Притчи 19 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Лучше быть бедным и честным, чем быть глупцом, который лжёт людям и обманывает их.
2 Мало радоваться чему-либо, надо ещё знать, что ты делаешь. Не берись за дело поспешно, потому что сделаешь его плохо.
3 Глупость человека уничтожит его жизнь, но он во всём случившемся обвинит Господа.
4 Богатство приносит множество друзей, но бедного все покинут.
5 Говорящий напраслину на другого будет наказан, лгущий никогда жизнь свою не спасёт.
6 Многие хотят дружить с щедрым, ведь каждый хочет быть другом того, кто делает подарки.
7 Против бедного даже его семья, и друзья от него отвернутся. Он может просить их о помощи, но они не услышат его.
8 Человек должен позаботиться о себе и набраться мудрости. Награда ждёт того, кто будет усердно учиться, чтобы стать мудрым.
9 Лжесвидетель будет наказан, продолжающий лгать уничтожен будет.
10 Глупый не должен быть богатым, как раб не может управлять хозяином.
11 Опыт делает человека терпеливым. Терпелив тот, кто стойко выносит оскорбления.
12 Царский гнев подобен рычанию льва, но его благосклонность словно нежный дождь, падающий на зелёную траву.
13 Глупый сын принесёт своему отцу много несчастий. Сварливая жена раздражает словно капающая вода.
14 Дома и деньги достаются от родителей, но хорошая жена — подарок от Господа.
15 Лень погружает в сон, а нерадивость приводит к голоду.
16 Кто подчиняется закону, тот спасает себя. Кто закон не чтит, тот погибнет.
17 Давать бедным — все равно что давать в долг Господу. Он воздаст тебе, если ты был добр к бедным.
18 Учи своего сына и наставляй его, пока есть надежда. Если отказываешься делать это, то станешь причиной его гибели.
19 Кто легко впадает в гнев, должен платить за своё поведение. И если он не подвергнется наказанию, то гнев его станет ещё сильнее.
20 Слушайся совета и учись, тогда станешь мудрым.
21 Человек может многое задумать, но только воля Господа свершается.
22 Каждый хочет настоящих и надёжных друзей. Так что лучше быть бедным, чем лжецом.
23 Кто чтит Господа, тот живёт справедливо, и ему не надо опасаться несчастий.
24 Ленивый не сделает даже самого необходимого, чтобы накормить себя. Он слишком ленив, чтобы донести пищу до рта.
25 Наказав высокомерного и злого, ты даже глупого заставишь извлечь из этого урок. Однако для мудрого, чтобы исправиться, нужен лишь простой совет.
26 Кто крадёт у отца своего и мать свою изгоняет, того преследуют позор и несчастья.
27 Сын мой, если ты отказываешься учиться, то по-прежнему будешь совершать глупейшие ошибки.
28 При нечестном свидетеле суд не будет справедливым. Сказанное злобными приносит больше зла.
29 Кто ценит себя больше других, будет наказан. Глупый получит наказание, уготованное для него.

Толковая Библия Лопухина

1−15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16−29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.

Притч 19:1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.

Притч 19:2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.

Притч 19:3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.

Притч 19:4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.

Притч 19:5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

Притч 19:6. Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки.

Притч 19:7. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.

Притч 19:8. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

Притч 19:9. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

Притч 19:10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.

Притч 19:11. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам.

Притч 19:12. Гнев царя — как рев льва, а благоволение его — как роса на траву.

Притч 19:13. Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба.

Притч 19:14. Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.

Притч 19:15. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28:6 — с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» — ашир, а не «глупый» — кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28:6, почему и чтение данного места Притч 19:1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2−3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6−7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта — факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14:20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6:19:14.5); о том же — и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами — богатства, власти и подобного — необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11−15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

Притч 19:16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

Притч 19:17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

Притч 19:18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Притч 19:19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Притч 19:20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притч 19:21. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

Притч 19:22. Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Притч 19:23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

Притч 19:24. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Притч 19:25. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Притч 19:26. Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный.

Притч 19:27. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.

Притч 19:28. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.

Притч 19:29. Готовы для кощунствующих суды, и побои — н а тело глупых.

Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор 31:15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40:1; Мф 10:42; Мф 25:40). Вторым по важности — после милостыни и благотворения — делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1:8−20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (Притч 13:25:23.13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) — подобным же образом делает это и апостол (Еф 6:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни — Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23:19), которым Он управляет всем (ср. Притч 16:1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения — чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели — страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16:27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26:15 (ср. Притч 12:27) и имеет в виду обычай востока — не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25−29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.