Псалмы 72 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Бог добр к Израилю, к тем, чьи сердца чисты.
2 Но я почти поскользнулся и, опору потеряв, едва не согрешил.
3 Я роскошь злых увидел, позавидовал высокомерным.
4 Они полны здоровья, им за жизнь нет необходимости бороться.
5 Людского бремени они лишены, никакие беды их не угнетают.
6 Словно ожерелья или одежды свою горделивость и жестокость они выставляют напоказ.
7 Что-либо возжелав, они немедленно себе это забрать готовы, делают они всё, что хотят.
8 Они о других зло и плохо говорят, во всём горды и упрямы, страдание всегда готовы людям причинить.
9 Себя считают божествами, они думают, будто правят всей землёй.
10 И даже Божьи люди следуют за ними, делая всё, что прикажут им.
11 Они говорят:
«О наших делах не знает Всевышний».
12 Все гордые злобой полны, но их богатство растёт день ото дня.
13 Зачем в чистоте своё сердце я содержал и держался вдалеке от греха?
14 Боже, все дни в страдании я пребываю и по утрам наказание терплю.
15 Но если б продолжал я говорить такое, то предал бы Твой народ.
16 Пытался я понять, в чём дело, но не приходило понятье,
17 пока не пошёл я в Божий храм, где осознал, что случается со злыми.
18 Совершенно ясно, что Ты их опасности подверг, и, оступившись, они не смогут смерти избежать.
19 Несчастья нагрянут нежданно, для грешников грянет гибель, они в смятении погибнут.
20 Господи, станут злые подобны страшному сну, который в миг пробуждения мы забываем. Словно ночные кошмары исчезнут они.
21 Когда сердце моё скорбело, когда терзалась душа,
22 глуп я был и ничего не понимал, гневно относился к Тебе, Боже, словно бесчувственный зверь.
23 Но я навсегда с Тобой, Боже, Ты за руку держишь меня.
24 Мне указываешь путь Своим советом, а после меня во славу приведёшь.
25 И когда я вознесусь на небеса и в Твоём присутствии пребуду, тогда ничего на земле не пожелаю я.
26 Плоть моя и сердце могут ослабеть, но Ты — Источник моей силы. Ты будешь со мной везде и всегда!
27 Кто далёк от Тебя, тот смертен, Ты погубишь отрицающих Тебя.
28 Всё, что необходимо мне, — это быть рядом с Богом! Господа, Владыку моего, сделал я прибежищем своим. Боже, о свершениях Твоих пришёл я рассказать.

Толковая Библия Лопухина

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс 72:3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1−9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10−13). Я тоже испытывал колебание — для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14−15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16−20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него — погибнут (21−28).

Пс 72:1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

Пс 72:6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

Пс 72:7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

«Бродят помыслы в сердце» — они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

Пс 72:9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Поднимают к небесам уста свои» — высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

Пс 72:10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

Пс 72:11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить... полною чашею», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

Пс 72:13. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

Пс 72:14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Пс 72:15.  Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

«Очищать сердце», «омывать в невинности руки», «подвергать себя ранам... и обличениям» — значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос — есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «виновным пред родом сынов Твоих», т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

Пс 72:16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

Пс 72:17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.

Пс 72:18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Пс 72:19. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Пс 72:20. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

Пс 72:25. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? — «И с тобою ничего не хочу на земле» — кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения — кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

Пс 72:26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

Пс 72:27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

Пс 72:28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо — приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть... вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или — вечную жизнь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.