2 Летопись 27 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Иоафаму было двадцать пять лет, когда он стал царём. Он правил шестнадцать лет в Иерусалиме. Его мать звали Иеруша, которая была дочерью Садока.
2 Иоафам делал то, что Господь считал правильным и поступал так, как его отец Уззия. Однако Иоафам не входил в храм Господа, чтобы сжигать благовонное курение, как делал его отец. А народ тем временем продолжал грешить.
3 Иоафам восстановил Верхние ворота храма Господа. Он многое построил на стене на том месте, которое называлось Офел.
4 Иоафам также построил города в горной стране Иудее, а в лесах воздвиг крепости и башни.
5 Иоафам воевал против царя аммонитян и его войска и разбил их. И ежегодно в течение трёх лет аммонитяне давали Иоафаму 100 талантов серебра, 10 000 кор пшеницы и 10 000 кор ячменя.
6 Иоафам стал могущественным царём, потому что преданно повиновался Господу, Богу своему.
7 Остальные дела Иоафама и все его войны описаны в книге «Летописи израильских и иудейских царей».
8 Иоафаму было двадцать пять лет, когда он стал царём. Он правил шестнадцать лет в Иерусалиме. Его мать звали Иеруша, которая была дочерью Садока.
9 Когда Иоафам умер, его похоронили в городе Давида, а новым царём после него стал его сын Ахаз.

Толковая Библия Лопухина

Иоафам, 11-й царь иудейский

(Ср. 4Цар 15:32−38) 1−2. Время воцарения Иоафама; продолжительность и богоугодный характер царствования. 3−4. Постройки в храме, Иерусалиме и других местностях Иудеи. Удачная война с аммонитянами. 7−9. Заключительные замечания о царствовании Иоафама и его кончине.

2Пар 27:1. Двадцати пяти лет был Иоафам, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иеруша, дочь Садока.

2Пар 27:2. И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень, и народ продолжал еще грешить.

Сн. (4Цар 15:32−34). Толков. Библия II. В характеристике благочестия Иоафама во (2Пар 27:2) имеется замечание: «только он не входил в храм Господень», т.е. не подражал отцу своему Озии (2Пар 26:16−20) в его преступной попытке совершать священнодействие в храме. Совершенно превратно некоторые раввины (Кимхи и др.) понимали эта выражение в смысле указания на то, будто Иоафам, испуганный постигшим в храме отца его страшным наказанием, вовсе не решался входить в храм и совершал жертвоприношения на высотах; между тем в тексте ст. 2 грех служения на высотах приписывается только народу, а не царю.

2Пар 27:3. Он построил верхние ворота дома Господня, и многое построил на стене Офела;

2Пар 27:4. и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни.

Строительная деятельность Иоафама коснулась сначала Иерусалима и прежде всего храма: он построил (ст. 3) так называемые «верхние» (евр. елийон, LXX τὴν ὑψηλὴν, Vulg. excelsam, слав.: «высокая») ворота дома Господня, лежавшие, по господствующему в науке представлению, на северной стороне и тожественные с воротами Вениаминовыми (Иер 20:2), см. у проф. Олесницкого. Ветхозаветный храм, с. 669. Кроме того, Иоафам обстроил Офел (ст. 2), ср. (2Пар 33:14; Неем 3:26; 11:21; Ис 32:14). Именем Офел (собственно: холм), см. (4Цар 5:24; Мих 4:8), как полагают исследователи библейских древностей, называлась восточная или юго-восточная часть стены, окружавшей храм, и башня, стоявшая при ней. Название это могло произойти от предместья Иерусалима, расположенного на восточном склоне горы Мориа. См. А.С. Норова. Путешествие к св. мест. изд. 3, 1854, ч. III, c. 310; проф. Гуляева, Историч. книги, с. 561; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 572, 642 и др. Ср. И. Флавий, Иуд Война VI, 6, 2.

Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иасафату (2Пар 17:12), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4).

2Пар 27:5. Он воевал с царем Аммонитян и одолел их, и дали ему Аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч ко́ров пшеницы и ячменя десять тысяч. Это давали ему Аммонитяне и на другой год, и на третий.

2Пар 27:6. Так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего.

Подобно же Иоасафату (2Пар 20:1−25), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии (2Пар 26:8) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как видно из относящихся к этому времени пророческих речей Исайи (Ис 1−3) и др.

2Пар 27:7. Прочие деяния Иоафама и все войны его и поведение его описаны в книге царей Израильских и Иудейских:

2Пар 27:8. двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме.

2Пар 27:9. И почил Иоафам с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него.

О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в (4Цар 15:37), 2 Паралипоменон не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и свящ. писателю 2 Паралипоменон известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): «все войны его... описаны в книге царей Израильских и Иудейских». Хотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; след., известность свящ. писателю 2 Паралипоменон войны сиро-израильской с иудеями — вне сомнения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.