3 Царств 5 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Хирам, тирский царь, всегда был другом Давида. Когда он услышал, что Соломон стал новым царём после Давида, он послал к Соломону своих слуг.
2 Соломон отправил этих послов обратно к Хираму сказать:
3 «Ты знаешь, что мой отец Давид не мог построить храм Господу, Богу своему, потому что должен был воевать с народами, окружавшими его со всех сторон, пока Господь не позволил ему разбить всех его врагов.
4 А сейчас Господь, Бог мой, дал мне мир и покой от всех неприятелей, окружавших мою страну. У меня нет сейчас врагов, и народ мой живёт в безопасности.
5 Господь дал такое обещание Давиду, моему отцу: „Я сделаю твоего сына царём после тебя, и он построит храм в Мою честь”. И вот сейчас я собираюсь построить храм в честь Господа, Бога моего.
6 И я прошу тебя помочь мне. Прикажи нарубить для меня кедров из Ливана. Мои слуги будут работать вместе с твоими, и я буду давать тебе плату за твоих людей, какую назначишь, так как мне нужна твоя помощь. У нас нет таких хороших плотников, как сидоняне».
7 Когда Хирам услышал слова Соломона, он очень обрадовался и сказал:
«Я благодарю ныне Господа за то, что Он дал Давиду мудрого сына, чтобы тот правил этим великим народом!»
8 Тогда Хирам послал сказать Соломону:
«Я выслушал всё, о чём ты меня просил, и исполню всё, что ты хочешь. Я дам тебе кедровые и кипарисовые деревья.
9 Мои слуги перевезут их из Ливана к морю. Затем я свяжу их и плотами доставлю по морю к месту, которое ты назначишь. Там я сложу их, и ты сможешь их взять, взамен же ты будешь доставлять провизию для моего дома».
10 Так Хирам обеспечивал Соломона кедровыми и кипарисовыми деревьями,
11 а Соломон каждый год посылал Хираму около 120 000 кор пшеницы для его дома и 120 000 батов чистого оливкового масла.
12 Господь дал мудрость Соломону, как и обещал ему. И между Хирамом и Соломоном был мир. Эти два царя заключили между собой союз.
13 Царь Соломон призвал на работу тридцать тысяч человек со всего Израиля.
14 Он разделил их на три группы по десять тысяч человек. Каждая группа работала по одному месяцу в Ливане, а затем на два месяца возвращалась домой. Начальником над ними был Адонирам.
15 У Соломона также было семьдесят тысяч человек, которые переносили камни, и восемьдесят тысяч каменотёсов в горах.
16 И ещё там было три тысячи триста начальников для надзора за работой и за рабочими.
17 Царь велел им вырезать большие и дорогие камни для отделки основания храма. Эти камни были аккуратно вырезаны.
18 Работники Соломона и Хирама и гевляне обтёсывали камни и готовили деревья и камни для постройки храма.

Толковая Библия Лопухина

Приготовления Соломона к построению храма.

3Цар 5:1. И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь.

Ст. 1 (евр 15). Хирам (2Пар 2:11) или Хурам (как в 2 евр.), у И. Флавия Ἐιρωμος, финикийск. Ахиром, по известиям Дия и Менандра — у И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 2, 6; прот. Апиона I, 17, 18), был сын царя Абибаала, царствовал 34 года (969−936 гг. до Р. X. ) и умер на 53 году жизни, передав престол сыну своему Валеазару. (2Пар 2:3), как и (3Цар 5:1), прямо высказывает, что Хирам, по вступлении Соломона на престол пославший поздравительное посольство к нему и затем помогавший ему в его строительных работах, тождествен с Хирамом — современником Давида, тоже помогавшим последнему в постройке царского дворца (2Цар 5:11; 1Пар 14:1). Но по (3Цар 9:10−13), ср. (3Цар 6:1), современный Соломону Хирам был жив еще, по крайней мере, в 24-м году царствования Соломона; следовательно, одновременно с Давидом Хирам мог править никак не более 10 лет (34−24). Однако упомянутые постройки Давида с помощью Хирама описываются в начале, а не в конце истории царствования Давида (2Цар 5:9−11). В объяснение этого полагают, что священный писатель 2 книги Царств в данном случае держался систематического, а не хронологического порядка в описании событий царствования Давида. Другое объяснение (Клерика и др.) считает дружественного Давиду царя иным лицом, чем друг Соломона, — Авиваалом, отцом Хирама. Но это объяснение явно противоречит (3Цар 5:1−2; 2Пар 2:3). — Тир, наряду с Сидоном бывший важнейшим городом Финикии, у пророка Иезекииля (Иез 26:4, 14) представляется городом, стоящим на голой скале, чему соответствует и еврейское название Тира цор (родств. цур — скала).

3Цар 5:2. И послал также и Соломон к Хираму сказать:

3Цар 5:3. ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его;

3Цар 5:4. ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон;

3Цар 5:5. и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: «сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему»;

3Цар 5:6. итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.

В ответном послании Хираму Соломон представляет предпринимаемое им дело построения храма выполнением плана и приготовлений Давида (2Цар 7:8−13; 1Пар 22:7−11), указываете нужду для построек в финикийских рабочих, особенно жителях города Сидона (евр. цидом — близ Ливана, Onomastic. 871) и просит дерева кедрового (ст. 6), кипарисового (ст. 8) и всякого рода мастеров по обработке дерева и металла (ср. 3Цар 7:13−14; 2Пар 2:6−7).

3Цар 5:7. Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для управления этим многочисленным народом!

3Цар 5:8. И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых;

Слова благословения, влагаемые священным писателем в уста Хирама, — «благословен Иегова» (по (2Пар 2:12): «благословен Иегова, Бог Израилев») не доказывают того, будто Хирам был прозелитом иудейства, как полагали старые толкователи: этого не знает история, и слова благословения Хирама представляют простой ответ на выражение Соломона веры в Иегову.

3Цар 5:9. рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома.

По (2Пар 2:16), строевое дерево, нарубленное финикийскими рабочими, сплавлялось в плотах к приморскому городу Яффе или Иоппии (в колене Дановом) (Нав 19:46), и отсюда принимали и доставляли в Иерусалим рабочие Соломона.

3Цар 5:11. А Соломон давал Хираму двадцать тысяч ко́ров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать ко́ров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год.

Ежегодно, во все время строительных работ, Соломон обязывался доставлять ко двору Хирама 20 000 коров, (около 30 000 четвертей) пшеницы и столько же лучшего оливкового масла («выбитого», евр. катит, ср. (Исх 27:20; 29:40), т. е. добытого не путем пресса, а через накалывание недозрелых оливковых ягод). По (2Пар 2:11) и И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 2, 8, между Соломоном и Хиравом был заключен форменный контракт, копии которого хранились и в Иерусалиме, и в Тире.

3Цар 5:13. И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.

3Цар 5:14. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними.

Для выполнения работ Соломону пришлось обложить постоянной податной работой и природных израильтян (весьма тяготившихся этим: (3Цар 12:4) ): 30 000 израильтян ежегодно в три смены работали на Ливане вместе с финикийцами.

3Цар 5:15. Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах,

3Цар 5:16. кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу.

Еще более тяжкую, уже чисто тяглую, службу возложил Соломон на хананеян — «пришельцев» герим, (2Пар 2:17; ср. Нав 16:10; Суд 1:27) ), работавших бессменно: 80 000 их высекали и обтесывали камни в горах, а 70 000 доставляли строительный материал на место постройки. Такое громадное число рабочих рук требовалось ввиду отсутствия в древности всякого рода машин (еще большее количество рабочих было, напр., при построении известных египетских пирамид). Число приставников, поставленных над рабочими, неодинаково определяется в 3 книге Царств и в 2 Паралипоменон, но общая цифра их получается одинаковая: по (3Цар 5:16) — 3 300 чел. и по (3Цар 9:23) — 550 чел.; по (2Пар 2:18) — 3 600, по (2Пар 8:10) — 250 чел.; в том и другом случае общая сумма надзирателей одна и та же: 3850.

3Цар 5:17. И повелел царь привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные.

3Цар 5:18. Обтесывали же их работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и приготовляли дерева и камни для строения дома [три года].

Камни не привозились из Ливана, а высекались в самом Ханаане; камни обделанные — евр. абне газит. термин газит — технический, означающий своеобразную древнееврейскую отделку камней, называемую «обделкой выпусками»: на всех краях лицевого фаса камня проходил лентообразный бордюр или выпуск, так что среднее поле камня несколько возвышалось над своими краями и для наблюдателя издали казалось как бы вставленным в рамку, и каждый камень так рельефно выделялся в общем фоне стены, что уже на значительном расстоянии можно было пересчитать (ср. Мк 13:1) все камни (Проф. Олесницкий, Святая Земля, Киев, 1875, т. I, с. 15−16. Его же. Ветхозаветвый храм в Иерусалиме Спб. 1889, 565−566).

«Гивлитяне» — жители финикийского города Гевал, греч. Γυβλος, близ древн. Сидона, теперь между Триполи и Бейрутом; в (Иез 27:9) жители его являются судостроителями, а здесь каменотесцы. Прибавка в тексте LXX-ти и славяно-русском в ст. 18: «три года» выражает правильную мысль, что подготовительные работы Соломон производил 3 первые года своего царствования, и уже в 4-й год (3Цар 6:1; 2Пар 3:2) приступил к закладке здания (ср. блаженный Феодорит, вопр. 22). Эти подготовительные работы состояли, по И. Флавию, между прочим, в спланировании предназначенной для храма горы Мориа (2Пар 3:1) при помощи огромных каменных глыб с землей, а также нарочито построенной стены у подошвы холма (Иудейские Древн. XV, 11, 3).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.