1 Царств 5 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 После того как филистимляне захватили ковчег Соглашения Божьего, они принесли его из Авен-Езера в Азот.
2 Филистимляне внесли ковчег Божий в храм Дагона и поставили возле статуи Дагона.
3 На следующее утро жители Азота встали и увидели, что Дагон пал лицом вниз на земле перед ковчегом Господа. Они взяли Дагона и опять поставили его на прежнее место.
4 Но на следующее утро они снова нашли Дагона, лежащим лицом вниз на земле перед ковчегом Господним. В этот раз голова и руки Дагона были сломлены и лежали на пороге, отдельно от туловища. Остальная часть статуи осталась целой.
5 Вот почему до сегодняшнего дня священники Дагона и все, приходящие в храм Дагона в Азоте, не ступают на порог.
6 Господь сделал невыносимой жизнь жителей Азота и его окрестностей, принеся людям много горя. Он поразил их и наказал мучительными наростами. Он также послал к ним мышей, которые разбежались по всем кораблям и по всей их земле. Жители Азота были очень испуганы.
7 Увидев, что происходит, они сказали:
«Ковчег Бога Израиля не может оставаться у нас! Он приносит беды нам и Дагону, богу нашему».
8 Они собрали вместе пять филистимских правителей и сказали:
«Что нам делать с ковчегом Бога Израиля?»
Правители ответили:
«Перенесите ковчег Бога Израиля в Геф».
И филистимляне отнесли Божий ковчег в Геф.
9 Но после того как они отнесли его в Геф, Господь принёс много бед этому городу, и его жители были в ужасе. Бог причинил страдания всем жителям города, от малого до великого. Он поразил их всех наростами,
10 и филистимляне отослали ковчег Божий в Екрон. Но, когда его принесли в Екрон, жители города были недовольны. Они сказали:
«Зачем вы принесли нам ковчег Бога Израиля? Вы что, хотите умертвить нас и наш народ?»
11 Они собрали всех филистимских правителей вместе и обратились к ним с такими словами:
«Отправьте ковчег Бога Израиля назад. Пусть он возвратится на своё место, пока не погубил нас и весь наш народ!» Жители Екрона были страшно испуганы, так как Бог сделал их жизнь ужасной.
12 Многие умерли, а те, кто не умер, были поражены наростами. И рыдали жители Екрона, обратив взор к небу.

Новой Женевской Библии

5:1 Филистимляне же взяли ковчег Божий. На первый взгляд, описанные в гл. 4 события оканчиваются непоправимой катастрофой. Однако из гл. 5 становится ясно, что на самом деле не Бог Израиля попал в руки филистимлянам, но, напротив, они сами оказались в Его руках.

из Авен-Езера. См. ком. к 4:1.

в Азот. Один из городов пятиградия филистимлян (см. ком. к 4:1) к югу от Авен-Езера.

5:2 храм Дагона. Начиная с середины третьего тысячелетия до Р.Х. Дагон почитался одним из верховных божеств не только филистимлянами, но также и другими народами, населявшими Месопотамию, Сирию и Финикию. В связи с тем, что его имя по звучанию сходно с древнееврейским словом, означающим «рыба», Дагона долгое время считали рыбоподобным божеством, покровителем рыбаков. В наше время, однако, более достоверным представляется происхождение его имени от древнееврейского слова, означающего «зерно». Следовательно, Дагон, по всей вероятности, являлся богом плодородия. Он возглавлял пантеон филистимлян, в который также входили богиня Астарта (31:8−10) и бог Баал-Зебул («князь Баал»). Центром почитания последнего был город Екрон. Его имя израильтяне умышленно искажали, превращая в «Баал-Зебуб» («повелитель мух», 4Цар 1:1−6, 16; в русском переводе — «Веельзевул»). Поклонение Дагону отмечается еще в эпоху Маккавеев (т.е. во втором столетии до Р.Х., 1Мак 10:83−85).

поставили его подле Дагона. Поступая таким образом, филистимляне действовали согласно распространенному в древности обычаю захватывать у побежденных противников изваяния их богов и помещать их в своих храмах в качестве второстепенных божеств, демонстрируя тем самым подчиненность богов побежденных народов богам народа-победителя.

5:3 Дагон лежит лицем своим к земле. Т.е. Господь сокрушил языческого идола.

5:4 голова Дагонова... и обе руки его лежали отсеченные. См. ком. к 5:3.

5:5 до сего дня. Эти слова предполагают значительный период, прошедший с момента описываемого события до того времени, когда писались данные строки книги Царств (ср. 6:1).

5:8 всех владетелей Филистимских. Речь здесь, по-видимому, идет о правителях городов филистимского пятиградия (см. ком. к 4:1).

пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф. Такой вариант решения проблемы свидетельствует о том, что многие из филистимлян не видели непосредственной связи между обрушившимися на азотян бедами и присутствием в их городе ковчега Божиего (ср. 6:9).

Геф. Вероятно, этот город находился на месте нынешнего Телль-эс-Сафи, к востоку от Азота. По всей видимости, филистимляне решили перенести ковчег во внутренние районы страны, надеясь показать тем самым, что всплеск эпидемии чумы среди азотян и пребывание в их городе ковчега было простым совпадением. Из ст. 9 известно, что надежды филистимлян оказались напрасными.

5:9 ужас весьма великий. Согласно Исх 15:3, «Господь муж брани»; Его непосредственное участие в войне неизменно повергало неприятеля в великий ужас (7:10; 14:15, 20; Исх 14:23−25; Втор 7:23; Нав 10:10).

5:10 И отослали они ковчег Божий в Аскалон... возопили Аскалонитяне. Вполне очевидно, что «они» — это жители Гефа. После неудавшегося опыта с переносом ковчега в Геф жители Аскалона окончательно осознали прямую связь между постигшими их соплеменников несчастиями и ковчегом Божиим (см. ком. к ст. 8). Город Аскалон был ближайшим к владениям Израиля крупным городом филистимлян.

5:12 вопль города восходил до небе. На лексическом уровне данная фраза почти дословно повторяет слова о стенаниях израильтян в Исх 2:23, по сути же своей она составляет параллель эпизоду «великого вопля» египтян, предсказанного в Исх 11:6 и исполнившегося в Исх 12:30.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.