноша?»
Авенир ответил:
«Клянусь твоей жизнью, царь мой, я не знаю».
56 И сказал царь:
«Тогда узнай, кто отец его».
57 Когда Давид вернулся после поражения филистимлянина, Авенир взял его и привёл к Саулу, и голова Голиафа ещё была в руках Давида.
58 Саул спросил его:
«Чей ты сын, юноша?»
Давид ответил:
«Я сын слуги твоего, Иессея из Вифлеема».

Новой Женевской Библии

17:1 между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. Точнее не «Азеком», а «Азекой». Иудейское поселение Сокхоф располагалось к западу от Вифлеема, на границе с филистимскими землями. Азека находилась северо-западнее Сокхофа, а Ефес-Даммим, как можно заключить из данного стиха, где-то между этими двумя поселениями.

17:2 в долине дуба. Эта долина и в наши дни носит свое древнееврейское название. Она лежит несколько севернее Сокхофа и Азеки.

17:4 единоборец. В ВЗ практически не встречается упоминаний о таком способе разрешения противоречий между двумя враждующими народами, как смертельный поединок единоборцев, представляющих каждую из сторон (со значительными оговорками описанием такого поединка можно считать 2Цар 2:14−16). Однако, согласно многочисленным сведениям, схватки единоборцев были распространены у соседей Израиля. По победе одного из них язычники судили о воле богов.

ростом он — шести локтей и пяди. Т.е. приблизительно 2:7 метра. В Септуагинте, Свитках Мертвого моря и у Иосифа Флавия («Иудейские древности», 6.9.1) говорится не о шести, а лишь о четырех локтях. В этом случае рост Голиафа равнялся двум метрам. По стандартам того времени его можно называть гигантом.

17:11 Саул и все Израильтяне... очень испугались и ужаснулись. Логично было бы, если бы против филистимского гиганта и от Израиля вышел гигант, т.е. Саул (см. 9:2; 10:23−24). Однако Саул «испугался и ужаснулся» вида Голиафа и его слов, не меньше, чем все прочие израильтяне.

17:12 сын Ефрафянина. См. Быт 35:19; 48:7; Руфь 1:2; 4:11; 1Пар 4:4; Мих 5:2.

17:15 Давид возвратился от Саула. Этими словами данный эпизод связывается с событиями предыдущей главы, в которой рассказано о том, как Давид поступил на службу к Саулу. Очевидно, он не постоянно находился при Сауле, а делил свое время между царской службой и работой в отцовском хозяйстве.

17:25 одарил бы того царь. Ср. 8:14−18; 22:7.

дочь свою выдал бы за него. Ср. Нав 15:16; см. ком. к 18:17−19.

17:26 необрезанный Филистимлянин. См. ком. к 14:6.

17:28 рассердился Елиав на Давида и сказал. В данном случае можно провести параллель между сыновьями Иессея и сыновьями Иакова: последние также стали испытывать неприязнь к своему брату Иосифу, когда тот получил знамение об ожидавшей его великой будущности (Быт 37:2−11), и дурно обошлись с ним (Быт 37:12−19).

на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Давид, несмотря на все свое нетерпение принять участие в битве, со всей ответственностью подошел и к более прозаическим обязанностям: и овец, и данные ему отцом припасы он, прежде чем отправиться к боевым линиям израильтян, передал в надежные руки (см. ст. 20 и 22).

дурное сердце твое. Если ранее упоминание о высоком росте Елиава уже в некотором роде уподобило его Саулу (16:6−7), то теперь это уподобление усиливается благодаря его глубокому заблуждению относительно человеческих качеств Давида (ср. 13:14: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему»; 16:7: «Господь смотрит на сердце»).32 пусть никто не падает духом. Букв.: «ни один человек». Септуагинта предлагает иное прочтение этого места: «пусть мой господин не упадет духом», что также возможно, поскольку по-древнееврейски слова «человек» и «господин» пишутся и произносятся практически одинаково.

17:33−37 В этом диалоге Саула с Давидом проявляется разница в их позициях. Саул мыслит в сугубо человеческих понятиях («не можешь ты идти против этого Филистимлянина ... ибо ты еще юноша», ст. 33), Давид же выражает уверенность, что «Господь... избавит» его (ст. 37).

17:36 Филистимлянином необрезанным. См. ком. к 14:6.

17:37 да будет Господь с тобою. Саул, сам того не понимая, продолжает способствовать восхождению Давида к престолу. Ранее он призвал будущего царя к себе на службу (см. ком. к 16:19), а теперь предоставляет Давиду возможность отличиться в бою, где Давид сражается фактически вместо самого Саула. Суть такова, что, произнося фразу «да будет Господь с тобою», Саул говорит о том, что отличает Давида от него самого.

17:38−39 Упоминание о том, что Давид отказался воспользоваться доспехами и мечом Саула, предвосхищает его слова в ст. 47: «не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа» (см. ком. к ст. 5−7).

17:45 во имя Господа Саваофа. См. ком. к 1:3. Давид выходит против Голиафа «во имя Господа», т.е. как орудие Божие, как человек, облеченный всем тем могуществом, которое стоит за именем Господа. О значении имени Божиего см. Исх 34:5−7.

17:47 это война Господа. См. ком. к ст. 38−39; 14:6.

17:49 в лоб. Здесь игра слов. По звучанию древнееврейское слово «лоб» очень похоже на слово «наколенники» (доспехи для защиты голеней), о которых упоминается в ст. 6.

17:50 убил его. Точнее, нанес ему смертельную рану (ст. 51).

17:50 меча же не было в руках Давида. Эти слова подводят итог поединку между Голиафом, превосходившим Давида и физической силой, и вооружением, и будущим царем Израиля, который, имея на своей стороне Бога, победил, даже не взяв в руки меч (ср. ст. 45−47).

17:51 ударил его. Букв.: «добил».

17:52 до Гефа и до Аккарона. См. ком. к 4:1; 5:8, 10.

17:54 отнес ее в Иерусалим. Во время описываемых здесь событий Иерусалим принадлежал еще не израильтянам, а иевусеям (2Цар 5:6−9). Давид мог отнести свой трофей в Иерусалим, чтобы деморализовать иевусеев и предупредить об ожидающем их поражении.

17:55 чей сын этот юноша? Этот вопрос и ответ на него Авенира звучат, на первый взгляд, странно. Если считать, что события, описываемые в гл. 16, предшествовали изложенным в гл. 17 (а это представляется вполне достоверным, ввиду сообщаемого в 17:15 и 18:2), то этому вопросу можно найти три объяснения. Во-первых, несмотря на то, что имя отца Давида было единожды названо Саулу (16:18), а Давид служил царским телохранителем (16:21), Саул мог быть мало осведомлен о семье Давида. Во-вторых, после того как он обещал столь многое победителю Голиафа (17:25), Саулу, естественно, хотелось знать, из какой семьи происходит его возможный зять и чей дом будет «свободным в Израиле». В-третьих, заинтересованность Саула могла объясняться тем, что ему прежде уже было сказано: «отторг Господь царство... от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (15:28). Т.е. он мог задаться мыслью: уж не этому ли выдающемуся юноше передано его царство? См. 18:8 и ком.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.