Иов 15 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Елифаз из Фемана ответил Иову:
2 «Иов, когда б ты вправду мудрым был, не говорил бы ты слова пустые. Кто мудр, тот не настолько полон пустотой.
3 Ты думаешь, что мудрый стал бы спорить не стоящими ничего словами, речами, которые не значат ничего?
4 Когда бы были у тебя, Иов, только твои пути, никто бы не верил в Бога и не молился бы Ему.
5 Всё, что ты говоришь, твой грех изобличает, ты грех свой скрыть пытаешься, Иов, за умными словами.
6 И нет нужды доказывать, что ты неправ, поскольку собственными же устами ты доказал свою неправоту. Твои уста — против тебя, Иов.
7 Ты думаешь, что ты родился первым, что ты рожден до сотворения холмов?
8 Иов, ты в планы Бога посвящён? Ты думаешь, что лишь один ты мудрый?
9 Иов, мы знаем то, что знаешь ты, мы понимаем то же, что и ты.
10 Все седовласые старики согласны с нами, и даже люди старше твоего отца, и те на нашей стороне.
11 Старается тебя Бог успокоить, но утешения недостаточно тебе. Мы весть тебе передаём от Бога довольно мягкими словами.
12 Ну почему, Иов, не понимаешь ты и почему не можешь видеть правду?
13 Когда ты речи говоришь свои, ты выступаешь против Бога.
14 Не может человек быть безупречным! Не может он праведнее Бога быть!
15 Бог даже Ангелам Своим не доверяет. В сравнении с Богом даже небеса не столь чисты.
16 А человек намного хуже: он отвратителен и грязен, он зло как воду пьёт.
17 Иов, послушай, я поделюсь с тобой всем, что знаю.
18 Тебе о мудростях я расскажу, поведанных и мне. Когда-то предки мудрых всё это рассказали, а эти люди секретов не имели от меня.
19 Они в стране нашей почитаемы, все знают их по именам.
20 И эти люди мудрые сказали: „Злой человек всю свою жизнь страдает. Все годы своей жизни страдает жестокий человек.
21 Его пугает каждый шорох. Враг нападёт, когда он будет думать, что всё спокойно.
22 Он раздражён всегда; нет у него надежды на то, что избежит он темноты. И где-то на земле есть меч, который ждёт часа, чтоб убить его.
23 Из края в край он бродит в поисках еды. Он сознает, что смерть, которую навлёк он на себя, уже близка.
24 Он в страхе от страданий и забот, они напали на него как царь, несущий разрушение.
25 Всё это потому, что Богу он отказался подчиниться, он Богу угрожает кулаком и Всемогущего стремится победить.
26 Подобно воину, который под прикрытием щита, он врага нещадно атакует, намереваясь удар в шею нанести.
27 Богатым, толстым человек быть может,
28 но его город разрушение ждёт, дом его будет уничтожен и опустеет.
29 Не сможет злобный долго быть богатым: ничего из его владений не останется на земле, даже его тени.
30 Он темноты не сможет избежать. Он будет словно дерево, чьи листья больны, и ветер их срывает.
31 Злой, веруя в нестоящие вещи, обманывать себя не должен — он не получит ничего.
32 Преждевременно он потеряет жизнь свою, он станет словно высохшая ветвь, которой уже вовек не зеленеть.
33 Он будет подобен винограднику, теряющему невызревшие гроздья, он будет как олива, у которой опала завязь.
34 Всё потому, что беден тот человек, в котором Бога нет. Дом обожающего взятки сожрёт огонь.
35 Он зло задумывал, хотел другим несчастья, он для других людей вынашивал обман”».

Толковая Библия Лопухина

Вторая речь Елифаза. 1−16. Упрек Иову в недостатке мудрости. 17−35. Описание гибели грешника.

Иов 15:1.  И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:

Иов 15:2. станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим,

Иов 15:3. оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы?

Иов 15:4. Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу.

Упрекая друзей в неразумии (Иов 12:1−6), Иов сам заслуживает такого же точно обвинения. О недостатке у него мудрости свидетельствуют пустота (см. прим. к Иов 11:2), горячность, раздражительность речей («наполняет чрево ветром палящим», точнее, «ветром востока»), — слова мудрого проникнуты спокойствием (Притч 14:29; Еккл 9:17) — и, наконец, отрицание страха Божия, — начала всякой мудрости (Иов 28:28; Притч 1:7; Притч 9:10; Пс 110:10; Сир 1:15−16). Отрицающим страх Божий, нетвердым в благочестии Иов является по мнению Елифаза потому, что отвергает Божественное Правосудие как по отношению к себе, считая себя невинно наказанным, так и по отношению ко всем людям (Иов 9:22 и д.) С утратою страха, чувства благоговения к Богу в речах Иова не заметно должного почтения к Господу: «за малость считаешь речь к Богу» (ст. 4).

Иов 15:5. Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых.

Иов 15:6. Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.

Отрицание страха Божьего составляет прямое проявление нечестия (Пс 9:25, 27, 32, 34; 35:2). Следовательно, сам Иов свидетельствует о своей греховности, виновности, сам является в роли самообличителя: «тебя обвиняют уста твои, а не я».

Иов 15:7. Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан?

Иов 15:8. Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость?

В своих речах Иов не проявил обычной, свойственной человеку мудрости. Тем более он не имеет основания усвоить себе какую-то особенную мудрость, побуждающую друзей к полному молчанию (Иов 12:13). Он не первый человек, и потому не наделен теми высшими качествами, какие были свойственны этому последнему. Он сотворен не прежде холмов, как бы от вечности (Пс 89:3; Притч 8:25), не стоял в непосредственных отношениях к Богу и не посвящен им в планы мироправления (Прем 9:13).

Иов 15:9. Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?

Иов 15:10. И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего.

Иов — обыкновенный смертный человек; знания его нисколько не выше знаний друзей. Но так как последние ссылаются в своих речах на опыт предков, более старых, чем предки Иова, и потому более мудрых, то он должен согласиться с ними.

Иов 15:11. Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе?

Иов 15:12. К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь?

Иов 15:13. Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи?

Иов 15:14. Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?

Иов 15:15. Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его:

Иов 15:16. тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.

По своим знаниям Иов — обыкновенный смертный человек. Поэтому прежде всего неуместно с его стороны пренебрежительное отношение (Иов 12:1−6) к рассуждениям друзей, их кротким речам («Маловажное ли дело для тебя утешения Божии и кроткие слова, к тебе обращенные?» — ст. 11); во-вторых, не допустимы дерзкие, полные гордости речи к Богу (ст. 12−13). В них он обвиняет Его в неправосудии, считая себя невинно наказанным. Рассуждать так Иов не имеет права, потому что склонность к греху составляет у него как и у всякого человека, потребность природы (ст. 16). Чистым в очах Божиих быть он не может (ст. 14): постигшее его бедствие вполне им заслужено.

Иов 15:17. Я буду говорить тебе, слушай меня; я расскажу тебе, что видел,

Иов 15:18. что слышали мудрые и не скрыли слышанного от отцов своих,

Иов 15:19. которым одним отдана была земля, и среди которых чужой не ходил.

Уверенность Елифаза в недостатке у Иова мудрости дает ему право высказать свой взгляд на спорный вопрос о земном мздовоздаянии (совр. — воздаянии). В противоположность суждениям Иова излагаемое старшим другом учение отличается безусловною достоверностью. Оно не его личный взгляд, а взгляд мудрецов прежних времен, переданный им их предками и составленный последними на основании личного опыта и наблюдения; в нем нет никаких посторонних, чужеземных примесей: предки жили в то время, когда в их страну не вторглись чужеземцы (ст. 19).

Иов 15:20. Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя;

Иов 15:21. звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель.

Иов 15:22. Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч.

Иов 15:23. Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.

Иов 15:24. Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве,

Согласно излагаемому Елифазом учению предков, нечестивый никогда не пользуется настоящим миром; его совесть, обремененная преступлениями, постоянно заставляет страшиться бедствий. Мучения усиливаются еще тем обстоятельством, что грешник не знает конца им: «число лет закрыто от притеснителя» (ст. 20). Создаваемые на почве мучений совести предчувствия бедствий оправдываются: нечестивый слышит устрашающе звуки, которые предвещают ему гибель. И хотя она постигает его в то время, когда он наслаждается благоденствием (ст. 21), но спастись не представляется возможности: меч божественного мщения поражает грешника (ст. 22). Несчастье, на которое обречен нечестивый, — для богатого им является полная нищета (ст. 23) — постигает его с непреоборимою силою (ст. 24).

Иов 15:25. за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю,

Иов 15:26. устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими;

Иов 15:27. потому что он покрыл лице свое жиром своим и обложил туком лядвеи свои.

Причиною гибели грешника является кичливое от сознания своей силы противление Богу (ст. 25; ср. Ис 23:11; Иез 25:7; ст. 26; ср. 1Цар 2:3; Пс 72:3−9:74.5−6), соединенное с нечувствительностью к божественным воздействиям (ст. 27 ср. Втор 32:15; Пс 72:7:11). Подобно ожиревшему, равнодушному ко всему окружающему человеку, грешник не хочет видеть и понять обращенных к нему вразумлений.

Иов 15:28. И он селится в городах разоренных, в домах, в которых не живут, которые обречены на развалины.

Одним из проявлений подобной настроенности является поселение грешника в тех местах, с которыми соединено воспоминание о божественном наказании, и которые, как наглядные памятники справедливого гнева, удерживают богобоязненных от попытки утвердиться в них. На основании следующего 29 ст. можно, кажется, думать, что поселение нечестивого в обреченных на запустение местах вызывается жадностью, страстью к приобретению богатств.

Иов 15:29. Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его.

Иов 15:30. Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его.

Иов 15:31. Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему.

Иов 15:32. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть.

Иов 15:33. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой.

Иов 15:34. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства.

Иов 15:35. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман.

Конец грешника.

Иов 15:29. Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его.

Иов 15:30. Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его.

Создаваемое вышеуказанным путем (ст. 28) благоденствие грешника непрочно. Его приобретению не суждено процветать и достигнуть зрелости: «не распрострется по земле приобретение его» (образ выражения заимствован от ветви, отягченной плодами). Оно погибнет, подобно дереву, брошенному в огонь. «Отрасли» не дети нечестивого, так как речь о потомстве идет ниже, а части растущего накопляемого имущества, которое сравнивается с деревом.

Иов 15:31. Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему.

В обреченных на запустение и развалины местностях и домах (29 ст.) нельзя прочно обосноваться: надежда на это тщетна, суетна. Думающего и поступающего иначе («заблуждающегося») ждет гибель.

Иов 15:32. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть.

Иов 15:33. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой.

Иов 15:34. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства.

Утучневший, презревший божественное определение грешник наказывается не только уничтожением имущества, но и преждевременною смертью (ст. 32; ср. Пс 54:24; 72:18, 19; 77:31, 33) и таковою же гибелью своих детей (ст. 33).

Иов 15:35. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман.

Метафорическое резюме предшествующей речи. Грех всегда и неизбежно сопровождается несчастием (Иов 4:8; Пс 7:15−17; Ис 59:4).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.