«Нет для нас части в Давиде. Нет для нас доли в сыне Иессея. О, люди Израиля, давайте разойдёмся все по своим домам».
«Созови ко мне иудеев в течение трёх дней, и сам тоже будь здесь».
«Савей, сын Бихри, ещё более опасен для нас, чем Авессалом. Возьми моих людей и преследуй его. Поторопись, пока он не вошёл в укреплённые города и не скрылся от нас».
«Как поживаешь, брат мой?»
Затем Иоав взял Амессая одной рукой за бороду, чтобы поцеловать его,
«Все, кто преданы Иоаву и кто за Давида, пусть следуют за Иоавом!»
«Послушайте! Послушайте! Скажите Иоаву, пусть подойдёт сюда. Я хочу поговорить с ним».
«Ты ли Иоав?»
Иоав ответил:
«Да, я».
Тогда женщина попросила:
«Выслушай меня».
И он сказал:
«Слушаю».
«Прежде говорили: „Просите помощи в Авеле, и вы получите всё, что вам нужно”.
«Я не хочу ничего разрушать! Я не хочу уничтожать твой город.
Женщина сказала Иоаву:
«Хорошо, голова его будет сброшена тебе со стены».
Возмущение Савея
2Цар 20:3. И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы.
См. (2Цар 16:20−22). Давид постыдным и «законопреступным почитал иметь общение с ними после гнусного общения их с сыном; не сочетал же их ни с кем другим, дабы это не послужило предлогом к похищению верховной власти» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 38), так как по восточным взглядам того времени обладание женой или наложницей царя означало уже некоторое фактическое вступление в права самого царя.
2Цар 20:4. И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трех дней и сам явись сюда.
2Цар 20:5. И пошел Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени.
2Цар 20:6. Тогда Давид сказал Авессе: теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше нежели Авессалом; возьми ты слуг господина твоего и преследуй его, чтобы он не нашел себе укрепленных городов и не скрылся от глаз наших.
2Цар 20:7. И вышли за ним люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри.
«Давид дал поручение Амессаю созвать ополчение в три дня для подавления мятежа, и этим фактически поставил Амессая главнокомандующим вместо Иоава (2Цар 19:13). Но Амессай оказался ниже положения, в которое был поставлен.
По отсутствию ли распорядительности и энергии, или по холодному приему, сделанному ему народом, как человеку менее авторитетному, чем Иоав, но он не мог выполнить поручения в назначенное время. Между тем медлить было невозможно. И Давид поневоле должен был обратиться к брату Иоава Авессе, чтобы послать его с наличными военными силами за Савеем». К преследующим Савея самовольно примкнул и Иоав. Впрочем Иоав не столько думал об уничтожении мятежа Савея, сколько об устранении из списка живых своего нового соперника при Давиде — Амессая (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 244).
2Цар 20:14. А он прошел чрез все колена Израильские до Авела-Беф-Мааха и чрез весь Берим; и [все жители городов] собирались и шли за ним.
«Авел-Беф-Мааха» — город в северных пределах Палестины, вблизи горы Большой Ермон.
2Цар 20:19. Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать [городов] в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?
«Мать [городов] в Израиле». См. (2Цар 20:18).
2Цар 20:23. И был Иоав поставлен над всем войском Израильским, а Ванея, сын Иодаев, — над Хелефеями и над Фелефеями;
«И был Иоав поставлен над всем войском Израильским». «Давид не повторил более попытки лишить его поста главнокомандующего, потому что он был и незаменим, и защищал этот пост с таким демоническим упорством, что лучше было уступить во избежание нового пролития крови» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 246).
О хелефеях и фелефеях см. прим. к (2Цар 8:18).
2Цар 20:24. Адорам — над сбором податей; Иосафат, сын Ахилуда — дееписателем;
«Иосафат... — дееписателем». См. (2Цар 8:16).
2Цар 20:25. Суса — писцом; Садок и Авиафар — священниками;
См. (2Цар 8:17).
2Цар 20:26. также и Ира Иаритянин был священником у Давида.
Выражение Иаритянин некоторые понимают в смысле «из селений Иаира», сына Манассии, лежавших в восточном Заиорданье (см. «Опыт Библейского Словаря собственных имен» протопопа Солярского).
«Был священником у Давида», т. е. лицом, через посредство которого престарелый царь совершал многие из своих, религиозных обязанностей при скинии и вне скинии (Блаженный Феодорит, Calmet и др.).