3 Царств 2 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Когда приблизилось время Давиду умереть, он сказал своему сыну Соломону:
2 «Я скоро умру, как умирают все люди на земле. Ты же расти, набирайся силы и становись мужчиной.
3 Храни заветы Господа, Бога твоего. Соблюдай Его уставы и заповеди, Его постановления и решения, как написано в Законе Моисея. Тогда ты будешь удачлив во всём, что бы ты ни делал, и везде, куда бы ты ни пошёл.
4 И тогда Господь исполнит обещание, которое Он дал мне. Господь сказал: „Если твои сыновья от всего своего сердца и от всей души своей будут жить согласно Моему наставлению, тогда царём Израиля всегда будет мужчина из твоей семьи”».
5 Затем Давид добавил:
«Ты помнишь, что сделал мне Иоав, сын Саруи? Он убил двух командиров израильского войска: Авенира, сына Нира, и Амессая, сына Иефера. Он убил их и пролил их кровь в мирное время, запятнав кровью ремень на своей талии и обувь на своих ногах.
6 Но теперь ты царь! Ты должен наказать его, поступив с ним мудро, но не дай ему умереть мирно от старости!
7 Окажи милость сыновьям Верзеллия галаадитянина. Позволь им быть твоими друзьями и есть за твоим столом. Они были со мной, когда я бежал от твоего брата Авессалома.
8 И помни, Шимей, сын Геры, вениамитянина из Бахурима, всё ещё живёт. Он выкрикивал мне страшные проклятия в тот день, когда я бежал в Маханаим. Когда он вышел мне навстречу у Иордана, я поклялся Господом, что не убью его.
9 Но сейчас не оставь его безнаказанным. Ты человек мудрый и знаешь, что тебе с ним сделать, не дай и ему умереть мирно от старости».
10 Затем Давид умер и был погребён в городе Давида.
11 Давид царствовал в Израиле сорок лет: семь лет в Хевроне и тридцать три года в Иерусалиме.
12 Соломон занял престол своего отца Давида, и никто не сомневался, что он царь.
13 К Вирсавии, матери Соломона, пришёл Адония, сын Аггифы. Вирсавия спросила его:
«С миром ли пришёл ты?»
Тогда он ответил:
«С миром.
14 Я бы хотел попросить тебя об одном одолжении».
Она повелела:
«Говори».
15 И он сказал:
«Ты знаешь, что одно время царство принадлежало мне и весь Израиль считал меня своим царём, но всё изменилось. Сейчас мой брат — царь. Господь выбрал его царём.
16 И теперь у меня есть одна просьба, не откажи мне».
Вирсавия спросила:
«Чего ты хочешь?»
17 Он ответил:
«Я знаю, что царь Соломон сделает всё, что ты попросишь его. Прошу тебя, скажи ему, чтобы он позволил мне жениться на Ависаге сонамитянке».
18 Вирсавия ответила:
«Хорошо, я поговорю с царём о тебе».
19 Она пошла к царю Соломону сказать ему об Адонии. Царь встал перед ней, поклонился ей, сел на трон и велел, чтобы принесли другой трон и для его матери, и она села по правую руку от него.
20 Вирсавия сказала ему:
«У меня есть к тебе небольшая просьба. Не откажи мне».
Царь ответил:
«Ты можешь просить, о чём хочешь, мать моя. Я не откажу тебе».
21 Тогда Вирсавия сказала:
«Позволь твоему брату Адонии жениться на Ависаге сонамитянке».
22 Царь Соломон ответил матери:
«Почему ты просишь меня отдать Ависагу сонамитянку Адонии? Почему ты также не просишь меня позволить ему быть царём? Ведь он мой старший брат, а священник Авиафар и Иоав, сын Саруи, поддерживают его!»
23 Царь Соломон поклялся Господом, сказав:
«Пусть Бог накажет меня, если я не заставлю Адонию заплатить за это. Это будет стоить ему жизни!
24 Господь сделал меня царём над Израилем. Он дал мне трон моего отца Давида. Он сдержал Своё слово и дал царство мне и моей семье. Так же верно, как то, что Господь жив, я клянусь, что Адония умрёт сегодня!»
25 И царь Соломон дал приказание Ванее, сыну Иодая. Ванея пошёл и убил Адонию.
26 Затем царь Соломон сказал священнику Авиафару:
«Я должен тебя убить, но я позволю тебе вернуться в Анафоф на твои поля. Я не убью тебя сейчас, так как ты помогал нести святой ковчег Господний, когда шёл с моим отцом Давидом, и терпел всё, что терпел мой отец».
27 Соломон сказал Авиафару, что он не может больше быть священником Господа. Так исполнилось слово Господа, которое Он сказал о священнике Илии и его семье в Силоме. (Авиафар был из семьи Илии).
28 Иоав услышал об этом и очень испугался. Он поддерживал Адонию, а не Соломона. Иоав убежал в шатёр Господа и ухватился за рога алтаря.
29 Царю Соломону донесли, что Иоав убежал в шатёр Господа к алтарю. Тогда Соломон послал Ванею, сына Иодая, сказав ему:
«Пойди и убей его!»
30 Ванея пришёл в шатёр Господа и сказал Иоаву:
«Царь говорит: „Выходи!”» Но Иоав ответил:
«Нет, я умру здесь».
Ванея вернулся к царю и передал ему слова Иоава.
31 Тогда царь приказал Ванее:
«Сделай, как он сказал. Убей его там, а затем похорони. Тогда я и моя семья будем свободны от вины Иоава, который убил невинных людей.
32 Без ведома моего отца Давида он напал и убил двух человек, которые были намного лучше и честнее его. Это были Авенир, сын Нира, израильский военачальник, и Амессай, сын Иефера, иудейский военачальник. Господь накажет Иоава за этих людей, которых он убил.
33 Пусть вина за их смерть будет лежать на Иоаве и на его семье навеки. А Давиду, его потомству, его дому и его трону Бог принесёт навеки мир!»
34 Ванея, сын Иодая, пошёл и убил Иоава. Он был похоронен возле своего дома в пустыне.
35 Царь Соломон назначил Ванею, сына Иодая, начальником над войском вместо Иоава, а Садока царь поставил священником вместо Авиафара.
36 Затем царь позвал к себе Шимея и сказал ему:
«Построй себе дом в Иерусалиме, живи здесь и никуда не выходи из города.
37 Если ты уйдёшь из города и перейдёшь поток Кедрон, то будешь убит, и это будет твоя собственная вина».
38 Шимей ответил царю:
«Хорошо, господин мой царь, я подчинюсь тебе».
После этого Шимей жил в Иерусалиме долгое время.
39 Но через три года двое рабов Шимея убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю гефскому. Когда Шимею доложили, что рабы его находятся в Гефе,
40 он оседлал своего осла и отправился в Геф к Анхусу искать своих рабов. Он нашёл рабов и привёл их назад домой.
41 Но Соломону донесли, что Шимей уходил из Иерусалима в Геф и возвратился.
42 Тогда царь позвал Шимея и сказал ему:
«Я клялся Господом, что ты умрёшь, если выйдешь из Иерусалима. Я предупреждал тебя, что, если ты уйдёшь куда-нибудь, ты сам будешь виноват в своей смерти. Тогда ты сказал мне: „Хорошо. Я подчинюсь”.
43 Почему же ты нарушил своё обещание и не подчинился моему приказанию?
44 Ты знаешь обо всём зле, которое ты причинил моему отцу Давиду, а теперь Господь накажет тебя за это.
45 Меня же Господь благословит и сделает царство Давида непоколебимым во веки».
46 Затем царь дал приказание Ванее, сыну Иодая, убить Шимея, и тот пошёл и убил его. Итак, Соломон полностью подчинил себе всё царство.

Толковая Библия Лопухина

1−11. Последние распоряжения и смерть Давида. 12−46. Первые шаги самостоятельного правления Соломона — меры к ограждению неограниченной царской власти.

3Цар 2:1. Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря:

Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный (3Цар 1:1−4, 15), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона (1Пар 29:20−22).

3Цар 2:2. вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен

«Путь всей земли» (ср. Нав 23:14) — неизбежный для всех людей жребий смерти.

3Цар 2:3. и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься;

Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину (Нав 1:6−7). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом (Втор 17:18−19), соблюдая уставы (евр. хуккот ) Иеговы, заповеди мицвот ), определения мишпатим ) и постановления эдот ) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот — законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот — законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим — законы об отношении к людям; эдот — законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. Втор 8:11; Пс 118:5−7) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям.

3Цар 2:4. чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом».

Положительное обещание Божие (2Цар 7:11−16) выражено здесь, как и в (3Цар 8:25; 9:5; Иер 33:17), в отрицательной форме.

3Цар 2:5. Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:

3Цар 2:6. поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.

Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (ст. 8−9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис 35:19; Втор 19:6, 12; Нав 20:3, 5, 9), и совершенно обычным явлением жизни (2Цар 14:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). — «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (ст. 5) — по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, — убиение Авессалома (2Цар 18:14), но скорее здесь — общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2Цар 3:27) и Амессая (2Цар 20:9−10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаженный Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). — Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол, LXX: ἅδης, Vulg.: inferi, слав. «ад» (ассирийск. Siwan — область за горизонтом): подземная темная область (Иов 10:21−22; Притч 9:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс 15:10; Ос 13:14; Притч 5:5; 23:14; Ис 38:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис 5:14; Авв 2:5; Пс 140:7; Притч 1:12; 27:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс 6:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл 9:10).

3Цар 2:7. А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего.

В благодарность галаадитянину Верзеллию за верность и гостеприимство его Давиду во время бегства его от Авессалома (2Цар 17:27−29), Давид тогда же, по миновании опасности, обещал ему принять к своему двору сына Верзеллия Кимгама (2Цар 19:32−40), и теперь подтверждает то обещание и для других сынов его.

3Цар 2:8. Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом».

3Цар 2:9. Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.

Воспоминая противоположное к себе отношение при том же случае Семея вениамитянина (2Цар 16:13−16) из селения Бахурим (в Вениаминовом колене, близ Иерусалима, по Иосифу Флавию Иудейские Древн. VII, 9, 7; Евсев. — Иероним, Onomastic. 220), Давид, хотя и поклялся в свое время не убивать его (2Цар 19:23), теперь, однако, советует Соломону поступить с ним по государственной мудрости (ср. блаженный Феодорит, вопр. 5). По Иосифу Флавию (Иудейские Древн. VII, 15, 1), Соломон должен был, по совету Давида, найти благовидную причину, ἀιτίαν εὐλογον для умерщвления Семея: это и было сделано Соломоном (ниже, ст. 36−46).

3Цар 2:10. И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом.

«И почил (евр. ишкав, LXX: ἐχοιμήσε, Vulg.: dormivit) Давид с отцами своими» — о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. Быт 25:8; 35:29; 49:33), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он «был погребен в городе Давидовом», т. е. на Сионе (ср. (2Цар 5:7), см. блаженного Феодорита, вопр. 6; Евсевия — Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу (И. Флав. Иудейская Война V, 4, 1), близ источника Силоама (Неем 3:15−16), (по И. Флав., τὸ δὲ μνῆμα παρὰ τῆς Σιλοάμ εῖναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (3Цар 11:43; 14:31; 15:8), без сомнения, не все (см. 2Пар 26:23; 28:27; 4Цар 21:18, 26). Нынешние, так называемые «царские гробницы» (арабск. «Калба шавуа») к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Христа принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Иудейские Древн. XX, 4, 3; Иудейская Война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183−192). По И. Флавию (Иудейские Древн. V, 15, 3, см. блаженного Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Иудейские Древн. XIII, 8, 4; Иудейская Война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Иудейские Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время (Деян 2:29); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века — в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами.

3Цар 2:11. Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме.

Продолжительность царствования Давида — 40 лет; не раз указывается в Библии (2Цар 5:4; 1Пар 29:27); в (2Цар 5:5) показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Иудейские Древн. VII, 15, 2).

3Цар 2:12. И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо.

Ст. 12 (ср. 1Пар 29:23) образует переход ко 2-й части главы — о мерах Соломона к укреплению своей власти.

3Цар 2:13. И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром.

3Цар 2:14. И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори.

3Цар 2:15. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему;

3Цар 2:16. теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори.

3Цар 2:17. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.

3Цар 2:18. И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.

3Цар 2:19. И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его

3Цар 2:20. и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе.

3Цар 2:21. И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену.

3Цар 2:22. И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].

3Цар 2:23. И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;

3Цар 2:24. ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть.

3Цар 2:25. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер.

Ст. 13−25 — гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие (3Цар 1:52), делает новую попытку получить право на престол — путем брака с последней женой Давида Ависагою, — чисто восточная черта царского быта: преемник овладевал гаремом своего предместника (2Цар 3:7; 12:8; 16:21−22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (ст. 22).

Ст. 15. Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить Вирсавию в свою пользу.

Ст. 19−20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии — матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида (3Цар 1:16); сидение по правую руку царя — знак равенства (Пс 109:1); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы — матери царствующего государя, называвшейся: гебира, владычица (3Цар 15:13), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3Цар 14:21; 15:2); подобное значение принадлежит теперь султанше — матери правящего султана — в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет «небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии.

Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава (3Цар 1:7). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: καὶ αὐτῶ Αβιαθαρ καὶ αὐτῶ Ιωαβ ἑταῖρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Eвр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова (ἑταῖρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева.

Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь (3Цар 1:52), Соломон клянется (формула клятвы — обычная в Ветхом Завете, (Руф. 1:17; 1Цар 3:17; 14:44; 20:13) и др.), что Адония должен погибнуть.

Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом»: династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него (2Цар 7:12−29).

Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (3Цар 1:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт 37:36) и Вавилонии (4Цар 25:8; Дан 2:14). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7).

3Цар 2:26. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел все, что терпел отец мой.

3Цар 2:27. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.

Удаление Авиафара от первосвященства (26−27 ст.), равно как и казнь Иоава (28−34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (3Цар 1:7). Анафов — левитский город в Вениаминовом колене (Нав 21:18; Ис 10:30; Иер 1 и др.), на 1 12 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер 1:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями — мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (ст. 26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) «носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» — в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2Цар 15:24−29), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1Цар 22:20−23); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, — без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.: лемалле, ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным «да сбудется», ἵνα πληρωθῆ, (Мф 1:22) и под.), — грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (1Цар 3:11−14): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1Цар 22:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона — в линию Елеазара (Чис 25:13; 1Пар 24:5−6).

3Цар 2:28. Слух об этом дошел до Иоава, — так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, — и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника.

Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии (3Цар 1:50), в скинии у жертвенника. «Не склонялся на сторону Соломона», имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав.; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках LXX-ти, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор.

3Цар 2:29. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его [и похорони его].

Краткое сообщение евр. — русск. текста распространено вставкой в LXX-ти и слав. т.; по слав. т.: «и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу» — прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т. «и похорони его», LXX: καὶ θάψον ἀετόν, — добавление, может быть, из ст. 31.

3Цар 2:31. Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего;

3Цар 2:32. да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского;

3Цар 2:33. да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа!

По закону кровомщения (Исх 21:12−14; Чис 35:16−21; Втор 19:11−12), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2Цар 3:27; 20:10). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (ст. 31).

3Цар 2:34. И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне.

Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (ср. 3Цар 14:11; 4Цар 9:35); во внимание к прежним государственным заслугам Иоаваон был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1Цар 25:1).

3Цар 2:35. И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; [управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил царь [первосвященником] вместо Авиафара.

Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону (3Цар 1:8) Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне, напр., см. (3Цар 4:29−30; 3Цар 5:15−16, 6 и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX-ти и после 46 ст. данной главы.

3Цар 2:36. И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда;

3Цар 2:37. и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей.

3Цар 2:38. И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время.

3Цар 2:39. Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе.

3Цар 2:40. И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа.

3Цар 2:41. И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.

3Цар 2:42. И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь»? и ты сказал мне: «хорошо»;

3Цар 2:43. зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою?

3Цар 2:44. И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою!

3Цар 2:45. а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки!

3Цар 2:46. и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот умер.

По подозрению к Семею (ст. 8−9), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. 2Цар 19:16), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. — и клятвою: καὶ ὥρκισεv αὐτὸν, «и заклят его», ст. 37, ср. Иосифа Флав. Иудейские Древн. VII, 1, 5) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона — восточной границы Иерусалима (2Цар 15:23; 4Цар 23:4, 6, 12; Иер 31:40), (ср. Onomastic. 610: теперь — Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Хотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. 1Цар 21:11; 27:2) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаженный Феодорит, вопр. 8). Заключение главы «и утвердилось царство в руках Соломона», т. е. благодаря мерам его, описанным в 23−46 ст., — в переводах LXX, Vulg., слав. -русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.