2 Летопись 8 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 На строительство храма Господа и царского дворца у Соломона ушло двадцать лет.
2 Затем Соломон заново отстроил города, которые дал ему Хирам, и разрешил израильтянам селиться в них.
3 После этого Соломон отправился в Емаф-Сува и захватил его.
4 Соломон также построил город Фадмор в пустыне. Он построил все города в Емафе для хранения запасов.
5 Соломон заново отстроил города Верхний Беф-Орон и Нижний Беф-Орон и превратил эти города в сильные крепости с крепкими стенами, воротами и засовами.
6 Соломон также заново отстроил город Ваалаф и все города для хранения запасов. Он построил города для своих колесниц и для конницы. И построил он всё то, что хотел построить в Иерусалиме, Ливане и на всей земле, где правил.
7 В стране, где жил народ Израиля, оставалось много чужеземцев. Это были хеттеи, аморреи, ферезеи, евеи и иевусеи, которые не принадлежали к израильтянам.
8 Они были потомками народов, которые остались там и не были уничтожены Израилем. Соломон сделал эти народы своими рабами. Они и до сего дня всё ещё остаются рабами.
9 Израильтян же Соломон не делал рабами. Они были его воинами, вельможами, офицерами, военачальниками, командирами его колесниц и всадников.
10 Некоторые из израильтян были вождями главных приближённых Соломона. Этих вождей, руководивших народом, было двести пятьдесят человек.
11 Соломон привёз дочь фараона из города Давида в дом, который он построил для неё. Соломон говорил:
«Моя жена не должна жить в городе Давида, потому что те места, где находился святой ковчег, были святыми».
12 Соломон приносил Господу жертвы всесожжения на алтаре Господа. Соломон построил этот алтарь перед верандой храма.
13 Он приносил жертвы каждый день, как завещал Моисей. Жертвы должны были приноситься по субботам, в праздники Новолуния и во время трёх ежегодных праздников: в праздник Пресных Хлебов, в праздник Жатвы и в праздник Укрытий.
14 Соломон следовал указаниям своего отца Давида. Он выбрал группы священников для несения службы и левитов для исполнения их обязанностей. Левиты должны были прославлять Господа и помогать священникам каждый день исполнять то, что необходимо было делать во время службы в храме. Соломон выбрал привратников по группам служить у каждых ворот, потому что так завещал Давид, Божий человек.
15 Израильтяне не меняли и не нарушали ни одного указания Соломона, данного священникам и левитам. Они не ослушались ни одного повеления, не изменили даже указания о хранении сокровищ.
16 Так Соломон завершил строительство храма. Работа над ним продолжалась без задержек с самого начала до самого окончания строительства.
17 Тогда Соломон отправился в города Ецион-Гавер и в Елаф, которые находились возле Красного моря в земле Едома.
18 Хирам послал Соломону корабли, которыми управляли люди Хирама, имевшие опыт вождения кораблей по морю. Люди Хирама отправились со слугами Соломона в Офир и привезли оттуда 450 талантов золота, доставив его царю Соломону.

Толковая Библия Лопухина

Государственная деятельность Соломона

(Ср. 3Цар  9:10−27) 1−6. Устроение и постройка городов. 7−9. Государственные подати и повинности. 10−11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12−16. Организация богослужебного персонала. 17−18. Флот Соломона и плавание в Офир.

2Пар 8:2. Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых.

Тогда как по (3Цар  9:11) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, — в уплату за работы и материал по постройке храма, 2 Паралипоменон здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему («Кавул» — (3Цар  9:10−12)). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Паралипоменон) совершенно другое событие. Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого? Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы (Проф. Гуляев, Историч. кн. с. 509).

2Пар 8:3. И пошел Соломон на Емаф-Сува и взял его.

В этом стихе 2 Паралипоменон сообщает неизвестный из 3 Царств факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр.: /Хамат-Цова,/ Vulg. Emath Suba, LXX Alex Αιμιὰθ Σωβά, слав.: «Эмаф-Сува». Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. (Чис  13:22; 3Цар  8:65); Onomast 52, 424, 425, 425. См. Толков. Библия II, 464), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова, Сува, Цоба (1Цар  14:47; 2Цар 8 и др.) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Ефратом (Onomast. 889. Толков. Библия II, с. 404 и 425). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м (4Цар  14:23, 25), свящ. писатель 2 Паралипоменон имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар  4:21, 24).

2Пар 8:4. И построил он Фадмор в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе.

2Пар 8:5. Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укрепленные, со стенами, воротами и запорами,

2Пар 8:6. и Ваалаф и все города для запасов, которые были у Соломона, и все города для колесниц, и города для конных, и все, что хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего.

Об упоминаемых здесь городах см. (3Цар  9:17−19) и Толков. Библия II, ст. 465−466.

2Пар 8:7. Весь народ, оставшийся от Хеттеев, и Аморреев, и Ферезеев, и Евеев и Иевусеев, которые были не из сынов Израилевых, —

2Пар 8:8. детей их, оставшихся после них на земле, которых не истребили сыны Израилевы, — сделал Соломон оброчными до сего дня.

2Пар 8:9. Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим, но они были воинами, и начальниками телохранителей его, и вождями колесниц его и всадников его.

Сн. (3Цар  9:20−22).

2Пар 8:10. И было главных приставников у царя Соломона, управлявших народом, двести пятьдесят.

Сн. (3Цар  9:23) и см. замеч. к (2Пар  2:1−2).

2Пар 8:11. А дочь Фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который построил для нее, потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева, ибо свят он, так как вошел в него ковчег Господень.

Сн. (3Цар  9:24). Во 2 Паралипоменон факт поселения дочери Фараона передается, в отличие от 3 Царств, с указанием религиозных мотивов Соломона, вызвавших в нем это решение. Ср. у Олесницкого, Ветхоз. храм, с. 646−647.

2Пар 8:12. Тогда стал возносить Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господнем, который он устроил пред притвором,

2Пар 8:13. чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей.

2Пар 8:14. И установил он, по распоряжению Давида, отца своего, череды священников по службе их и левитов по стражам их, чтобы они славословили и служили при священниках по уставу каждого дня, и привратников по чередам их, к каждым воротам, потому что таково было завещание Давида, человека Божия.

2Пар 8:15. И не отступали от повелений царя о священниках и левитах ни в чем, ни в отношении сокровищ.

2Пар 8:16. Так устроено было все дело Соломоново от дня основания дома Господня до совершенного окончания его — дома Господня.

Краткое сообщение (3Цар  9:25) здесь значительно расширено и вместе восполнено новыми чертами: вместо общего указания 3 Царств о трех годичных жертвоприношениях Соломона здесь определенно называются 3 великих годовых праздника: Опресноков (Пасха), Седмиц (Пятидесятница) и Кущей и, кроме того, упоминаются еще субботы и новомесячия (ср. Лев  23; Чис  28−29), причем отмечается строгое соответствие здесь жертвенной практики закону Моисееву (ст. 13); с другой стороны выставляется такое же точно выполнение Соломоном богослужебного устава Давида относительно службы священников и левитов (ст. 14), (1Пар  24:1, 27:1).

2Пар 8:17. Тогда пошел Соломон в Ецион-Гавер и в Елаф, который на берегу моря, в земле Идумейской.

2Пар 8:18. И прислал ему Хирам чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломоновыми в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота, и привезли царю Соломону.

Сн. (3Цар  9:26−28). См. Толков. Библю II.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.