Притчи 27 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Не хвались о будущем, потому что не знаешь, что случится завтра.
2 Не хвали себя, пусть это сделают другие.
3 Камень тяжёл и песок нести нелегко, но беда и несчастья из-за глупого тяжелее того и другого.
4 Гнев жесток и разрушителен, словно наводнение, но зависть хуже гнева.
5 Открытое обвинение лучше скрытой любви.
6 Лучше терпеть обиды, нанесённые другом, которому можно доверять, чем слышать лесть врага, ненавидящего тебя.
7 Если ты не голоден, тогда не будешь есть даже мёд, но если проголодаешься, то будешь есть всё, даже то, что на вкус неприятно.
8 Человек вдалеке от дома как птица вдали от гнезда.
9 Благовония и курения приносят сердцу радость, так же как и сладкие слова совета друга.
10 Не забывай своих друзей и друзей отца твоего. Если к тебе пришла беда, не ходи далеко за помощью в дом брата твоего, а обратись к соседу, который близко.
11 Сын мой, будь мудр, тогда я буду счастлив и смогу ответить любому, кто меня критикует.
12 Мудрый видит идущие несчастья и уходит с этого пути, но глупый идёт напролом и страдает от этого.
13 Если ты дал ссуду незнакомому человеку, тогда возьми его пальто в залог до тех пор, пока долг не будет полностью выплачен.
14 Не буди рано соседа своего криками:
«С добрым утром!» Он воспримет это как проклятие, а не как благословение.
15 Сварливая жена подобна постоянно капающей воде в дождливый день.
16 Заставить её прекратить спорить подобно попытке остановить ветер или схватить руками масло.
17 О железо точат люди железные ножи, так же и друг способствует развитию твоего разума.
18 Человек, заботящийся о дереве, сможет есть плоды его. Так и человек, который заботится об учителе своём, будет вознаграждён.
19 Когда человек смотрит в воду, он видит отражение своего лица, так и сердце показывает, что человек представляет собой.
20 Как царство разрушения и смерти невозможно заполнить, так и желаниям людей нет конца.
21 Люди очищают огнём золото и серебро, так же и человек проверяется хвалой, воздаваемой ему другими.
22 Можно растолочь глупого в муку и всё равно не лишить его глупости.
23 Внимательно следи за овцами и козами своими, убедись, что делаешь всё возможное.
24 Богатство невечно, и даже невечны народы.
25 Скашивай луга, и новая трава вырастет на них. Затем скашивай траву на холмах, заготавливая сено.
26 Стриги овец твоих и сшей одежду, продай коз из стада и купи землю.
27 Тогда будет много козьего молока тебе и твоей семье, и служанки твои будут здоровы.

Толковая Библия Лопухина

1−6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7−14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15−16. О сварливой жене. 17−32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22−27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.

Притч 27:1. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день.

Притч 27:2. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой.

Притч 27:3. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.

Притч 27:4. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

Притч 27:5. Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Притч 27:6. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (Иак 4:13−15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3−4 явления нравственного мира — гнев и ревность — сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5−6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28:23.

Притч 27:7. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.

Притч 27:8. Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.

Притч 27:9. Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим.

Притч 27:10. Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Притч 27:11. Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.

Притч 27:12. Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

Притч 27:13. Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог.

Притч 27:14. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.

Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23:15; ст. 13 с Притч 20:16.

Притч 27:15. Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена — равны:

Притч 27:16. кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.

Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19:13, а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.

Притч 27:17. Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

Притч 27:18. Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести.

Притч 27:19. Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку.

Притч 27:20. Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.—

Притч 27:20a. —[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]

Притч 27:21. Что плавильня — для серебра, горнило — для золота, то для человека уста, которые хвалят его.—

Притч 27:21a. —[Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

Притч 27:22. Толки́ глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.

Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10:24). В ст. 18−19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее (Притч 15:11) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14:9). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17:3. Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию.

Притч 27:23. Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах;

Притч 27:24. потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?

Притч 27:25. Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы.

Притч 27:26. Овцы — на одежду тебе, и козлы — на покупку поля.

Притч 27:27. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим.

В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев — скотоводству (ст. 23, 24) и земледелию (ст. 25), а вместе ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.