Псалмы 36 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Не гневайся на злых людей и не завидуй зло творящим.
2 Они завянут быстро, как трава, умрут как скошенная зелень.
3 Верь в Бога и твори добро, и на земле живи, и оставайся верен.
4 Будь счастлив в Боге, Он исполнит желания сердца твоего.
5 Доверься Богу, верь в Него, и Он тебе обязательно поможет.
6 Он сделает так, что все увидят твою праведность и чистоту.
7 Верь в Бога и терпеливо жди Его, не раздражайся, если кто-то, стоящий на путях греховных, добьётся своего.
8 От злобы воздержись и гнева, пусть не подтолкнут они тебя ко злу.
9 Зло творящие погибнут, и земля, обещанная Богом, достанется в наследство верным.
10 Немного времени пройдёт, и грешников не станет. И хоть ты их ищи повсюду, но не найдёшь, исчезнут все они!
11 Кротким достанется земля, обещанная Богом, и насладятся они миром.
12 Против праведных людей вынашивает злобный планы, зубами скрежеща.
13 Но Бог над злобными смеётся, зная, что день их близок. Воздастся по заслугам им!
14 Злые поднимают меч и натягивают в нетерпении лук, пытаясь тщетно уничтожить всех, кто на праведном пути.
15 Но их мечи вонзятся в их сердца, и лопнут луки.
16 У Бога праведный находит свои силы, и потому он мириады грешных превзойдёт.
17 Смерть постигнет зло творящих, Господь лишь о праведных заботу проявит.
18 Он невинных до конца их дней защищает; вечную награду получат они.
19 Безгрешные и в голод будут сыты и не пропадут в дни бедствий.
20 Но Господа враги погибнут, как дым исчезнут, растворятся как осенью краса полей.
21 Торопится взять грешник деньги в долг и никогда не возвращает, но праведник даёт всем безвозмездно.
22 Кто проклят Богом, тот всего лишится, но землю унаследует тот человек, кто Господом благословлён.
23 Господь наставляет нас, как праведную жизнь прожить. Ему приносит радость повиновение наше.
24 И если верующий в Него оступится, то рука Господняя его от падения спасёт.
25 Был молод я, теперь я стар, но я не видел, чтобы праведный покинут Богом был, чтоб дети его просили подаяние.
26 Они всегда щедры, а дети их — родителям благословение.
27 Твори добро, отвернись от злых поступков.
28 Господь хранит всех справедливых, и тех, кто верует в Него, Он не покинет, а семьи злых будут лишены всего.
29 Праведные землю унаследуют, обещанную Богом, на которой мы будем вечно жить.
30 Советы праведного всегда мудры, а решения честны и справедливы.
31 Законы Божьи свято хранит он в своём сердце, он с праведного пути никогда не свернёт.
32 Пусть ищет праведника злобный, пусть попытается жизнь у него отнять.
33 Но Господь не позволит злобным жизнь у невинного отнять, и праведных не даст судить.
34 Повинуйся Господним повелениям, и терпеливо жди, когда поможет Он. Его награды будешь удостоен, и зло творящих прочь изгнав, ты землю, обещанную Им, получишь.
35 Однажды видел я, как злобный человек силой наливался, словно дерево он был крепок и могуч,
36 но вскоре умер он, и его следов я не нашёл при всём старании.
37 Чистым и непорочным будь; знай, что миролюбивых Бог большим потомством наградит.
38 Грешник будет уничтожен, а дети его потеряют все владения свои.
39 Спасение праведных — от Бога, во время бед они смогут положиться на Него.
40 Господь помогает им спастись от нечестивых, потому что они спасение ищут в Нём.

Толковая Библия Лопухина

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс 36:25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс 36:35−36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1−2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3−6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же — насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7−24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25−40).

Пс 36:1. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

Пс 36:2. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

«Не ревнуй» — не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

Пс 36:3. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

«Живи на земле и храни истину» — стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

Пс 36:4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

«Утешайся Господом» — находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего».

Пс 36:5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

Пс 36:6. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

Пс 36:8. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» — не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

Пс 36:9. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Пс 36:10. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

Пс 36:11. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

«Уповающие же на Господа» то же, что и «кроткие» (Пс 36:11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» — перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

Пс 36:16. Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,

Пс 36:17. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет».

Пс 36:18. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

Под «достоянием...непорочных», как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» — указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

Пс 36:21. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.

Пс 36:25. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным», т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

Пс 36:27. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

Пс 36:28. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

«Жизнь вовек» зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они». Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения «жизнь вовек», в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

Пс 36:29. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10−12 ст. и 18.

Пс 36:37. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» — поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир» — указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27−28).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.