Притчи 22 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Доброе имя важнее серебра и золота. Лучше быть уважаемым, чем богатым.
2 И бедного, и богатого сотворил Господь.
3 Мудрый предвидит трудности и уходит в сторону с этого пути, но глупый идёт прямо к бедам и страдает от этого.
4 Почитание Господа и смирение приводят к богатству, чести и истинной жизни.
5 Злые попадают в ловушки многих бед, но тот, кто стремится жизнь свою сохранить, избежит несчастий.
6 Учи ребёнка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путём.
7 Бедные — рабы богатых. Берущий в долг становится слугой дающего.
8 Приносящий несчастья сам несчастье пожнёт. Он будет в итоге уничтожен несчастьем, порождённым им.
9 Щедрый будет благословен, потому что он делит хлеб свой с бедными.
10 Заставь уйти гордеца, который над праведными смеётся, а с ним уйдут все оскорбления и споры.
11 Царь станет другом тебе, если ты любишь чистоту сердца и доброе слово.
12 Господь хранит того, кто знает Его, и уничтожает того, кто отвернулся от Него.
13 Ленивый говорит:
«Я не могу идти работать. На улице лев, он может меня растерзать».
14 Грех прелюбодеяния словно ловушка, и тот попадёт в неё, на кого прогневался Господь.
15 Дети делают глупости, но наказание твоё научит их уму.
16 Притеснение бедняков ради обогащения и приношение даров богатым лишь разорят тебя.
17 Слушай то, что я говорю. Я тебя научу тому, что говорил мудрец. Черпай мудрость из этих поучений.
18 Тебе будет полезно запомнить эти слова, чтобы ты мог вспомнить их в нужное время.
19 И вот я сегодня научу тебя этой мудрости, чтобы ты надеялся на Господа.
20 Я записал тридцать изречений для тебя, это — слова совета и мудрости.
21 Они научат тебя самому важному, чтобы ты мог дать правильный отчёт пославшему тебя.
22 Легко украсть у бедного, но не делай этого. И никогда не используй преимущество своё перед бедными в суде.
23 Господь на их стороне. Он защищает бедных и отберёт у любого, кто их обокрал.
24 Не дружи с тем, кто вспыльчив, не приближайся к тому, кто быстро впадает в гнев.
25 Если общаешься с ним, то можешь стать таким же, и тебя постигнут те же беды.
26 Не поручайся за долги другого.
27 Если ты не сможешь заплатить, то потеряешь всё, что имеешь. Почему ты должен терять постель, на которой спишь?
28 Никогда не передвигай древнюю межу, установленную твоими предками.
29 Если человек мастер своего дела, значит, он достаточно хорош, чтобы служить царю. Ему не надо будет работать на простых людей.

Толковая Библия Лопухина

1−16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17−21. Призыв внимать словам мудрых. 22−29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Притч 22:1. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч 22:2. Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

Притч 22:3. Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

Притч 22:4. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Притч 22:5. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Притч 22:6. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Притч 22:7. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.

Притч 22:8. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.—

Притч 22:8a. —[Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.]

Притч 22:9. Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.—

Притч 22:9a. —[Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.]

Притч 22:10. Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.

Притч 22:11. Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг.

Притч 22:12. Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

Притч 22:13. Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»

Притч 22:14. Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.

Притч 22:15. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

Притч 22:16. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле — безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными (Сир 41:15, ср. Еккл 7:1). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный — равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14:31:17.5; Иов 31:15), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий — с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6−12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? — пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? — пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» — обычный библейский образ: Иов 4:8; Притч 11:18; Ос 10:12), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся — благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).

Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 — здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26:13), распутства (ст. 14, сн. Притч 2:16:5.3, 6.24, глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16).

Притч 22:17. Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притч 22:18. потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.

Притч 22:19. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Притч 22:20. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении,

Притч 22:21. чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?

Притч 22:22. Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот,

Притч 22:23. потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

Притч 22:24. Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

Притч 22:25. чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Притч 22:26. Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:

Притч 22:27. если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли постель твою из-под тебя?

Притч 22:28. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

Притч 22:29. Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.

Ст. 17−21 образуют введение к новой группе или новому собранию притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV. Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько строк (3 стиха в Притч 23:1−3:6−8, 5 ст. — в Притч 23:31−35; 24:30−34). Во введении, ст. 17−21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых (ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение — возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20−21). В ст. 22−29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается притеснение бедных (ст. 22−23); б) делается предостережение от близости и содружества с человеком гневливым (ст. 24−25); и в) снова настойчивое предупреждение против поручительств (ст. 26−27, сн. Притч 6:1 сл.; Притч 17:18:20.16).

Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19:14; Притч 23:10). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай — возвышение до степени ближайшего служения царю.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.