1 Летопись 15 глава

Первая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Давид построил себе дома в городе Давида. Затем он приготовил место, чтобы поставить ковчег Соглашения, и установил для него шатёр.
2 Тогда Давид сказал:
«Только левитам позволено нести ковчег Соглашения. Господь выбрал их, чтобы носить ковчег Соглашения и служить ему вечно».
3 Давид собрал вместе всех израильтян в Иерусалиме, чтобы принести ковчег Соглашения на место, которое он приготовил для него.
4 Давид созвал потомков Аарона и левитов.
5 Там находилось сто двадцать человек из колена Каафа, а начальником над ними был Уриил.
6 Там было двести человек из колена Мерари, их начальником был Асаия.
7 Там было сто тридцать человек из колена Гирсома, а начальником над ними был Иоиль.
8 Там было двести человек из колена Елицафана, их начальником был Шемаия.
9 Там было восемьдесят человек из колена Хеврона, их начальником был Елиел.
10 Там было сто двенадцать человек из колена Узиила, а начальником над ними был Аминадав.
11 Затем Давид попросил священников Садока и Авиафара прийти к нему. Давид также попросил прийти левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава.
12 Давид сказал им:
«Вы, вожди из племени Левия и остальные левиты, должны освятиться. Затем принесите святой ковчег Господа, Бога Израиля, на место, которое я приготовил для него.
13 В прошлый раз мы не спросили Господа, как нести ковчег Соглашения. Не вы, левиты, несли его, и поэтому Господь наказал нас».
14 Тогда священники и левиты освятились для того, чтобы нести ковчег Соглашения Господа, Бога Израиля.
15 Они использовали специальные шесты, чтобы нести на своих плечах ковчег Соглашения, как завещал им Моисей и как повелел Господь.
16 Давид велел вождям левитов привести их братьев, певцов, с лирами, арфами и кимвалами, чтобы они пели радостные песни.
17 Затем левиты привели Емана, сына Иоиля, и его братьев, Асафа, сына Берехии, и Ефана, сына Кушаии. Ефан был из колена Мерари.
18 Там была ещё одна группа левитов, которые исполняли обязанности стражников: Захария, Иаазиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Ванея, Маасей, Маттафия, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом и Иеиел.
19 Певцы Еман, Асаф и Ефан играли на медных кимвалах.
20 Захария, Узиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея играли на аламоф лирах.
21 Маттафия, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия играли на шеминиф арфах. Они должны были исполнять эти обязанности всю свою жизнь.
22 Вождь левитов, Хенания, был ответственным за пение, потому что был очень искусен в нём.
23 Берехия и Елкана были стражниками у ковчега.
24 Священники Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер должны были трубить в трубы перед ковчегом Соглашения. Овед-Едом и Иехия были другими стражниками у ковчега Соглашения.
25 Давид, старейшины Израиля и начальники вынесли ковчег Соглашения из дома Овед-Едома. Все были счастливы!
26 Бог помог левитам, которые несли ковчег, и они принесли в жертву семь быков и семь баранов.
27 Все левиты, которые несли ковчег Соглашения, были одеты в одежды, сшитые из тонкого льна. Хенания, ответственный за пение, и все певцы были одеты в одежду, сшитую из тонкого льна. Давид тоже был одет в одежды изо льна, и на нём был ещё льняной ефод.
28 Так весь народ Израиля нёс ковчег Соглашения. Израильтяне кричали, трубили в бараньи рога и трубы и играли на кимвалах, лирах и арфах.
29 Когда ковчег Господа дошёл до города Давида, Мелхола, дочь Саула, смотрела из окна. Она увидела царя Давида танцующим и веселящимся и потеряла к нему уважение.

Толковая Библия Лопухина

1−29. Перенесение ковчега завета из дона Авведдара Гефянина на Сион.

Вместо краткого описания перенесена ковчега завета во 2Цар 6:11−23 автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии. В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий — устройства скинии (1Пар 15:1), совещания Давида со священниками и левитами (1Пар 15:2−16) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега (1Пар 15:16−24); 2) описание самого акта перенесения (1Пар 15:25 — 1Пар 16:3) и первого торжественного богослужения пред ковчегом (1Пар 16:4−43), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом.

1Пар 15:1. И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию.

Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (1Пар 14:3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне (1Пар 16:39:21.29) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.

1Пар 15:2. Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки.

Объясняя смерть Озы (1Пар 13:10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (1Пар 15:13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис 4:15).

1Пар 15:3. И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил.

Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники (1Пар 15:25), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.

1Пар 15:4. И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов:

1Пар 15:5. из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его — сто двадцать человек;

1Пар 15:6. из сыновей Мерариных, Асаию начальника и братьев его — двести двадцать человек;

1Пар 15:7. из сыновей Гирсоновых, Иоиля начальника и братьев его — сто тридцать человек;

1Пар 15:8. из сыновей Елисафановых, Шемаию начальника и братьев его — двести;

1Пар 15:9. из сыновей Хевроновых, Елиела начальника и братьев его — восемьдесят;

1Пар 15:10. из сыновей Уззииловых, Аминадава начальника и братьев его — сто двенадцать.

Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (1Пар 6:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис 4:4−15); род Мерари во главе с Асаией (1Пар 6:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них — шесты и т.п. (Чис 4:31−32), и наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (1Пар 6:28), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. (Чис 4:25−26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (1Пар 6:22), Хеврона, третьего сына Каафа (1Пар 6:18), и Узиила, четвертого его сына (1Пар 6:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст. 5, 8−10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.

1Пар 15:11. И призвал Давид священников: Садока и Авиафара, и левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава,

1Пар 15:12. и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на место, которое я приготовил для него;

Перенесение ковчега завета — места пребывания самого Бога (Исх 25:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, измовения одежд (Исх 19:10:15; 2Пар 30:3).

1Пар 15:13. ибо как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.

См. примеч. к 1Пар 15:2.

1Пар 15:17. И поставили левиты Емана, сына Иоилева, и из братьев его, Асафа, сына Верехиина, а из сыновей Мерариных, братьев их, Ефана, сына Кушаии;

См. 1Пар 6:33:39, 44.

1Пар 15:18. и с ними братьев их второстепенных: Захарию, Бена, Иаазиила, Шемирамофа, Иехиила, Унния, Елиава, Ванею, Маасея, Маттафию, Елифлеуя, Микнея и Овед-Едома и Иеиела, привратников.

Иаазиил Азиил 1Пар 15:20, Иеиел 1Пар 16:5.

1Пар 15:19. Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах,

1Пар 15:20. а Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея — на псалтирях, тонким голосом.

1Пар 15:21. Маттафия же, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия — на цитрах, чтобы делать начало.

Разделение вышеупомянутых лиц (1Пар 15:17−18) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл «на псалтирях тонким голосом», буквально с еврейского («алаламот») «по-девичьи», девичьим, тонкий голосом — дискантом или альтом. Третий ход — «на цитрах, чтобы делать начало» — «ал-гашшеминит» — «на восьмой, последней и самой грубой струне», т.е. самым низким голосом.

1Пар 15:22. А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем.

«Хенания — был учителем пения» — чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: «Хенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен». Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.

1Пар 15:23. Верехия и Елкана были придверниками у ковчега.

Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин «привратник» имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?

1Пар 15:24. Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер, священники, трубили трубами пред ковчегом Божиим. Овед-Едом и Иехия были придверниками у ковчега.

Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания Чис 10:10.

1Пар 15:26. И когда Бог помог левитам, несшим ковчег завета Господня, тогда закололи в жертву семь тельцов и семь овнов.

Выражение «помог» едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из 1Пар 13:, неудавшемуся, автор хочет указать словом «помог» на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2Цар 6:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения указывает на особенную торжественность.

1Пар 15:27. Давид был одет в виссонную одежду, а также и все левиты, несшие ковчег, и певцы, и Хенания начальник музыкантов и певцов. На Давиде же был еще льняной ефод.

Автор опускает показание 2Цар 6:14, что Давид «прыгал» перед ковчегом завета, но, как видно из 1Пар 15:29, этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меип. Так как меип был одеждой священников (Исх 28:31), то это замечание указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.