2 Царств 6 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Давид снова собрал всех отборных воинов Израиля. Их было тридцать тысяч человек.
2 Давид и все, кто были с ним, пошли в Ваал иудейский, чтобы перенести оттуда святой ковчег Господний, названный именем Господа Всемогущего, Который как царь восседает на Херувимах.
3 Они поставили ковчег Божий на новую повозку и вынесли его из дома Авинадава, который стоял на холме. Сыновья Авинадава, Оза и Ахио, вели новую повозку.
4 Ковчег Божий находился на повозке. Оза шёл рядом с ковчегом, а Ахио шёл перед ним.
5 Давид и все израильтяне танцевали перед Господом и играли на разных музыкальных инструментах, сделанных из кипарисового дерева: лирах, арфах, барабанах, бубнах и кимвалах.
6 Когда они дошли до молотилки Нахона, волы споткнулись, и Оза, протянув руку, взялся за ковчег.
7 Но Господь прогневался на Озу и умертвил его за неосторожное обращение с ковчегом.
8 Давид очень опечалился тем, что Господь поразил Озу. Он назвал это место «Вспышка гнева против Озы», оно называется так и по сей день.
9 В тот день Давид испугался Господа и сказал:
«Как может ковчег Божий войти ко мне?»
10 И не захотел Давид везти ковчег Господний к себе в город Давида. Вместо этого он свернул с дороги и отвёз его в дом гефянина Овед-Едома.
11 Ковчег Господний находился в доме гефянина три месяца, и Господь благословил Овед-Едома и весь его дом.
12 Спустя некоторое время люди сказали царю Давиду:
«Господь благословил дом Овед-Едома и всё, что было у него, потому что ковчег Божий стоял там».
Давид сказал:
«Я верну благословение моей семье», и с радостью перенёс ковчег Божий из дома Овед-Едома в город Давида.
13 И когда те, кто нёс ковчег Божий, проходили шесть шагов, Давид приносил в жертву быка и откормленного телёнка.
14 Давид был одет в льняной ефод, который обычно носили священники, и с усердием танцевал перед Господом.
15 Давид и весь народ Израиля кричали и трубили в трубы, когда ковчег Господний вносили в город Давида.
16 В это время Мелхола, дочь Саула, смотрела из окна. Когда она увидела Давида, скачущего и пляшущего перед Господом, то очень рассердилась на него.
17 Они принесли ковчег Господний и поставили на его место посреди шатра, который Давид воздвиг для него. После этого Давид принёс Господу жертвы всесожжения и приношения содружества.
18 Когда Давид закончил приносить жертвы всесожжения и приношения содружества, он благословил народ именем Господа Всемогущего.
19 Затем он раздал каждому мужчине и каждой женщине в Израиле по одному хлебу, по сладкой лепёшке и по связке изюма. После этого все люди разошлись по домам.
20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить свой дом, дочь Саула, Мелхола, вышла к нему навстречу и сказала:
«Царь Израиля не почтил себя сегодня. Он обнажился перед глазами своих служанок как какой-нибудь бесстыдный глупец!»
21 Давид ответил Мелхоле:
«Господь выбрал меня вместо твоего отца или любого другого в его доме вождём народа Господа, Израиля. И я буду праздновать перед Господом.
22 Я ещё больше унижусь и стану ещё ничтожнее в глазах моих, но служанки, о которых ты говоришь, будут гордиться мной!»
23 У Мелхолы, дочери Саула, не было детей до самой смерти.

Толковая Библия Лопухина

Перенесение Ковчега Завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим.

2Цар 6:2. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.

«Ваал Иудин» — то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином.

«Чтобы перенести оттуда ковчег Божий». См. (1Цар 6:21; 7:1).

«Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.» См. (Исх 25:10−22).

2Цар 6:5. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.

«Играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях» — для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства.

Цитра и псалтирь — струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал — металлические ударные, тимпан — нечто вроде нашего бубна.

2Цар 6:7. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.

На вопрос о том, за что собственно наказан Оза, блаженный Феодорит отвечает: «Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками (1Цар 7:1; 2Цар 6:3−4); Аминадав же был из колена Левиина (1Пар 6:16−22). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах (Чис 4:1−20); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19).

Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему.

2Цар 6:9. И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?

«Ко мне» — в город Давида (ср. 2Цар 5:7; 6:10).

2Цар 6:12. Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов.

«Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид нашел необходимым сделать его и религиозным центром через перенесение сюда Ковчега Завета Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны, еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, видимо, упавший в последнее время (1Пар 13:3)» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 152).

2Цар 6:14. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.

«Давид скакал из всей силы пред Господом» — от полноты своего религиозного восторга.

«Одет же был Давид в льняной ефод.» См. пр. к (1Цар 2:18).

2Цар 6:16. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.

«Мелхола» — дочь Саула и жена Давида. См. (1Цар 18:20−23; 25:44; 2Цар 3:12−16).

«Уничижила его в сердце своем.» Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид.

2Цар 6:17. И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.

О сооружении Давидом Иерусалимской Скинии см. (1Пар 15:1; 16:1). Первосвященником при новоустроенной скинии был назначен Авиафар (1Цар 22:20−23; 23:9); при неразобранной же старой скинии, в Гаваоне, первосвященствовал Садок (1Пар 16:39). Таким образом, у евреев явились два первосвященника и два места богослужения, в противность предписанию с Синая. Но Давид не решался ни перенести в Иерусалим старую скинию, ни разобрать ее, как ненужную, потому что опасался восстановить против себя жителей Гаваона и всего колена Вениаминова, и без того не расположенных к Давиду и, без сомнения, дороживших присутствием у себя этой святыни, как памятником своего почетного положения среди колен при Сауле. Нужен был блеск иерусалимского богослужения, созданный постепенно Давидом, и подавляющее величие храма Соломонова, чтобы вениамитяне и другие, сочувствовавшие им колена, позабыли на время соперничество и примирились с уничтожением старой скинии. При Соломоне старая, гаваонская, скиния была разобрана и вместе с Давидовой сложена на хранение в помещениях при храме» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 155−156).

2Цар 6:21. И сказал Давид Мелхоле: пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;

2Цар 6:22. и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.

Религиозный восторг Давида, не понятный для холодной натуры высокорожденной Мелхолы, вполне понятен и достохвален в глазах массы простого, непосредственного народа.

2Цар 6:23. И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.

Религиозная инертность Мелхолы не могла не вызвать отчуждения к ней со стороны Давида.

Бесплодие Мелхолы было как бы наказанием ее свыше.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.