Притчи 13 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Мудрый сын внимательно слушает отца, когда тот говорит, что делать, однако гордец не слушает, когда его пытаются поправить.
2 Добрый человек насладится плодами речей своих, но неблагонадёжный лишь клевету распространяет.
3 Кто осторожен в своих речах, тот сбережёт себя, того, кто говорит бездумно, ждёт несчастье.
4 Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь.
5 Добрые люди ненавидят ложь, злые же говорят ложь, которая унижает и срамит.
6 Доброта предохраняет искренних людей, но зло порабощает тех, кто любит грех.
7 Есть люди, ведущие себя как богачи в то время, когда они ничего не имеют. Другие ведут себя скромно, хотя и богаты они.
8 Может так случиться, что богатому человеку придётся заплатить выкуп за свою жизнь, бедному же это не грозит.
9 Добрый человек словно яркий свет, а свет злого угасает.
10 Гордыня лишь приводит к спорам, но тот, кто слушает советы, — мудр.
11 Деньги исчезнут у того, кто их обманом получил, но тот, кто вложил в них свой труд, увеличит богатство.
12 Неисполненные надежды вселяют в сердце грусть, но, если надежды твои сбылись, тебя наполняет радость.
13 Кто пренебрегает заповедью, навлекает на себя погибель, тот же, кто чтит заповедь, будет вознаграждён.
14 Наставления мудрого возвращают жизнь, а его слова помогают избежать смертельной западни.
15 Разумный человек — в почёте у людей, но жизнь тяжела для тех, кому доверять нельзя.
16 Мудрый думает, прежде чем сделать, но глупец доказывает свою глупость своими же делами.
17 Если гонец, приносящий весть, не имеет доверия, вокруг него будет беда, но мир всегда вокруг того, кому доверяют.
18 Позор и бедность ждут того, кто не учится на своих ошибках, но если он слушает порицание, то извлекает пользу.
19 Исполнение желания приносит радость, глупый же никогда не захочет уклониться от зла.
20 Дружи с мудрыми и тогда сам станешь мудрым, а поведись с глупцами, и тебя ожидают беды.
21 Несчастья преследуют грешников, доброму же воздаётся добром.
22 Добрый оставит наследство детям и внукам, а богатство злых в конце концов перейдёт в руки к праведным.
23 Во владении у бедняка может находиться плодородная земля, но бесхозяйственность её погубит.
24 Родители, искренне любящие своего ребёнка, поправляют его. Чем больше ты любишь своего ребёнка, тем быстрее ты наставишь его на путь истинный.
25 У добрых людей будет вдоволь еды, а злые изголодаются.

Толковая Библия Лопухина

1−3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4−12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13−17. О благе слова Божия. 18−25. Увещание к послушанию слову Божию.

Притч 13:1. Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

Притч 13:2. От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.

Притч 13:3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости — излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15:12). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2−3, сн. Притч 12:14:18.21).

Притч 13:4. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

Притч 13:5. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.

Притч 13:6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

Притч 13:7. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

Притч 13:8. Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

Притч 13:9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.—

Притч 13:9a. — [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Притч 13:10. От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость.

Притч 13:11. Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.

Притч 13:12. Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни.

Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7−8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), — то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5−6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχαὶ δόλιαι πλανῶνται ἐν ἁμαρτιάις, δίκαιοι δἐ οικτίρούσι καὶ ἐλεοῦσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

Притч 13:13. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.

Притч 13:14. [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.]

Притч 13:15. Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Притч 13:16. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.

Притч 13:17. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

Здесь несколько подробнее раскрываются мысли о пользе или спасительности истинной мудрости, внимающей урокам слова Божия, и о вреде пренебрежения им (ср. Притч 1:24:10.11 и др.).

Притч 13:19. Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.

Притч 13:20. Желание исполнившееся — приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

Притч 13:21. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

Притч 13:22. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

Притч 13:23. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

Притч 13:24. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

Притч 13:25. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Притч 13:26. Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

Предлагается ряд разнообразных по содержанию суждений, объединяющихся лишь общим отношением к мудрости и ее значению в житейском обиходе. Так говорится о противоположных последствиях — внимания и невнимания к учению мудрости (ст. 19−20, евр. 18−19), о влиянии на человека со стороны того общества, в котором он обращается, (ст. 21, евр. 20), о личном и в потомстве счастье — праведника и несчастии — грешника (ст. 22−23, евр. 21−22), о жизненном довольстве первого и недостатках второго (ст. 24−26, евр. 23−25); здесь же (ст. 25, евр. 24), как и ниже (Притч 23:13), делается замечание о необходимости применения в деле воспитания мер физического воздействия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.