Псалмы 88 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Маскиль езрахитяна Ефама.
2 Всегда я буду петь о великой любви Господней, праведность Твою навеки мои воспоют уста.
3 Я утверждаю: Твоя любовь нерушима, беспредельная верность Твоя, простирающаяся до небес.
4 Ты говорил:
«Я в договор вступил с Моим избранным царём, Я клятву дал Моему слуге Давиду:
5 „Во веки веков один из твоих потомков будет на троне править, царствование твоей семьи не прекратится никогда”».
Селах
6 Господи, небеса славят чудеса Твои, за Твою верность в небесном собрании святые хвалу Тебе поют.
7 С Господом кого ещё сравнить на небесах? Среди небесных созданий кто ещё Ему подобен?
8 Чтут Бога Ангелы святые, все те, кто рядом с Ним в собрании стоят, боятся Бога и благоговеют перед Ним.
9 Кто ещё с Тобою сравнится, Господь, Бог Всемогущий? На верность Твою полагаемся мы.
10 Ты морями повелеваешь, когда волны вздымаются, Ты их усмиряешь.
11 Ты победил Рахаба; врагов Ты разметал Своей могучею рукою.
12 Земля и небо Тебе принадлежат, Ты создал мир и всё находящееся в нём.
13 Сотворил Ты север и юг. Горы Фавор и Ермон Твоё имя восхваляют.
14 Ты полон могущества, сила Твоя велика, а победа лишь Тебе принадлежит.
15 Основание Твоего царства — справедливость и правда. Любовь и вера служат у трона Твоего.
16 Те счастливы, кто верно Богу служат, так как они в свете доброты Твоей живут.
17 Они радуются имени Бога все дни и благость Твою восхваляют.
18 Поскольку Ты им чудесную силу даруешь, Ты — источник силы их.
19 Воистину, Господь — Защитник наш, Святой Израиля — наш Царь.
20 Однажды, в момент видения, сказал Ты верующим в Тебя:
«Этого воина Я силой одарил, этого юношу Я важным сделал.
21 Я нашёл слугу Моего Давида и помазал его Моим святым елеем.
22 Силу и могущество Я дам ему, и поддержу Своей рукою.
23 Враг не узнает над ним победы, злобные не угнетут его.
24 Его врагов Я перед ним повергну, его противников Я разобью.
25 Верность и любовь Моя всегда пребудут с ним, и сила Моя в нём не иссякнет.
26 Слову его будут моря повиноваться, и все реки Я отдам во власть его.
27 Он меня назовёт: „Мой Отец, мой Бог, Скала, мой Спаситель”.
28 Он станет Моим перворождённым сыном, вознесённым над каждым земным царём.
29 Любовь к нему сохранится вовеки, и заключённый нами договор навечно будет нерушим.
30 Правление его будет продолжаться, пока существует небо, и род его будет вечен.
31 Если потомки его нарушат законы Мои и забудут заветы,
32 если нарушат Мои повеления и не подчинятся Моим словам,
33 то Я за их грехи накажу жестоко.
34 Однако любви Своей Я никогда не лишу его, верность Мою не нарушу никогда.
35 Я не изменю Мои заветы, те, которые уста Мои произнесли.
36 Раз и навсегда поклялся Я святостью Своей и не солгу Давиду.
37 Род его будет вечен, и царствование продлится до тех пор, пока не погаснет солнце.
38 Свидетельство верности этой будет вечным как в небесах луна».
Селах
39 Но прогневался Ты на царя, Своего помазанника, и отверг его.
40 Расторг Ты договор, который заключил со Своим слугою, и корону его бросил в пыль.
41 Ты стены городов его разрушил, а на месте крепостей — руины.
42 Стал он посмешищем для соседей, прохожие у него крадут.
43 Счастьем врага Ты наградил, и помог ему в битве победу одержать.
44 С Твоею помощью успешно защитился враг, а царь Твой битву проиграл.
45 Царь поражение потерпел, и Ты поверг трон его на землю.
46 Жизнь его ты оборвал и перед всеми опозорил. Селах
47 Господи, как долго будешь нас вниманием обходить? Сколько ж ещё будет гнев Твой жечь нас словно пламя?
48 Вспомни, как скоротечна жизнь моя. Ради какой судьбы сотворён Тобою человек?
49 Есть ли человек, который не познает смерти? Где тот, кто могилы избежит? Селах
50 Где Твоя, Господи, верность, в которой поклялся Ты Давиду, где любовь, которую Ты мне явил?
51 Вспомни, Господь, как люди оскорбляли Твоего слугу.
52 Господи, я слышал поношения Твоих врагов, когда они Твоего помазанного царя повсюду оскорбляли.
53 Да будет вовеки Господь благословен! Аминь и аминь!

Толковая Библия Лопухина

В Вульгате, еврейской и греческой Библиях псалом приписывается Ефаму Езрахитянину. Ефам или Идифум был современник Давида и начальником над одним из его хоров (см. о нем подробнее в вводных сведениях). Временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. В псалме изображается бедствие, постигшее одного из потомков Давида, это нападение на Иудею врагов и расхищения, произведенные ими в Иерусалиме (Пс 88:39−46). Таким событием нужно считать нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, фараона египетского бывшее в пятый год царствования Ровоама. Тогда он вошел в Иерусалим, ограбил сокровища храма и дворца, и только покаяние Ровоама пред Богом спасло его (3Цар 14:25−26; 2Пар 12:1−12). Ефам, выступивший на свое служение при Давиде, мог дожить до времени Ровоама, быть свидетелем этого события и по его поводу написать псалом.

Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя (2−5). Это обетование будут восхвалять на небе и ангелы за его непреложность, так как оно (обетование) непременно будет исполнено, потому что Ты, Господи, всемогущ: Тебе подчиняются моря. Ты низложил Раава, и вся земля в Твоей власти (6−15). Блажен тот народ, который верен Тебе, так как только Ты единственная и верная его защита (16−19). Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования (20−33). Но ныне Ты лишил помазанника Твоего своей милости: его расхищают враги, он унижен и сделался посмешищем у народов (39−46). Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику (47−52).

Пс 88:2. Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований.

Пс 88:3. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено.

Пс 88:4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:

Пс 88:5. навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (2Цар 7:12−14).

Пс 88:6. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

Пс 88:7. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

«Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования.

Пс 88:11. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

«Раав» — обозначение Египта (Пс 86:4). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям.

Пс 88:13. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

«Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране.

Пс 88:16. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,

Пс 88:17. о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» — блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы — точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею — пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

Пс 88:18. ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

Пс 88:19. От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.

«Благоволением Твоим возвышается рог наш», «от Господа — щит наш» — выражения синонимические. Могущество («рог») еврейского народа, его защита («щит») не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. «Святый Израилев» — Господь.

Пс 88:20. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

Под святым, т. е. человеком, здесь разумеется пророк Нафан, через которого Господь дал обетование Давиду. Это то же обетование, только в более пространном изложении, как и находящееся во 2Пар 7:12−16, приводится далее.

Пс 88:26. И положу на море руку его, и на реки — десницу его.

«Море» — Средиземное, находившееся на западе, «реки» — Тигр и Евфрат, на восток от Палестины. Две части света берутся здесь для обозначения всего мира, т. е. Давиду предсказывается распространение его владычества по всей Вселенной. Так как вечность завета Бога с Давидом касается «семени» от него, то последнему, т. е. семени принадлежит такая всесветная власть. Под этим семенем разумеется Мессия.

Пс 88:27. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.

Пс 88:28. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,

Отношения между Богом и человеком не были отношениями раба к своему господину, основанными на рабском и слепом послушании, но являлись полными любви, как отношения отца к детям. «Первенец», первый сын пользовался особенною любовью у родителей и особенными правами, соединенными с этим первородством. Таким первенцем среди царей языческих является Давид, которою Господь особенно любит и которого предпочитает пред всеми другими правителями народов.

Пс 88:37. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

Пс 88:38. вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. — «Верный свидетель на небесах» — т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы.

Пс 88:40. пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;

«Поверг на землю венец» — сбросил корону с головы потомка Давида. Образ Ровоама, который должен был смириться пред фараоном Сусакимом.

Пс 88:45. отнял у него блеск и престол его поверг на землю;

Пс 88:46. сократил дни юности его и покрыл его стыдом.

«Отнял... блеск» — блеск самостоятельного, независимого царствования. — «Сократил дни юности» — уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось.

Пс 88:48. Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

Пс 88:49. Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола.

Пс 88:51. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

«Носить... поругание... от... народов в недре» — глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя — скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48−49 ст.), так и за весь народ.

Пс 88:53. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

Литургическая прибавка, заканчивающая третий сборник Псалтири.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.