Притчи 12 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Кто хочет быть мудрым, тот принимает наставления с радостью, тот же, кому ненавистно поучение, — глупец.
2 Господь счастлив благословить доброго человека, а злого Он осудит.
3 Жизнь зло творящего висит на волоске, а добрым ничего не угрожает.
4 Благородной женой муж гордится, а позорящая женщина подобна смертельной болезни.
5 Добрые люди честны в своих планах, но не доверяй планам коварных.
6 Злые люди причиняют боль своими словами, слова достойного человека способны от опасности спасти.
7 От злого человека ничего не остаётся после смерти, доброго же человека люди помнят долго.
8 Мудрого все восхваляют и не уважают глупца.
9 Лучше быть никому неизвестным и иметь слугу, чем выдавать себя за знатного, но не иметь еды.
10 Добрый человек всегда заботится о своей скотине, злой же жесток даже в своей самой великой доброте.
11 Кто трудится на своей земле, будет иметь много хлеба, глупцы же теряют время на бессмысленные выдумки.
12 Злые люди всегда желают завладеть богатством злых, но добрый подобен дереву с могучими корнями, которое обильно плодоносит.
13 Злобный попадёт в ловушку собственных глупых слов, добрый же всегда избежит любой беды.
14 Добрый человек насытится плодами слов своих и будет вознаграждён за свои труды!
15 Глупец считает свой путь лучшим, мудрый прислушивается к советам других.
16 Быстро в гнев впадает глупец, но мудрый прощает ошибки других.
17 Сказанному добрым человеком можно доверять в суде, свидетельство же лжецов — обман.
18 Слова говорящего бездумно ранят как меч. Мудрый осторожен со словом, и слова его могут вылечить раны.
19 Слова лжеца исчезают быстро, слова правды будут вечно жить.
20 Злые стремятся к коварству, но счастлив будет тот, кто сеет мир.
21 Добрых людей Бог защитит, а злых ожидают многочисленные беды.
22 Господь ненавидит лжецов и доволен теми, кто правду говорит.
23 Разумный не выставляет напоказ свои знания, слова глупца говорят о его глупости.
24 Кто много трудится, будет управлять другими, ленивый будет работать словно раб.
25 Заботы могут лишить человека счастья, но доброе слово способно сделать его счастливым.
26 Добрый человек осторожен в выборе друзей, злые выбирают себе подобных.
27 Ленивый не добьётся того, о чём мечтает, но к тому, кто трудится много, приходит успех.
28 Тропа добродетели ведёт к жизни, она к бессмертию ведёт!

Толковая Библия Лопухина

1−3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4−11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12−22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23−26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.

Притч 12:1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Притч 12:2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

Притч 12:3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10:17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10:25.

Притч 12:4. Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

Притч 12:5. Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.

Притч 12:6. Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Притч 12:7. Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.

Притч 12:8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

Притч 12:9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

Притч 12:10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Притч 12:11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.—

Притч 12:11a. —[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]

На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4 а) — так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31:10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25:11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5−6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10:25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20:10; Исх 22:4−5; Лев 22:28; Втор 25:4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.

Притч 12:12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

Притч 12:13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.—

Притч 12:13a. —[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]

Притч 12:14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

Притч 12:15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

Притч 12:16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

Притч 12:17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.

Притч 12:18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

Притч 12:19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.

Притч 12:20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

Притч 12:21. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

Притч 12:22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12−14, сн. Притч 18:7; Пс 61:13).

Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15−16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17−22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19−20), главное — лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).

Притч 12:23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

Притч 12:24. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

Притч 12:25. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

Притч 12:26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

Притч 12:27. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.

Притч 12:28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23 а), умение его — утешить словом печального (25 а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24 а, 27 б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.