1 Царств 20 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Давид убежал из Навафа в Раме, пошёл к Ионафану и спросил его:
«Что сделал я? В чём моя вина? Чем согрешил я перед твоим отцом? Почему он хочет убить меня?»
2 Ионафан ответил:
«Это неправда, мой отец не желает твоей смерти! Мой отец не делает ни большого, ни малого дела, не сказав сначала мне. Так почему бы он стал скрывать от меня, что хочет убить тебя? Нет, это неправда!»
3 Но Давид поклялся и сказал:
«Твой отец хорошо знает, что я нашёл твоё благоволение, и поэтому сказал сам себе: „Ионафан не должен знать об этом, потому что обязательно расскажет об этом Давиду”. Но как то истинно, что ты и Господь живы, мне грозит неминуемая смерть!»
4 Тогда Ионафан ответил Давиду:
«Я сделаю всё, что ты пожелаешь».
5 Давид сказал:
«Завтра праздник Новолуния и я должен обедать с царём, но отпусти меня, и я скроюсь в поле до вечера.
6 Если твой отец заметит, что меня нет, то скажи ему: „Давид выпросил у меня разрешение сходить в свой город Вифлеем, чтобы присоединиться к ежегодному жертвоприношению всей его родни”.
7 Если на это он скажет: „Хорошо”, то я в безопасности, а если он разгневается, то знай, что он решил причинить мне зло.
8 Ты же сделай милость твоему слуге, ведь ты заключил со мной договор перед Господом. Если есть на мне какая вина, то убей меня сам! Только не отдавай меня в руки твоему отцу!»
9 Тогда Ионафан ответил такими словами:
«Не будет этого! Если я узнаю наверняка, что мой отец задумал причинить тебе зло, я предупрежу тебя».
10 Давид спросил:
«Кто предупредит меня, если твой отец ответит тебе сурово?»
11 Ионафан сказал:
«Пойдём, выйдем в поле».
И они вместе вышли в поле.
12 Затем Ионафан сказал Давиду:
«Клянусь перед Господом, Богом Израиля: я завтра выясню, благосклонно ли мой отец расположен к тебе. И если он благосклонен, то через три дня я пошлю гонца с сообщением к тебе в поле.
13 Если же мой отец замышляет против тебя зло, я дам тебе знать и отпущу тебя с миром. Пусть Господь накажет меня, если я не сделаю этого. И да будет Господь с тобой, как был с моим отцом.
14 Но и ты не откажи мне в милости Господней, пока я жив. А если я умру,
15 не отнимай милости твоей от семьи моей вовеки, даже когда Господь истребит с земли всех твоих врагов».
16 Так Ионафан заключил договор с домом Давида, сказав:
«Пусть Господь накажет всех, кто не сдержит условий этого договора».
17 Ионафан попросил Давида снова подтвердить свою клятву в любви, так как любил Давида, как самого себя.
18 Ионафан сказал:
«Завтра, во время празднества Новолуния, мой отец увидит, что твоё место за торжественным столом будет пусто.
19 Послезавтра пойди на то место, где ты скрывался раньше и жди у холма.
20 Я выпущу три стрелы в ту сторону, как будто стреляю в цель.
21 Затем я пошлю мальчика найти стрелы. Если всё хорошо, то я скажу ему: „Ты искал слишком далеко! Стрелы упали ближе ко мне. Вернись и собери их”. Тогда ты можешь выйти ко мне, потому что, клянусь Господом, тебе ничего не угрожает.
22 Но если я скажу мальчику: „Смотри, стрелы впереди тебя”, то ты должен уйти, так как Господь отпускает тебя.
23 И помни о договоре между тобой и мной. Господь — свидетель наш на веки вечные!»
24 И Давид спрятался в поле. Во время праздника Новолуния царь сел обедать
25 на своё обычное место у стены, а Ионафан сел напротив Саула. Авенир сел возле Саула, а место Давида осталось пустым.
26 В тот день Саул ничего не сказал. Он подумал:
«Наверное, что-то случилось с Давидом, и он не очистился».
27 Но и на второй день праздника место Давида оставалось пустым. Тогда Саул спросил своего сына Ионафана:
«Почему сын Иессея не пришёл на празднество ни вчера, ни сегодня?»
28 Ионафан ответил:
«Давид попросил меня отпустить его в Вифлеем.
29 Он сказал: „Отпусти меня, потому что моя семья приносит жертвы в нашем городе и мой брат приказал мне быть там. И если я твой друг, то отпусти меня повидаться с братьями”. Поэтому он и не пришёл на пиршество к царю».
30 Саул сильно разгневался на Ионафана. Он сказал ему:
«Ты — сын упрямой и непокорной рабыни! Я знаю, что ты на стороне Давида, и тем самым ты навлечёшь позор на себя и на свою мать!
31 Пока сын Иессея будет жить на земле, не быть тебе царём и ты никогда не будешь иметь своего царства. А теперь пошли за ним и приведи его ко мне, так как он обречён на смерть!»
32 Ионафан спросил отца:
«За что он должен умереть? Что он сделал?»
33 Но Саул бросил в него копьё, чтобы убить его, и Ионафан тогда понял, что его отец очень сильно хотел убить Давида.
34 Ионафан встал из-за стола в великом гневе. Он был так расстроен и так зол на отца, что не ел на второй день праздника, потому что Саул унизил его и решился убить Давида.
35 На следующее утро Ионафан вышел в поле, как и договорился с Давидом, и взял с собой мальчика.
36 Ионафан сказал ему:
«Беги, найди стрелы, которые я пускаю».
Мальчик побежал, а Ионафан пускал стрелы так, что они пролетали над его головой.
37 Когда мальчик подбежал к месту, где упала стрела, Ионафан крикнул ему:
«Стрела впереди тебя».
38 Затем он крикнул:
«Скорей беги! Не останавливайся!» Мальчик собрал стрелы и вернулся к хозяину.
39 Мальчик ни о чём не догадывался, только Ионафан и Давид знали, что происходит.
40 Ионафан отдал мальчику своё оружие и сказал:
«Отнеси его обратно в город».
41 Когда мальчик ушёл, Давид вышел из своего укрытия с южной стороны холма. Он трижды поклонился Ионафану лицом до самой земли. Затем они расцеловались, и оба заплакали. Для них обоих было очень грустно расставаться друг с другом, а особенно горевал Давид.
42 Ионафан сказал Давиду:
«Иди с миром. Мы поклялись именем Господа, что будем друзьями. Мы говорили, что Господь будет свидетелем между тобой и мной, и между твоими и моими потомками навек».
43 После этого Давид ушёл, а Ионафан вернулся в город.

Новой Женевской Библии

20:1 из Навафа. См. 19:18 и ком.

20:2 этого не будет. Судя по всему, Ионафан не знал о последних покушениях на жизнь Давида (19:9−24) и потому утверждал, что клятва Саула (19:6) все еще в силе.

20:5 новомесячие. Праздник новомесячия отмечался в начале каждого месяца. Празднование его сопровождалось игрой на трубах (Чис 10:10; Пс 80:4) и специальными жертвоприношениями (Чис 28:11−15). Праздник новомесячия часто упоминается в связи с субботой (4Цар 4:23; 1Пар 23:31; Неем 10:33; Ис 66:23; Иез 46:1, 3), и, следовательно, в отношении его могли действовать те же предписания, что и в отношении субботы (Ам 8:5). Один раз этот праздник упоминается и в НЗ (Кол 2:16).

20:6 Вифлеем. См. ком. к 16:1.

годичное жертвоприношение. См. ком. к 1:3, а также 1:21.

20:7 рабу твоему. Такая форма обращения свидетельствует о смирении говорящего и о его почтении к адресату (см., напр., 1:11, 16; 3:10; 17:32; 22:15; 23:10; 25:24).

20:8 завет Господень с тобою. См. 18:3, 4 и ком.

20:13 да будет Господь с тобою, как был с отцом моим. Это утверждение факта, что Господь все же был с Саулом, следует понимать как относящееся исключительно к тому периоду, пока Саул оставался законным в глазах Господа царем Израиля. Признавая в Давиде человека Божиего (см. 18:4; 23:17 и ком.), Ионафан выражает ему преданность, превосходящую даже его преданность собственному отцу (ст. 16).

20:15 не отними милости твоей. О том, как Давид исполнил эту просьбу Ионафана, см. 2Цар 9:1−8; 21:7.

20:16 да взыщет Господь с врагов Давида. Под «врагами» здесь, судя по всему, подразумевается отец Ионафана Саул. Ср. 25:22 и 2Цар 12:14.

20:18 новомесячие. См. ком. к ст. 5.

20:19 у камня Азель. Септуагинта предлагает другое прочтение данного места: «у этой насыпи». Однако возможен и такой перевод: «камень у начала пути» или «укромный камень».

20:23 свидетель Господь между мною и тобою во веки. См. Быт 31:50, 53.

20:24 новомесячие. См. ком. к ст. 5.

20:25 Авенир. Авенир был родственником Саула и его военачальником (14:50).

20:26 не очистился. См. Лев 7:19−21.

20:31 не устоишь ни ты, ни царство твое. Из этих слов Саула ясно, что Ионафан является его главным наследником. Несмотря на переданный Саулу через Самуила Божий приговор (13:14), он все еще надеется стать основателем царского рода (ср. 18:8 и ком.). В противоположность ему, Ионафан с готовностью принимает Божию волю (см. 18:4; 20:13; 23:17 и ком.).

20:33 Саул бросил копье в него. Различие в отношении к Давиду привело к разрыву между отцом и сыном. О глубине этого разрыва свидетельствует покушение Саула на жизнь Ионафана, напоминающее его прежние попытки убить Давида (18:11; 19:10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.