Псалмы 105 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Прославляйте Господа! Благодарите Господа за доброту Его; любовь Его беспредельна.
2 Неописуема великая любовь Господняя, безграничны должны быть наши похвалы Ему.
3 Блажен, кто соблюдает справедливость, кто праведен в любые времена.
4 Так вспомни, Господи, меня, когда покажешь людям доброту Свою, когда спасать их будешь, и ко мне приди на помощь.
5 Господь, позволь мне разделить с Твоим народом всё то хорошее, что делаешь Ты для него. Позволь мне быть счастливым с ним, вместе с Твоим народом восхвалять Тебя.
6 Грешили мы не менее отцов, творили беззаконие и несправедливость.
7 Когда отцы наши в Египте были, Твоих чудес не поняли они. Не помня доброты Твоей, восстали у моря Красного против Тебя.
8 Но Бог их спас ради Своего имени. Господь их спас, чтоб Свою силу показать.
9 Он повелел, и расступилось море, и Он провел как по суше их.
10 Господь спас их, избавив от врагов.
11 Покрыли воды их, и ни один не спасся.
12 Тогда Господу поверили отцы и в своих песнях восхвалили Его имя.
13 Но вскоре позабыли, что Он сделал, советами Его пренебрегли.
14 Но изголодались они в необитаемой пустыне и Господа решили испытать.
15 И Он исполнил всё, о чём они просили, но также и болезни страшные наслал.
16 И позавидовали они тогда Моисею, а также святому священнику Господа Аарону.
17 Земля разверзлась, поглотив Дафана и Авирона со всеми их людьми.
18 Вдруг пламя вспыхнуло, и нечестивцы все сгорели.
19 Они тельца возле Хорива сотворили и идолу золотому поклонились.
20 Израильтяне Господа святого променяли на изображение быка, жующего траву.
21 Они забыли спасшего их Бога, Который чудеса творил в Египте
22 и дива сотворил в земле у Хама, а также у Красного моря совершил великие дела.
23 Господь хотел истребить народ, но Моисей, Его избранник, встав пред Ним, умолял Господа не уничтожать людей, и Бог оставил их в живых.
24 И в землю благостную, Ханаан, идти они не пожелали, Господним не веря обещаниям, что Бог поможет им победить врага.
25 В шатрах своих они недовольство выражали и к Богу отказались в подчинение прийти.
26 Тогда Он поднял руку и поклялся, что погибнуть их в пустыне Он заставит,
27 а их потомков победят народы и разбросают их по всей земле.
28 Тогда в Ваал-Фегоре они Ваалу поклонялись и ели жертвы, чтобы почтить умерших.
29 И Бог от этого разгневался на них, и разразилась среди них чума.
30 Но Финеес молился Богу, и Господь смертельные болезни прекратил.
31 Он праведными считал поступки Финееса, и поэтому люди запомнят его имя навсегда.
32 У вод Меривы люди вызвали гнев Божий и на Моисея беды навлекли.
33 И огорчили люди Моисея, и согрешил устами он своими.
34 Они не уничтожили народы Ханаана, как им велел Господь,
35 а стали жить средь них, обычаи усвоив их.
36 Поклонялись идолам они, что стало их ловушкой.
37 И жертвовали демонам и сыновей, и дочерей своих.
38 Невинную кровь проливали, кровь сыновей и дочерей, которых жертвовали идолам, и осквернили землю кровью той.
39 Делами недостойными своими запачкали себя и осквернили.
40 И потому на них разгневался Господь, отвергнув Своих избранных людей.
41 Господь их передал другим народам, и стали ими управлять враги.
42 От угнетения врагов их жизнь невыносимой стала.
43 Господь их много раз спасал, но от Бога отвернувшись, они погрязли в собственном грехе.
44 Но зов их слышал Он, когда они в несчастье были,
45 и Он смягчился от Своей любви, и вспомнил соглашение, данное им.
46 И тем народам, что пленили их, внушил Он сострадание.
47 Спаси нас, Господи, Бог наш, собери нас и спаси от чужих народов. Тогда мы сможем прославлять Твоё святое имя, с радостью Тебя мы будем восхвалять.
48 Во веки веков благословен Господь, Бог Израиля! Так пусть же прославляется Он вечно! Пусть весь народ скажет дружно:
«Аминь!» Слава Господу!

Толковая Библия Лопухина

Закончив подробное изложение истории еврейского народа его выходом из Египта, писатель продолжает излагать особенно выпуклые события дальнейшей его истории странствования и поселения в Палестине.

Славьте Господа за все Его милости, которые неисчислимы (1−3). Вспомни, обо мне, Господи, и дай увидеть благоденствие Твоих избранников, спасенных от народов (4−5). Мы постоянно грешили пред Тобою. Народ возмутился пред Чермным морем, но Ты иссушил его, провел посуху Твой народ, а врагов потопил (6−12). Но это благодеяние скоро было забыто. В пустыне, при ропоте, Бог чудесно ниспослал пищу, но вместе с тем и наказал ропщущих («гробы похотения»). Возмутившиеся против Моисея и Аарона были поглощены землей. Народ оскорбил Бога поклонением тельцу у Хорива, но по заступничеству Моисея Господь помиловал его (13−23). Они согрешили неверием при возвращении соглядатаев, за что Господь возвестил им наказание (24−27). Достигши восточной Иорданской долины они отдались идолопоклонству, за что были наказаны, а ревнитель Иеговы Финеес награжден. У вод Меривы они снова прогневали Господа и даже Моисей, погрешивший устами своими, был наказан (ему не дано войти в Палестину) (28−33). Много раз по овладению Палестиной они оскорбляли Бога уклонением к идолопоклонству, за что Господь насылал на них врагов, а при покаянии — спасал их (33−46). Спаси нас и теперь, Боже, от рассеяния среди народов, чтобы славить имя Твое (47).

Пс 105:1. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Первый стих представляет, вероятно, употребительную литургическую прибавку, как и в псалме 104.

Пс 105:2. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?

Пс 105:3. Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!

Вопрос второго стиха — риторический. Ответ на него вытекает из всего изложения в предыдущем псалме истории водительства Богом еврейского народа и тех многочисленных чудес, которые Он совершал для них: всех великих дел Божиих невозможно пересказать, а потому нет меры и той хвале, которая должна быть воздаваема Ему. — «Хранящие суд и творящие правду» — всегда следующие предписаниям Его закона.

Пс 105:4. Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,

Пс 105:5. дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.

Писатель молит Господа спасти его народ и дать ему вместе с последним радоваться проявленному Его благоволению. Народ представляется здесь находящимся в тяжелом положении и нуждающимся в спасении. По сопоставлению с 47 ст. уясняется, что молимое «спасение» есть собрание из рассеяния среди языческих народов, т. е. возвращение из плена вавилонского.

Пс 105:7. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.

Евреи «не уразумели чудес» — не в том смысле, что не видели во всем, совершаемом Богом по отношению к египтянам, непосредственной помощи Его, но что они, забитые ранее египетским игом, беспомощные пред надвигавшимися войсками фараона, считали свое положение безвыходным и тем обнаруживали недостаток веры в Иегову, неуверенность в постоянстве Его им покровительства и всемогущей силы.

Пс 105:12. И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.

Евреи походили на детей в своей вере в Бога: при всякой помощи, оказанной им Богом, они приходили в восторженный экстаз, как то было после потопления египтян, при неудаче же и тяжелых обстоятельствах — впадали в уныние и обнаруживали недоверие Иегове.

Пс 105:20. и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.

Во время пребывания Моисея на Синае евреи слили себе золотого тельца, которому и поклонялись. Этот телец напоминал им Бога египтян Аписа, с культом почитания которого они хорошо были знакомы во время своего долголетнего пребывания в Египте. Когда наверху Синая составлялись заповеди десятисловия, между которыми была и та, что ни на небе, ни на земле, ни вообще во всех предметах видимого мира не может быть подобия Божия, евреи покланялись изделиям своих рук, как истинному Богу. Истинный Бог, сделавший имя евреев славным, был заменен волом. Здесь указывается характерная черта евреев, как и вообще народов семитов, его склонность к чувственно-осязаемому даже в области религиозных верований.

Пс 105:23. И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их].

«Моисей... стал пред Ним в расселине» — образ гнева Божия, который хотел погубить свой народ, как стрелок из-за скал убивает нужного ему зверя, на которого охотится. Моисей умолил Господа, и кара, заслуженная евреями, миновала последних (Исх 32:11, 31−35).

Пс 105:24. И презрели они землю желанную, не верили слову Его;

«Презрели они землю желанную, не верили слову Его». Указывается тот факт, что по возвращении соглядатаев, которые вместе с рассказом о плодородии Палестины говорили и о грозных исполинах, обитателях ее, евреи испугались предстоящей им и, по их мнению, непосильной борьбы, и Палестина потеряла ценность страны желанной. В этом факте — выражение неверия тому обетованию, которое Бог дал им относительно завоевания Палестины.

Пс 105:28. Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,

«Они прилепились к Ваалфегору» — богу аммонитян. Это было после победы над мадианитянами, когда евреи вызвали недовольство Моисея тем, что не избили женщин Мадиамских, так как последние, по совету Валаама, явились орудием, отвлекшим, сынов Израилевых от Господа. — «Ели жертвы бездушным» — ели жертвенные мяса, приносимые идолам.

Пс 105:30. И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва.

Ревность Финееса, внука Аарона, послужила источником прекращения гнева Божия на евреев за их увлечение Ваал-Фегором (Чис 25:1−14).

Пс 105:31. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.

За родом Елеазара, к которому принадлежал Финеес, оставалось первосвященство до Илия, и от Соломона до Маккавеев, что было наградой за обнаруженную им ревность.

Пс 105:41. и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.

«Предал их в руки язычников» — вероятно, здесь разумеется пленение вавилонянами.

Пс 105:45. и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;

Господь «раскаивался» не в смысле сознания ошибочности Своих действий, так как у Господа заблуждений не может быть, но в смысле — снизошел к евреям, отменил проявление Своего праведного на них гнева.

Пс 105:48. Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!

Литургическая прибавка.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.