Притчи 17 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся.
2 Умный слуга будет господствовать над ленивым сыном хозяина. Этот слуга получит наследство, подобно одному из сыновей.
3 Золото и серебро очищают огнём, но сердца людей очищает Господь.
4 Злобный слушает о зле других. Лжец слушает ложь других.
5 Кто насмехается над бедными, над окружёнными несчастьями, тот не чтит сотворившего его Господа и поэтому понесёт наказание.
6 Внуки делают счастливыми стариков, а дети гордятся родителями своими.
7 Не стоит надеяться, что глупый сможет убедительно говорить, также не следует ждать от правителя лжи.
8 Некоторые люди считают, что взятка — это амулет, приносящий удачу везде, куда бы они ни пошли.
9 Если ты прощаешь обидчика своего, вы можете стать друзьями, но, если ты продолжаешь помнить обиду, это повредит дружбе.
10 Умный извлекает больше пользы из одного урока, чем глупец из сотни поучений.
11 Злой стремится делать зло, но Господь пошлёт ему суровое наказание.
12 Опасно встретить медведицу, у которой украли медвежат, но это лучше, чем встретить погружённого в свою глупость человека.
13 Не причиняй зла тем, кто делает тебе добро, иначе беды тебя не покинут до конца дней твоих.
14 Начать спор, словно пробить дыру в плотине. Поэтому прекрати спор, пока дыра не стала ещё больше.
15 Господь ненавидит, когда люди наказывают невиновных и когда виновных оправдывают.
16 Глупому не будет пользы от денег, он мудрость никогда не сможет приобрести.
17 Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье.
18 Только глупый берёт на себя ответственность за долги другого.
19 Кто любит споры, тот любит грех. Кто себя хвалит, тот призывает беды.
20 Коварный никогда не наживётся на своих преступлениях, а смутьяны попадут в ловушки, расставленные ими же.
21 Печален отец, чей сын глуп, он никогда не будет счастлив.
22 Счастье словно целебное лекарство, печаль же подобна иссушающей болезни.
23 Злой судья берёт взятку за то, чтобы извратить правосудие.
24 Мудрый занимается насущными делами, в то время как глупый всегда мечтает о том, что маловероятно.
25 Глупый сын — скорбь для отца и грусть для матери своей.
26 Наказывать правителей за правду так же несправедливо, как наказывать невинного.
27 Мудрый обращается со словами осторожно, он не впадает легко в гнев.
28 Даже глупый кажется мудрым, когда молчит. Люди считают мудрым того, кто ничего не говорит.

Толковая Библия Лопухина

1−19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10−20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21−28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.

Притч 17:1. Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

Притч 17:2. Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

Притч 17:3. Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

Притч 17:4. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

Притч 17:5. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

Притч 17:6. Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их.—

Притч 17:6a. —[У верного целый мир богатства, у неверного — ни обола.]

Притч 17:7. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.

Притч 17:8. Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

Притч 17:9. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руфь 2:14) и воды (1Цар 25:11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб — при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье — своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения — даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14:31, во второй — мысль Притч 11:21 и Притч 16:5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127:1). В ст. 7−8 противоположение ничтожества глупости — нечестия и высокой ценности мудрости — благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10:12), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16:28−29).

Притч 17:10. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

Притч 17:11. Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

Притч 17:12. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

Притч 17:13. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Притч 17:14. Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

Притч 17:15. Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.

Притч 17:16. К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.—

Притч 17:16a. —[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

Притч 17:17. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Притч 17:18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

Притч 17:19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

Притч 17:20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).

Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34:5−6:77.49). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека — медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха (Сир 25:16−22). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3:33). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 — по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24:24; Ис 5:23). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6:1−5:11.15. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28:9). Для ст. 20 ср. Притч 6:14.

Притч 17:21. Родил кто глупого, — себе на гóре, и отец глупого не порадуется.

Притч 17:22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Притч 17:23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

Притч 17:24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

Притч 17:25. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

Притч 17:26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети — или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10:1:15.26, 23.24). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15:13). Ст. 23 — о подкупе в суде (ср. Притч 21:14). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4:25) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10:1. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

Притч 17:27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

Притч 17:28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10:19 (сн. Иак 1:19). Мысль ст. 27 о том, что молчание — верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, — встречается напр., в Иов 13:5.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.