2 Летопись 17 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Вместо Асы новым иудейским царём стал его сын Иосафат. Он укрепил Иудею, чтобы она могла воевать против Израиля.
2 Он поставил отряды воинов во все города Иудеи, превращённые в крепости. Иосафат построил крепости в Иудее и в городах Ефрема, которые захватил его отец Аса.
3 Господь был с Иосафатом, потому что он поступал так, как поступал его отец Давид и не следовал идолам Ваала.
4 Иосафат искал Бога, Которому повиновались его предки, и следовал заповедям Бога. Он не жил так, как жил народ Израиля.
5 Господь сделал Иосафата могущественным царём, и все иудеи приносили ему дары. У Иосафата было много богатства и славы.
6 Он с удовольствием следовал Господним наставлениям, а также убрал из Иудеи высоты и столбы Ашеры.
7 В третий год своего царствования Иосафат послал своих вождей, чтобы они учили народ в городах Иуды. Эти вожди были: Бен-Хаил, Авдия, Захария, Нафанаил и Михей.
8 С вождями Иосафат послал и левитов: Шемаию, Нефанию, Зевадию, Асаила, Шемирамофа, Ионафана, Адонию и Товию. Иосафат также послал и священников Елишаму и Иехорама.
9 Эти вожди, левиты и священники, имея с собой книгу Закона Господа, ходили по всем городам Иудеи и учили народ.
10 Народы вокруг Иудеи боялись Господа, и поэтому они не воевали с Иосафатом.
11 Так как Иосафат был очень могущественным царём, некоторые из филистимлян приносили ему различные дары и большое количество серебра в дань. Аравитяне также привели Иосафату семь тысяч семьсот баранов и семь тысяч семьсот коз.
12 Иосафат становился всё более и более могущественным. Он построил в Иудее крепости и города для запасов.
13 Он хранил много запасов в этих городах, а в Иерусалиме Иосафат расположил отряды хорошо обученных воинов.
14 Вот список воинов, живших в Иерусалиме, перечисленных по их коленам. Из колена Иуды были командиры отрядов тысяч: Аднах был командиром трёхсот тысяч воинов.
15 После Аднаха был Иоханан, который командовал двумястами восьмьюдесятью тысячами воинов.
16 Амасия, сын Зихрия, командовал двумястами тысячами воинов. Амасия был счастлив посвятить себя служению Господу.
17 Из колена Вениамина были следующие командиры: под командованием Елиада находились двести тысяч воинов, которые пользовались луками, стрелами и щитами. Елиад был очень храбрым воином.
18 После Елиада был Иегозавада, который командовал ста восьмьюдесятью тысячами воинов, готовых к войне.
19 Все эти воины служили царю Иосафату. У Иосафата также были воины в крепостях по всей Иудейской стране.

Толковая Библия Лопухина

1−6. Сделанное Иосафатом распределение войск по укрепленным городам; помощь Божья Иосафату за его благочестие. 7−9. Посланные Иосафатом сановники и левиты поучают народ закону Божню. 10−12. Дань от подчиненных Иосафату племен и увеличение его богатства и силы. 13−19. Имена военачальнииков Иосафата и число его войска.

2Пар 17:1. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян.

2Пар 17:2. И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его.

Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида (2Цар 8:14−18): с этого времени, «кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у царей были войска постоянные» (проф. Гуляев, с. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много — по ст. 14−18, до 1 160 000 чел., — и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного — Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асой (2Пар 15:8). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже (2Пар 18:1−3); сн. (3Цар 22:2−4); см. Толков. Библию II, с. 492), хотя союз благочестивого царя иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия Иудейскому царству.

2Пар 17:3. И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов,

2Пар 17:4. но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян.

2Пар 17:5. И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы.

2Пар 17:6. И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.

Благочестие Иосафата, привлекшее к нему и царству Иудейскому при нем милость Божью, выражалось, как и у Асы, особенно ревностно об очищении культа Иеговы не только от языческих элементов, приражавшихся к нему со времен Соломона (3Цар 11:4−8), но и от пережитков древнего суеверия: «отменил... высоты и дубравы в Иудее» (ст. 6). Впрочем, как и Аса (сн. гл. (2Пар 14:3) и (2Пар 15:17) ), Иосафат отменял лишь языческие высоты, а не издревле посвященные Иегове.

2Пар 17:7. И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ,

2Пар 17:8. и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников.

2Пар 17:9. И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ.

Здесь дано в высшей степени знаменательное сообщение о мерах Иасафата по насаждению в народе иудейском религиозного просвещения — при посредстве комиссии из царских сановников, священников и левитов, посланных царем по всем городам с книгой закона. Со стороны царя это был сколько акт политической мудрости, столько же — или еще более — плод глубокого его личного благочестия и религиозной ревности, в силу которых он также организовал судебную часть в государстве своем на религиозно-теократическик началах (см. ниже (2Пар 19:5−11) ). Священники и левиты, выступая здесь в религиозном учительстве, исполняли лишь прямой долг своего знания по закону Моисееву (Втор 33:9−10); хотя в Ветхом Завете вообще мало сообщается об учительной деятельности священников и левитов, однако всегдашнее исполнение ими упомянутого важного служебного долга своего, конечно, не может подлежать сомнанию (подлинность известия (2Пар 17:7−9) и (2Пар 19:5−11) заподозривается, напр., Велльгаузеном — в силу предвзятого взгляда его на послепленное лишь происхождение так называемого «Священнического Колена», т.е., среди книг Пятикнижия, в частности и левитского священства. (Wellhausen. Prolegomena zur Geschichte Israeb, 3-te A. Bertin. 1886, s. 196). Но теория Велльгаузена и на Западе не имеет уже прежнего кредита и обаяния). При том рассказ 2 Паралипоменон с перечислением имен членов комиссии имеет очевидный признак документальности, а присущая ему простота и естественность в свою очередь говорят об исторической достоверности сообщаемого здесь факта. Участие и сановников в комиссии по народному образованию в духе религии и закона объясняется высоким государственным значением предпринятой Иосафатом меры; при том библейско-еврейской древности было чуждо резкое отделение или антагонизм — гражданских и религиозных отношений, государства и церкви, образования светского и духовного, как-то имеет место в большинстве европейских государств господствовавшая в народе еврейском идея теократии, напротив, весьма тесно сближала все эти, в новом мире нередко противоположные, области жизни. Из того, что комиссия священников берет с собой «книгу закона Господня» (ст. 9) и с ней совершает обхождение страны, можно заключать, что экземпляры Библии в народе еще не были распространены.

2Пар 17:10. И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом.

2Пар 17:11. А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот.

2Пар 17:12. И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости и города для запасов.

Последствием внутренних мероприятий Иосафата — по насаждению в народе религиозного просвещения было поднятие авторитета Иудейского царства у окрестных племен — аравитян и филистимлян, плативших дань Иосафату: так внутреннее упорядочение государства сопровождалось тем же подъемом внешнего престижа государства, как и блистательная победа Асы над Зараем (2Пар 14:14).

2Пар 17:13. Много было у него запасов в городах Иудейских, а в Иерусалиме людей военных, храбрых.

2Пар 17:14. И вот список их по поколениям их: у Иуды начальники тысяч: Адна начальник, и у него отличных воинов триста тысяч;

2Пар 17:15. за ним Иоханан начальник, и у него двести восемьдесят тысяч;

2Пар 17:16. за ним Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу, и у него двести тысяч воинов отличных.

2Пар 17:17. У Вениамина: отличный воин Елиада, и у него вооруженных луком и щитом двести тысяч;

2Пар 17:18. за ним Иегозавад, и у него сто восемьдесят тысяч вооруженных воинов.

2Пар 17:19. Вот служившие царю, сверх тех, которых расставил царь в укрепленных городах по всей Иудее.

Показанная здесь численность действующей армии Иосафата — свыше миллиона (ст. 14−18) — возбуждает серьезное недоумение и наводит на мысль об ошибке переписчиков в цифровых данных рассматриваемого места. Но сам раздел (ст. 14−18) с реестром войск и военачальников, как показывают уже имена последних, — имеет, бесспорно, документальный характер. Характерна подробность (ст. 16): «Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу» (евр. hamitnaddeb lajhovah). По мнению некоторых толкователей, этим выражением означается его обет назарейства; но параллель (Суд 5:2, 9), (где встречается тот же глагол падав. в ф. Гитп) позволяет здесь видеть мысль о воинской доблести, о воинском героизме упомянутого лица.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.