1 Царств 3 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Мальчик Самуил служил Господу при Илие. В то время Господь редко говорил с людьми, а видения являлись нечасто.
2 Глаза Илия так ослабли, что он почти ничего не видел. Однажды ночью Илий лежал в своей постели,
3 а Самуил лёг в храме Господнем, где находился ковчег Соглашения Божьего, так как светильник Божий ещё не погас.
4 Господь позвал Самуила, и тот ответил:
«Вот я!»
5 Самуил подумал, что это Илий зовёт его. Он побежал к нему и сказал:
«Вот я! Ты звал меня».
Но Илий сказал:
«Я не звал тебя. Пойди назад, ложись».
Самуил пошёл и лег.
6 Господь снова воззвал к Самуилу. И Самуил снова пошёл к Илию. Но Илий сказал:
«Я не звал тебя. Иди, ложись».
7 Самуил не знал ещё голоса Господа, так как Бог ещё ни разу не говорил с ним.
8 И в третий раз Господь обратился к Самуилу. И снова Самуил пошёл к Илию. Тогда Илий понял, что это Господь зовёт мальчика.
9 Илий сказал ему:
«Пойди назад, ложись и, если Он снова позовёт тебя, скажи: „Говори, Господи. Я, слуга Твой, слушаю Тебя”».
Тогда Самуил вернулся и лёг в свою постель.
10 Господь пришёл, стал там и воззвал, как раньше:
«Самуил, Самуил!» Самуил сказал:
«Говори. Я, слуга Твой, слушаю Тебя».
11 Господь сказал Самуилу:
«Я скоро совершу нечто в Израиле, от чего содрогнётся каждый, кто услышит о том.
12 Я сделаю с Илием и его семьёй всё то, что обещал, от начала и до конца.
13 Я говорил Илию, что накажу его семью навечно за то, что Илий знал, как его сыновья грешат против Бога, и не останавливал их.
14 И поэтому Я клянусь, что ни жертвоприношения, ни хлебные приношения никогда не загладят грехов семьи Илия».
15 Самуил пролежал в постели до утра. Утром он встал рано и отворил двери дома Господа. Он боялся рассказать Илию о своём видении.
16 Но Илий позвал Самуила:
«Самуил, сын мой!» Тот ответил:
«Да, господин мой».
17 Илий спросил:
«Что Господь сказал тебе? Не скрывай от меня. Бог накажет тебя, если ты утаишь что-либо из того, что Он сказал тебе».
18 И Самуил рассказал Илию всё, ничего от него не скрывая. Илий сказал:
«Он — Господь. Пусть делает так, как угодно Ему».
19 Самуил вырос, и Господь был с ним. Господь исполнил всё, о чём пророчествовал Самуил.
20 Тогда весь Израиль, от Дана до Вирсавии, узнал, что Самуил стал пророком Господа.
21 Господь являлся Самуилу в Силоме через слово Своё.

Новой Женевской Библии

3:1 слово Господне было редко в те дни. То обстоятельство, что Бог длительное время не удостаивал Израиль Своего слова, обычно служило знаком Его недовольства им (14:37; Пс 73:9; Плач 2:9; Ам 8:11−12). Соответственно, обращение Господа к Самуилу можно понимать как знак Его благорасположения к пророку.

видения. Вопреки присутствующему в слове «видения» значению визуального контакта с Богом или его посланниками, его древнееврейский эквивалент означает часто «слышание», т.е. контакт слуховой.

3:3 светильник Божий еще не погас. В Священном Писании слово «светильник» ассоциируется с надеждой и обетованием или же с тем, кто в самом себе несет надежду и обетование (см., напр., 2Цар 21:17; 2Цар 22:29; 3Цар 11:36; 3Цар 15:4; Иов 18:5; Пс 131:17; Притч 13:9). Данное место можно понимать в том смысле, что, покуда живет и действует такой человек, как Самуил, надежда не может быть потеряна окончательно.

в храме. Очевидно, в скинии.

ковчег Божий. Ковчег Божий, в других местах ВЗ именуемый «ковчегом завета» или «ковчегом откровения», представлял собой особый переносной деревянный сундук, изнутри и снаружи выложенный золотом. Впервые о нем говорится в Исх 25:10−22 как о первом из предметов, помещенных в скинии.

3:7 Самуил еще не знал тогда голоса Господа. В данном случае о Самуиле говорится почти в тех же словах, что и о сыновьях Илия, которые «не знали Господа» (2:12). Такое сближение на лексическом уровне служит, однако, не уподоблению пророка нечестивым священникам, а, напротив, его противопоставлению им. Тогда как в случае с сыновьями Илия незнание Господа объясняется их испорченностью, Самуилу просто еще «не открывалось слово Господне».

3:8 Тогда понял Илий. Если вспомнить о непонимании Илием того, что делала в храме Анна (1:12−16), а также о его долго продолжавшемся неведении в отношении поступков собственных сыновей (2:22), настоящий эпизод следует рассматривать как признак того, что престарелому священнику отказывает не только физическое (ст. 2), но и духовное зрение. См. ком. к 1:13.

3:12 все то, что Я говорил. Имеются в виду слова, прежде сказанные Богом через человека Божиего (2:27−36). Самуил повторяет это пророчество и тем самым, во-первых, подтверждает отвержение Богом дома Илия и, во-вторых, заявляет о себе как о пророке (ст. 20).

3:13 сыновья его нечествуют. Данное место, по всей вероятности, правильнее было бы читать как «проклинают Бога», «богохульствуют». Трудность здесь состоит в том, что оба варианта перевода, будучи записанными по-древнееврейски, т.е. с использованием одних только согласных, оказываются практически идентичными. Согласно Лев 24:15−16, наказанием виновному в богохульстве могла быть только смерть.

не обуздывал их. Илий, учитывая его положение в семье и в обществе, был обязан прибегнуть к более решительным действиям в отношении своих сыновей, когда оказалось, что его устный упрек не возымел на них должного воздействия.

3:14 не загладится ни жертвами, ни приношениями. В то время как о неумышленных грехах священников сказано, что они могут быть заглажены жертвоприношениями (Лев 4:1−12), вопиющие грехи дома Илиева явно относятся к тем, что совершаются «дерзкой рукой» (Чис 15:30−31). Невозможность прощения за них усугубляете тем, что сыновья Илия препятствовали тому, что, собственно, и являлось естественным путем к прощению — жертвам и приношениям (2:17, 29).

3:18 Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит. Какими бы ни были прежние его проступки, в данном эпизоде Илий показывает себя с лучшей стороны, смиренно принимая отвержение Господом своего дома и исповедуя Его полное право по Своему усмотрению вершить человеческие судьбы. Эти его слова в дальнейшем будут служить своего рода мерилом для оценки других лиц книги, в частности Саула (1Цар 20:30−31) и Давида (2Цар 15:25−26).

3:19 Господь был ним. Этим объясняется успех одних героев повествования и неудачи других. Так, о том, что Бог был с Давидом, говорится неоднократно (напр., 16:18; 18:12, 14, 28). В связи же с Саулом этого не сказано нигде, за исключением того случая, когда Ионафан говорит Давиду, что некогда Бог все-таки был с его отцом (20:13).

не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. См. 9:6. Т.е. Самуил получил отныне полное право называться пророком (Втор 18:21−22).

3:20 от Дана до Вирсавии... удостоен быть пророком Господним. В то время как деятельность Самуила в качестве судьи ограничивалась небольшим числом городов центральной части страны (7:15−17), слава о нем как о пророке распространилась по всему Израилю (см. 2Цар 3:10; 2Цар 17:11; 2Цар 24:2, 25; 3Цар 4:25).

3:21 в Силоме. См. ком. к 1:3.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.