Псалмы 18 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора. Песнь Давида.
2 Небеса возвещают о славе Господней, свод небесный возвещает о творениях Его.
3 Каждый день приносит новые знания о Нём, и каждую ночь я всё больше узнаю о могуществе Его.
4 И хотя ни слова, ни звуки не слышны,
5 но весть облетает целый свет, и всех концов земли учение достигает. Небо — солнца шатёр.
6 Выходит солнце словно счастливый жених из покоев, словно прыткий бегун, готовый бежать в состязании.
7 Встает оно на одном краю неба, по кругу идёт на другой. От жара его не спрятаться ничему.
8 Божий закон совершенен, он силу дарует людям. Божий завет надёжен, он даже глупцов наделяет мудростью.
9 Точны наставления Господа, они сердцу радость дают. Праведные Его заветы помогают избежать греха.
10 Почитание Господа праведно, оно непреходяще. Суждения Его хороши и справедливы.
11 Наставления Господние ценнее чистого золота, слаще лучшего мёда из сот.
12 Из Его законов слуги Божьи извлекают свои уроки. Награды великой будут те удостоены, кто их соблюдает.
13 Люди не замечают собственных ошибок, поэтому Боже, не дай мне совершить скрытый грех.
14 Не позволяй Своему слуге сознательно грешить, да не будут грехи править мною. Тогда я буду невинным и чистым от греха.
15 Да угодят Тебе, Господи, слова мои и мысли. Господь, Ты — моя Скала, Господь, Ты — Спаситель мой.

Толковая Библия Лопухина

Надписанием и сходством этого псалма с другими псалмами Давида подтверждается происхождение его от последнего. Время написания точно указать невозможно за общностью его содержания. Этот псалом — торжественный гимн Богу, как Творцу величественного внешнего мира и нравственного закона, чем он дополняет предыдущий, тоже представляющий гимн Богу, но как защитнику угнетенного праведника. «Кант не вспоминал ли об этом псалме, когда говорил: есть две вещи, которые возбуждают во мне постоянное изумление, звездное небо над моею головою и нравственный закон в моем сердце!» (Вигуру. Руководство к чтению Библии, т. 2, первая половина, с. 477).

Небо, величественное днем и ночью, свидетельствует славу Божию пред всем живущим (2−5). На этом небе — самое великое светило — солнце, которое обходит, живит и освещает весь мир (6−7). Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу (6−10), почему он выше всяких земных сокровищ (8−12). Поэтому Давид молит Господа охранить его от действия греховных влечений, часто не сознаваемых самим человеком, но при развитии и укреплении способных погубить его (13−15).

Пс 18:2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

Небо, покрытое бесконечным количеством светил, особенно ярких на Востоке, вся эта твердь, находящаяся над головою человека, ясно свидетельствует о необыкновенном величии и силе Творца. Человек знает, что эти светила вне его власти, он видит их необыкновенно стройное течение и красоту. О чем ином, как не о величии творческой славы Бога все это говорит самым фактом своего существования!?

Пс 18:3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

Эти светила и все пространство тверди изо дня в день, из ночи в ночь, постоянно и неумолчно говорят и проповедуют об этом величии Бога.

Пс 18:4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

Небесный свод — везде, а потому и везде эта проповедь. Какие бы народы («языцы») и племена («наречия») не жили на земле, и где бы они не находились, этот голос всеми ими слышен. Выражение «нет языка, и нет наречия» понимают (Генгстенберг) и в таком смысле: хотя эти явления безмолвны, не обладают даром речи, однако они всюду красноречиво, хотя и немо, проповедуют о славе Творца.

Пс 18:6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:

Пс 18:7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

Из светил, особенно величественных на звездном небе, выделяется солнце, которое каждый день выходит, «от края небес» — от востока, в необыкновенном сиянии, напоминая жениха в его убранстве, или «исполина», воина идущего на состязание в бегании. Оно обходит всю землю и ничто не укроется от его теплоты и света: оно все согревает и живит.

Пс 18:8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

Пс 18:9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Пс 18:10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;

«Закон Господа», «откровение»,«повеления Господа», «страх Господень», «суды Господни» — выражения синонимические, обозначающие откровение Божие, даваемое человеку для его блага. В этом откровении человек почерпает «укрепление» души, так как Божественный закон всегда отвечает ее лучшим, идеальным влечениям и авторитетом своего высшего происхождения освящает и подкрепляет человека в следовании им. Как откровение, ниспосылаемое человеку в разных случаях жизни, в которых человеку трудно разобраться самому, оно «умудряет» человека, давая ему истинное знание и понимание предметов и явлений; откровение «веселит сердце», так как говорит о том, что Господь все видит и над всем промышляет, ничто доброе не остается без Его попечения и покровительства. — «Просвещает очи» — синонимично выражено «умудряет». Откровение, как данное и происходящее от Бога, не имеет в себе ничего греховного, а потому оно не подлежит изменению или очищению: оно вечно и неизменно. В откровении заключается «истина»; поэтому оно праведно.

Пс 18:11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

Если такова зиждущая и обновляющая сила откровения, понятно, что данность его неизмеримо выше всяких слитков золота и приятнее «меда», выше всех внешних, материальных ценностей.

Пс 18:12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

«Раб твой» — Давид; «охраняется ими» — старается согласовать свои действия с указаниями откровения и оберечь себя от уклонения к греху.

Пс 18:13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня

Пс 18:14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

В природе человека, однако, есть скрытые, часто не сознаваемые им греховные влечения, есть греховные «мысли» («умышленные»). То и другое может перейти в действие и привести к великому «развращению», к отступлению от Бога, если они возобладают над человеком. Своевременное уяснение человеком истинного смысла этих влечений и дум, равно как и гибельности их, предохраняет его от греха. Об этом возможно раннем просвещении Давид и молит Бога, как существо всеведущее, от которого ничто не скрыто.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.