Псалмы 61 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора, Идифуну. Песнь Давида.
2 Моя душа покой лишь в Боге обретает, спасение исходит только от Него.
3 Лишь Он — моя Скала, Которая меня спасает, крепость, защищающая от полчищ грозного врага.
4 Как долго враги мои будут смерти моей желать? Я слаб, словно ветхая стена иль пошатнувшийся забор.
5 Они задумали моё уважение среди людей отнять. Враги находят удовольствие во лжи, благословение у них на устах, а в сердцах — проклятье. Селах
6 Душа моя покой обретёт только в Боге, мои надежды все исходят от Него.
7 Лишь Он — моя Скала, Которая меня спасает, крепость, защищающая от полчищ грозного врага.
8 Честь и победа — всё в Божьей власти, Он — моя крепость, где я спасение обрету.
9 Люди, не прекращайте веровать в Него, Ему излейте своё сердце. Лишь в Нём одном спасение найдём. Селах
10 Бессильны люди, от них помощи смысла нет просить. В сравнении с Богом они ничто, всего лишь лёгкое дуновение ветра.
11 Не надейся на свою способность грабить и не думай, что разбой тебе поможет, не надейся, что богатство может выручить тебя.
12 Я верю в то, что Бог сказал, и знаю я, что это правда:
«Господь человека силой наделяет».
13 Истинна любовь Твоя, Боже, Ты всех вознаграждаешь по делам!

Толковая Библия Лопухина

Означенный псалом, как и предыдущий, можно относить ко времени бегства Давида из Иерусалима во время восстании Авессалома. С этим согласно указание, что враги задумали низвергнуть Давида «с высоты» (Пс 61:5), разумеется общественного положения, т. е. престола, каким он не владел при Сауле. Враги для своего успеха прибегали к лицемерной лжи (Пс 61:5) и их преобладание сопровождалось грабежами и хищениями. Последние две черты совпадают с означенным временем, так как восстание на Давида подготовлялось лицемерным внешним выражением почтительности к нему и в то же время распространением о нем лживых сведений; после же временного перехода власти в их руки враги отдались всякого рода хищениям. О последнем Давид очень часто уже говорил в других псалмах из того же времени.

Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали (2−5). Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость (6−13).

Пс 61:3. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.

«Он — твердыня моя», обычное сравнение, которое многими переводится: «Он — скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. — «Не поколеблюсь более» — у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение.

Пс 61:4. Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.

Гибель врагов будет непредотвратима никакими средствами. Они будут восходить на разваливающуюся стену, которую никакими усилиями поддержать невозможно.

Пс 61:5. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.

В отношениях Давида, как царя, к своему народу, враги не могли указать ничего преступного и вредного для последнего. Авторитет его стоял высоко не по сану, как царя, но и по действительной ценности, засвидетельствованной всей его предшествующей деятельностью, как правителя. Чтобы низложить его с престола («с высоты») враги «прибегли ко лжи». Для усыпления же бдительности Давида и для успеха своего предприятия они оказывали пред ним ложную почтительность, «а в сердце... клянут». Такие приемы — обычны там, где нет правды в действиях и чистоты в стремлениях.

Пс 61:9. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

Под «народом» можно разуметь тех людей, которые сопровождали Давида в его бегстве и которые отчаивались в возможности для него спасения. — «Изливайте пред Ним сердце» — обращайтесь к Нему с искренней, нелицемерной молитвой и твердой верой.

Пс 61:10. Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.

«Сыны человеческие» — обыкновенные люди, простой народ; «сыны мужей» — знатные лица. Надежда на тех и других в день своего спасения «суета и ложь», так как степень их влияния на конечную судьбу человека, в сопоставлении с божественным водительством, если положить на весы, окажется «легче пустоты», человек в определении своей судьбы ничто.

Пс 61:11. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.

Не должно думать, что безнаказанность хищений и грабительств, равно также материальные богатства в руках человека могут для него служить защитой и опорой и несокрушимым оплотом. Временный перевес на стороне нечестивого и его внешнее преобладание не должно вызывать подражания: «не прилагайте» к этому сердца. Все содержание 9−11 ст. направлено Давидом к окружающим его в изгнании людям, которых повергало в уныние и которые теряли веру в возможность спасения Давида и самих себя потому, что видели материальный перевес на стороне его хищных врагов.

Пс 61:12. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,

Пс 61:13. и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я» — я слышал двоякую истину, сказанную однажды Богом в руководство человеку: 1. «Сила у Бога» — власть распоряжаться всем существующим принадлежит только одному Богу, как верховному Миродержцу; 2. «Милость» ниспосылается тоже Им. Смысл всего выражения — истинная и верная защита только у одного милостивого Господа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.