1 Царств 22 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Давид ушёл из Гефа и скрылся в Одолламской пещере. Братья его и все родственники услышали, что он находится там, и пошли туда повидаться с ним.
2 К Давиду примкнули все те, кто были в беде, должники и те люди, которые были разочарованы жизнью. Давид стал над ними начальником, и было с ним около четырёхсот человек.
3 Оттуда Давид пошёл в Мицфу моавскую и сказал царю, правившему в той земле:
«Разреши моему отцу и моей матери остаться у тебя, пока я не узнаю, что сделает со мной Бог».
4 И оставил он родителей у царя моавского, и жили они там, пока Давид находился в укреплении.
5 Но пророк Гад сказал Давиду:
«Не оставайся в крепости. Иди в землю Иудейскую».
И Давид ушёл оттуда и пришёл в лес Херет.
6 Когда Саул был в Гиве, ему сообщили, где находился Давид и верные ему люди. Царь сидел тогда под деревом на горе, с копьём в руке, а все слуги стояли вокруг него.
7 Саул сказал слугам, окружавшим его:
«Слушайте, сыновья Вениамина! Неужели вы думаете, что сын Иессея Давид даст вам поля и виноградники, что он сделает вас тысячниками и начальниками над сотнями?
8 Нет! Так почему же все вы устраиваете заговор против меня? Никто из вас не сказал мне о моём сыне Ионафане, о том, что он заключил соглашение с сыном Иессея! Никто не сказал мне, что Ионафан подстрекал Давида напасть на меня! Именно так Давид сейчас и поступает!»
9 Там со слугами Саула находился также и Доик идумеянин. Он сказал:
«Я видел, как сын Иессея приходил в Номву к священнику Ахимелеху, сыну Ахитува.
10 Ахимелех молился Господу о Давиде, дал ему еды и отдал ему меч филистимлянина Голиафа».
11 Тогда царь Саул велел привести к нему священника Ахимелеха, сына Ахитува, и всех его родственников, которые служили священниками в Номве. И все они пришли к царю.
12 Саул сказал Ахимелеху:
«Слушай меня сейчас, сын Ахитува».
И тот ответил:
«Да, господин мой».
13 Затем Саул спросил его:
«Почему ты сговорился с сыном Иессея против меня? Почему ты дал ему хлеб и меч и молился о нём Богу? А сейчас Давид восстал против меня и ждёт удобного момента, чтобы напасть!»
14 Ахимелех ответил:
«Давид очень предан тебе. Он преданнее любого из твоих слуг. Он твой зять и начальник твоих телохранителей, и вся семья твоя уважает его.
15 Я и прежде молился Богу о Давиде. Не обвиняй меня и моих родственников. Мы — слуги твои, и я ничего не знаю о том, что происходит».
16 Но царь сказал:
«Ахимелех, ты и все твои родственники должны умереть!» —
17 и приказал телохранителям, стоявшим возле него:
«Идите и убейте священников Господа, потому что они тоже на стороне Давида. Они знали, что он убежал, но не сказали мне!» Но слуги царя отказались поднять руку на священников Господа.
18 Тогда царь сказал Доику:
«Иди и убей священников».
Доик пошёл и убил священников. В этот день было убито восемьдесят пять человек, носивших льняной ефод.
19 Доик убил также всех жителей Номвы, города священников. Мечом своим он поразил всех мужчин, женщин, детей и младенцев и убил всех их коров, ослов и овец.
20 Но Авиафар, сын Ахимелеха, сына Ахитува, спасся и присоединился к Давиду.
21 Авиафар рассказал Давиду, как Саул убил священников Господа.
22 И сказал Давид Авиафару:
«Я видел в тот день там Доика идумеянина. Я знал, что он донесёт Саулу! Я виновен в смерти всей семьи твоего отца.
23 Тот человек (Саул), который хочет убить тебя, также хочет убить и меня. Оставайся у меня и не бойся; здесь ты будешь в безопасности».

Новой Женевской Библии

22:1 — 23:6 За то, что Ахимелех оказал помощь опальному Давиду, Саул истребляет священство в Номве (гл. 22). Давид же спасает жителей Кеиля от филистимлян (23:1−6).

22:1 в пещеру Одолламскую. Слово «одоллам» означает «убежище». Пещера эта находилась на полпути между Гефом (см. ком. к 5:8) и Хевроном (см. Нав 12:15; 2Цар 23:13; ср. Пс 56:1; Пс 141:1).

братья его... пришли к нему туда. Поскольку Саул обращал свою ярость даже на членов собственной семьи (20:33), родственники Давида никак не могли чувствовать себя в безопасности.

Когда Давид еще не был царем.

22:3 в Массифу Моавитскую. Местоположение этого города неизвестно. О названии Массифа («сторожевая башня») см. ком. к 7:5.

царю Моавитскому. См. Суд 3:12.

побудут у вас. Давид решил искать прибежища в Моаве исходя, вероятно, из предположения, что враждебный Саулу народ (14:47) должен принять сторону его соперника в борьбе за престол. На выборе Давида могло также сказаться и то обстоятельство, что с моавитянами его связывали узы родства (Руфь 4:13−17).

22:4 в оном убежище. См. ком. к 23:14.

22:5 пророк Гад. После воцарения Давида Гаду предстояло занять при нем место прозорливца (2Цар 24:11; 2Пар 29:25; ср. 1Пар 29:29). На данном же этапе присутствие пророка в окружении Давида служило напоминанием о том, что будущность Давида предопределена свыше и что он находится под покровительством Господа. Через некоторое время к Давиду примкнул и священник (ст. 20−23).

22:6 с копьем в руке. О копье Саула говорится здесь, видимо, с целью напомнить о вспыльчивости и жестокости царя (18:10−11; 19:10; 20:33).

22:7 сыны Вениаминовы. Саул всегда окружал себя представителями своего племени (9:1−2; 10:21). Желая укрепить их преданность себе, он пытается воздействовать на чувство племенного эгоизма, для чего ставит вопрос следующим образом: разве Давид из колена Иудина станет проявлять благосклонность к потомкам Вениамина?

22:8 сын мой вступил в дружбу. См. ком. к 18:4.

22:13 сговорились против меня. Утверждение Саула о том, что Ахимелех вступил с Давидом в сговор против него, полностью безосновательно. См. ком. к 21:2.

восстал против меня и строил мне ковы. Утверждая, что Давид в своих поступках руководствовался враждой к нему, Саул заблуждался не меньше, чем когда обвинял Ахимелеха в сговоре с будущим царем.

22:14 кто из всех рабов твоих верен, как Давид. У Саула действительно были веские причины опасаться за свое царствование. Однако угроза Саулу исходила не от Давида, чья верность царю была безупречной, но от его собственных недостойных поступков, за которые Бог в конце концов отверг его (13:13−14; 15:23, 26).

22:18 умертвил... восемьдесят пять мужей. См. ком. к 2:31.

льняной ефод. См. ком. к 2:18.

22:19 и мужчин и женщин, и юношей и младенцев. Описание резни в «городе священников» Номве почти дословно повторяет повеление Господа об избиении амаликитян (15:3), которого Саул не исполнил.

22:22 я виновен. Из резни в Номве Давид мог бы извлечь для себя выгоду, если бы возложил всю вину за случившееся там на Саула. Но он, напротив, признает свою ответственность за истребление священников (см. ком. к 21:2). Одно из главных отличий Саула от Давида не в том, что один был грешен, а другой праведен: оба имели падения, разница была в искренности их покаяния (см. ком. к 15:24−25, 30; 2Цар 12:13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.