2 Летопись 25 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Амасии было двадцать пять лет, когда он стал царём, и правил он в Иерусалиме двадцать девять лет. Его мать звали Иегоаддань; она была родом из Иерусалима.
2 Амасия делал то, что Господь считал правильным, но он не следовал Господу всем сердцем.
3 Когда власть Амасии в царстве окрепла, он убил слуг, которые убили его отца.
4 Но Амасия не убил их детей, потому что подчинился закону, написанному в книге Моисея, в котором Господь приказал:
«Родители не должны быть наказаны смертью за то, что сделали их дети, а дети не должны быть наказаны смертью за то, что сделали их родители. Каждый должен быть наказан смертью только за своё собственное преступление».
5 Амасия собрал вместе всех иудеев. Он разделил их на группы по семьям и поставил над ними начальников тысяч и сотен. Эти вожди отвечали за всех воинов: иудеев и вениамитян. Все мужчины, которые были избраны воинами, были двадцать лет и старше. Всего их было триста тысяч искусных воинов, готовых к бою, вооружённых копьями и щитами.
6 Амасия также нанял сто тысяч воинов из Израиля за 100 талантов серебра.
7 Но к Амасии пришёл Божий человек и сказал:
«Царь, не позволяй израильскому войску идти с тобой, так как Господь не помогает израильтянам, Он не с народом Ефрема.
8 Может быть, ты укрепишься и подготовишься к войне, но только Бог может помочь тебе победить или проиграть».
9 Амасия сказал Божьему человеку:
«А как же 100 талантов серебра, которые я уже заплатил израильскому войску?»
Божий человек ответил:
«Господь может дать тебе намного больше!»
10 Тогда Амасия отправил израильское войско домой в землю Ефрема. Эти люди очень рассердились на царя и на иудейский народ и вернулись домой очень разгневанными.
11 Тогда Амасия набрался храбрости и повёл своё войско в Соляную долину, в страну Едом. Там войско Амасии убило десять тысяч человек из Сеира.
12 Иудейское войско также захватило в плен десять тысяч человек. Иудеи привели этих людей, ещё живых, на вершину скалы и сбросили их, и тела их разбились о камни.
13 В то же время израильское войско напало на некоторые города Иудеи от Беф-Орона до Самарии. Они убили три тысячи человек и забрали много ценных вещей. Израильтяне были очень злы, так как Амасия не позволил им пойти с ним на войну.
14 Амасия, вернувшись после разгрома идумеян, принёс идолов, богов, которым поклонялся народ Сеира, и начал поклоняться этим идолам и сжигать в их честь благовонное курение.
15 Господь был очень разгневан на Амасию и поэтому послал к нему пророка. Пророк сказал:
«Амасия, почему ты поклоняешься богам, которым поклонялись эти люди? Эти боги даже не могли спасти свой народ от тебя!»
16 Когда пророк всё ещё говорил, Амасия перебил его:
«Мы никогда не делали тебя советником царя! Замолчи! Если ты не замолчишь, то будешь убит!» Пророк замолчал, но потом сказал:
«Бог действительно решил уничтожить тебя, потому что ты поступил очень плохо и не послушал моего совета».
17 Амасия, иудейский царь, поговорил со своими советниками, а затем отправил послание к Иоасу. Амасия сказал Иоасу, израильскому царю:
«Выходи, давай сразимся один на один».
Иоас был сыном Иоахаза, а Иоахаз был сыном Ииуя.
18 Тогда Иоас, израильский царь, послал ответ Амасии, иудейскому царю. Иоас рассказал следующую историю:
«Маленький терновый куст ливанский послал сказать большому ливанскому кедру: „Отдай свою дочь замуж за моего сына”. Но пришёл дикий зверь, прошёл по терновому кусту и уничтожил его.
19 Ты победил Едом и теперь, из-за этой победы, ты возгордился. Хвастайся об этом у себя дома! Не ищи сам себе беды! Иначе ты погибнешь, и Иуда погибнет вместе с тобой!»
20 Однако Амасия не послушался предостережения. Всё это случилось согласно замыслу Божьему. Так как народ Иудеи поклонялся богам, которым следовал народ Едома, Бог решил позволить Израилю разбить Иудею.
21 Тогда Иоас, израильский царь, вышел против Амасии, иудейского царя, и встретился с ним в Вефсамисе Иудейском.
22 Израильтяне разбили иудеев, и все иудеи разбежались по своим домам.
23 В Вефсамисе Иоас, израильский царь, захватил Амасию, иудейского царя, сына Иоаса, сына Охозии. Затем Иоас отправился в Иерусалим и разрушил там стену Иерусалима, от Ефремовых ворот до угловых ворот, на 400 локтей.
24 Он забрал сокровища из царского дворца, всё золото, серебро и всю посуду из храма Божьего, за которые отвечал Овед-Едом. Затем он взял заложников и вернулся в Самарию.
25 Амасия, сын Иоаса, иудейский царь, прожил пятнадцать лет после смерти Иоаса, сына Иоахаза, израильского царя.
26 Остальные дела Амасии, от начала и до конца, описаны в книге «Летописи иудейских и израильских царей».
27 Когда Амасия перестал следовать Господу, жители Иерусалима устроили против него заговор, и поэтому Амасия бежал в Лахис. Но заговорщики послали за ним людей в Лахис и убили его там.
28 Тело Амасии привезли обратно на конях и похоронили его вместе с его предками в иудейском городе.

Толковая Библия Лопухина

Амасия, 9-й царь иудейский

(Ср. 4Цар 14:1−20) 1−4. Начало царствования, казнь над убийцами Иоаса. 5−13. Война с Идумеей. 14−16. Поклонение Амасии богам Сеира и пророческое обличение. 17−24. Война Амасии с Иоасом израильским, поражение и плен Амасии, ограбление храма и дворца. 25−28. Вторая половина царствования Амасии, насильственная смерть его.

2Пар 25:1. Двадцати пяти лет воцарился Амасия и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иегоаддань из Иерусалима.

2Пар 25:2. И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца.

2Пар 25:3. Когда утвердилось за ним царство, тогда он умертвил рабов своих, убивших царя, отца его.

2Пар 25:4. Но детей их не умертвил, так как написано в законе, в книге Моисеевой, где заповедал Господь, говоря: не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за свое преступление должен умереть.

Сн. (4Цар 14:2−6). В характеристике религиозной двойственности Амасии во (2Пар 25:2) стоит (делал угодное в очах Господних, однако) «не от полного сердца» (слав.: «не сердцем совершенным») вместо стоящего в (4Цар 14:3) (делал угодное в очах Господних, впрочем) «не так, как отец его Давид». Большей верностью Иегове отличался Амасия в первую половину царствования своего. См. Толков. Библию т. II, с. 512.

2Пар 25:5. И собрал Амасия Иудеев и поставил их по поколениям под власть тысяченачальников и стоначальников, всех Иудеев и Вениаминян, и пересчитал их от двадцати лет и выше, и нашел их триста тысяч человек отборных, ходящих на войну, держащих копье и щит.

2Пар 25:6. И еще нанял из Израильтян сто тысяч храбрых воинов за сто талантов серебра.

2Пар 25:7. Но человек Божий пришел к нему и сказал: царь! пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема.

2Пар 25:8. Но иди ты один, делай дело, мужественно подвизайся на войне. Иначе повергнет тебя Бог пред лицем врага, ибо есть сила у Бога поддержать и повергнуть.

2Пар 25:9. И сказал Амасия человеку Божию: что же делать со ста талантами, которые я отдал войску Израильскому? И сказал человек Божий: может Господь дать тебе более сего.

2Пар 25:10. И отделил их Амасия, — войско, пришедшее к нему из земли Ефремовой, — чтоб они шли в свое место. И возгорелся сильно гнев их на Иудею, и они пошли назад в свое место, в пылу гнева.

2Пар 25:11. А Амасия отважился и повел народ свой, и пошел на долину Соляную и побил сынов Сеира десять тысяч;

2Пар 25:12. и десять тысяч живых взяли сыны Иудины в плен, и привели их на вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились совершенно.

2Пар 25:13. Войско же, которое Амасия отослал обратно, чтоб оно не ходило с ним на войну, рассыпалось по городам Иудеи от Самарии до Вефорона и перебило в них три тысячи, и награбило множество добычи.

О войне Амасии с идумеянами в 4 Царств XIV есть лишь краткое упоминание в одном стихе — 7-м; здесь же об этом событии рассказывается со всей обстоятельностью (ср. наши пояснительные замечания к (4Цар 14:7) -Толков. Библия т. II, с. 512). 2 Паралипоменон здесь прежде всего добавляет сообщение, что Амасия, приведя в известность число собственной боевой армии Иудейского царства — 300 000 солдат (ст. 5), нанял, кроме того, за 100 талантов серебра (около 150 000 рублей) 100 000 израильского войска (ст. 6). Это первый и единственный в библейско-еврейской древности случай найма иноземных войск на помощь собственному войску. У классических народов, как и у иудеев в последние века их самостоятельного существования, наем такой практиковался нередко и состоял обычно в уплате денег царю или вообще повелителю войск, сами же войска и солдаты ничего не получали, кроме добычи и грабежа. Понятно, какое зло для страны представляло такое наемное войско. И уже потому, а еще более ввиду преступности Израильского царства с теократической точки зрении и небогоугодности союза Иудейского царства с ним (ср. 2Пар 20:37), пророк Божий потребовал от Амасии отпустить нанятое им израильское войско (ст. 7−8), что Амасией и было сделано, хотя и с сожалением о даром потерянной плате войску израильскому (ст. 9). Последнее отказом было крайне раздражено (ст. 10) и на обратном пути вознаградило себя великим грабежом и убийствами в пределах Иудеи (ст. 13). Историческая достоверность всего этого сообщения 2 Паралипоменон о найме израильского войска царем Амасией и последующем распущении его не может подлежать сомнению: в пользу достоверности факта говорит последствие его: начатая по инициативе Амасии война с Иаисом израильским (ст. 17 и д.), довлеющая причина которой может заключаться только в желании Амасии — отомстить за неистовства израильских солдат в Иудее (ст. 13),а также вознаградить себя за потерянную на наем войска сумму (ст. 6, 9).

Ст. 11−12. В описании блестящей победы Амасии над идумеями 2 Паралипоменон добавляет, сравнительно с (4Цар 14:7), что, кроме 10 000 убитых в сражении. Амасия другие десять тысяч пленников низверг со скалы — способ казни особенно жестокой; подобную казнь однажды хотели применить к Иисусу Христу жители Назарета (Лк 4:29); у римлян обычно было низвержение казнимых с Терпейской скалы. В данном случае между (4Цар 14:7) и (2Пар 25:12) существует следующая разность: тогда как по 4 Царств Амасия взял идумейский город Селу, греч. Петра:2 Паралипоменон упоминает лишь о скале, евр.: села, LXX: τοῦ κρημνοῦ, Vulg.: petrae, слав.: «стремнины». Очевидно, обе книги здесь взаимно дополняют друг друга.

2Пар 25:14. Амасия, придя после поражения Идумеян, принес богов сынов Сеира и поставил их у себя богами, и пред ними кланялся и им кадил.

2Пар 25:15. И воспылал гнев Господа на Амасию, и послал Он к нему пророка, и тот сказал ему: зачем ты прибегаешь к богам народа сего, которые не избавили народа своего от руки твоей?

2Пар 25:16. Когда он говорил ему, царь отвечал: разве советником царским поставили тебя? перестань, чтоб не убили тебя. И перестал пророк, сказав: знаю, что решил Бог погубить тебя, потому что ты сделал сие и не слушаешь совета моего.

Известие о поклонении Амасии каким-то богам Сеира, находящееся только во 2 Паралипоменон, характеризует нетвердость Амасии в вере Иеговы, тем более преступную, что проявилась она вскоре после дарованной ему Богом победы над идумеями. Возможно, что первоначально Амасия взял «богов сынов Сеира» и поставил их у себя только в качестве военных трофеев, памятников победы своей над Сеиром, а затем низошел до действительного преклонения пред ними, за что и был обличен пророком, предсказавшим ему гибель вследствие его высокомерия.

2Пар 25:17. И посоветовался Амасия, царь Иудейский, и послал к Иоасу, сыну Иоахаза, сына Ииуева, царю Израильскому, сказать: выходи, повидаемся лично.

2Пар 25:18. И послал Иоас, царь Израильский, к Амасии, царю Иудейскому, сказать: терн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: отдай дочь свою в жену сыну моему. Но прошли звери дикие, которые на Ливане, и истоптали этот терн.

2Пар 25:19. Ты говоришь: вот я побил Идумеян, — и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою.

2Пар 25:20. Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским.

2Пар 25:21. И выступил Иоас, царь Израильский, и увиделись лично, он и Амасия, царь Иудейский, в Вефсамисе Иудейском.

2Пар 25:22. И были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой.

2Пар 25:23. И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Иоахазова, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе и привел его в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот уго́льных, на четыреста локтей;

2Пар 25:24. и взял все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию.

Сн. (4Цар 14:8−14), См. Толков. Библию т. II. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу израильскому (ст. 17) могло быть, как сказано уже, желание отомстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. Ст. 20: «так как от Бога... это» — это замечание 2 Паралипоменон, находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным служением его идолам Сеира (ст. 14 и д.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона (Исх 14:4) и др., или в отношении неразумия Ровоама (3Цар 12:15). См. Толков. Библию т. II. Сильнее и, кажется, слишком резко выражает мысль свящ. писателя 2 Паралипоменон Иосиф Флавий: «по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония» (Иуд Древн. IX, 9, 2). Справедливо указывают здесь у Иосифа Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учении о судьбе (ср. Г. Скарданицкого. Фарисеи и Саддукеи. Киев, 1905, с. 79 и д.).

О положении Вефсамиса (ст. 21). См. замеч. к (Нав 15:10) и к (4Цар 14:13). Толков. Библия т. I, II.

О положении в древнем Иерусалиме ворот Ефремовых и Угольных, см. Толков. Библию II, 513.

В 23 ст. дед Амасии назван Иоахазом — в принятом тексте евр. (Jehoachaz), LXX (Ἰοαχάζ), Vulg. (Ioachaz) и русск. синод.; между тем всюду в 4 Царств и во 2 Паралипоменон, исключая лишь (2Пар 21:17) (Иоахаз) этот царь именуется Охозия (сн. замеч. к (2Пар 21:17) ). В евр. код. 117, 188, 224 у Кенник. и 31, 196, 737 у Рооси стоит имя Охозия равно и в греч. код. 19, 93, 108, 121 у Гольмеса. Таким образом, имя Иоахаз возникло здесь как и в (2Пар 21:17) случайно, вследствие перестановки имени Божия Иегова с конца (Охозия) в начало (Иоахаз). Ср. у проф. Гуляева, с, 557.

Овед — Едом, слав. «Авдедом» — вероятно, лицо из потомства того Овед-Едома, которому, при первоначальном разделении обязанностей левитов, был вверен надзор за сокровищами храма (1Пар 26:15) (Гуляев. там же).

2Пар 25:25. И жил Амасия, сын Иоасов, царь Иудейский, по смерти Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, пятнадцать лет.

2Пар 25:26. Прочие дела Амасии, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.

2Пар 25:27. И после того времени, как Амасия отступил от Господа, составили против него заговор в Иерусалиме, и он убежал в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там.

2Пар 25:28. И привезли его на конях, и похоронили его с отцами его в городе Иудином.

Сн. (4Цар 14:17−20). Толков. Библия т. II.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.