Притчи 24 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Не завидуй злым людям. Не теряй на них время.
2 В их сердцах одни только злые планы, все разговоры их о зле.
3 Добрые дома построены на мудрости и понимании.
4 Знание наполняет их комнаты редкими и бесценными сокровищами.
5 Мудрость даёт человеку могущество и знание увеличивает его силу.
6 Ты должен посоветоваться с мудрыми людьми, прежде чем начинать войну; тебе нужно много хороших советников, чтобы выиграть.
7 Глупые не понимают мудрости. Когда люди обсуждают важные вещи, глупым нечего сказать.
8 Если ты всегда замышляешь несчастья, люди будут знать тебя как приносящего беды и никогда не будут слушать тебя.
9 Всё, что планирует глупый, — грех. Люди презирают того, кто смеётся над праведностью.
10 Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб.
11 Если люди замышляют убить кого-то, ты должен его спасти.
12 Ты не можешь сказать:
«Это не моё дело ».
Господь знает твои поступки и чем руководствуешься ты. Он следит за тобой, и поэтому воздаст по делам твоим.
13 Сын мой, ешь сладкий мёд из сот, ведь он полезен для тебя.
14 Так же и мудрость полезна для тебя. Если мудр ты, будет у тебя надежда, которая никогда не исчезнет.
15 Не будь подобен вору, который хочет украсть у доброго человека или хочет забрать его дом.
16 Если добрый падёт семь раз, он всё равно поднимется опять, но злобный навечно будет побеждён бедами своими.
17 Не радуйся беде врага твоего, не радуйся, когда он упадёт.
18 Господь увидит, если ты радуешься этому, и решит не наказывать твоего врага.
19 Не допускай волнений из-за злых и не завидуй им.
20 Нет надежды у злых, и свет их погаснет.
21 Сын мой, почитай Господа и царя и не присоединяйся к тем, кто выступает против них.
22 Потому что те, кто против, могут быстро погибнуть, и не знаешь ты, сколько несчастий Господь и царь могут обрушить на своих врагов.
23 Это слова мудрых: Судья должен быть справедлив и не должен помогать кому-нибудь просто по знакомству.
24 Люди возненавидят судью, который освобождает виновного, и даже другие народы проклянут такого судью.
25 Но, если судья наказывает виновного, все люди будут рады его справедливости.
26 Честный ответ осчастливит всех как поцелуй в уста.
27 Не строй дом раньше, чем засеешь свои поля.
28 Не говори без причины против кого-либо, иначе всем будет очевидна твоя глупость.
29 Не говори:
«Он сделал мне больно, и я отвечу ему тем же. Я накажу его за причинённое мне зло».
30 Я прошёл мимо поля ленивого человека, мимо виноградника, принадлежащего глупому.
31 Всё на этих полях заросло сорняками, дикие виноградные лозы покрыли землю, а ограда была разрушена.
32 Я взглянул на всё это и задумался, и извлёк урок из всего, что видел:
33 немного сна, немного отдыха, сложенные руки и дневная дрёма —
34 всё это сделает тебя бедным очень быстро, и вскоре у тебя ничего не останется, словно вор вломился в дом твой и всё забрал.

Толковая Библия Лопухина

1−2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3−6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7−10. Против глупости, коварства и под. 11−12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13−14. Увещание стремиться к мудрости. 15−18. Против коварства и злорадства. 19−22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23−29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30−34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

Притч 24:1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

Притч 24:2. потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23:17.

Притч 24:3. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

Притч 24:4. и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

Притч 24:5. Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Притч 24:6. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.

В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами — в быту домашнем (ст. 3−4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5−6).

Притч 24:7. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.

Притч 24:8. Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.

Притч 24:9. Помысл глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

Притч 24:10. Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Притч 24:11. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Притч 24:12. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердцá разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» — указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних.

Притч 24:13. Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

Притч 24:14. таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23:18).

Притч 24:15. Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,

Притч 24:16. ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Притч 24:17. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.

Притч 24:18. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17−18, сн. Притч 18:5).

Притч 24:19. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

Притч 24:20. потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.

Притч 24:21. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,

Притч 24:22. потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление — не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13:9). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21−23, сн. 1Пет 2:17; Рим 13:2).

Притч 24:23. Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.

Притч 24:24. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;

Притч 24:25. а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.

Притч 24:26. В уста целует, кто отвечает словами верными.

Притч 24:27. Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.

Притч 24:28. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?

Притч 24:29. Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

Новая группа изречении «мудрых» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23−24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25−25, сн. 28). Два других наставления этого отдела — одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни — полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие — чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17:13).

Притч 24:30. Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

Притч 24:31. и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.

Притч 24:32. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:

Притч 24:33. «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, —

Притч 24:34. и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это — не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями — урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33−34 представляют воспроизведение Притч 6:10−11.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.