Притчи 28 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Злые всего боятся, но добрый смел как лев.
2 В стране, народ которой отказывается подчиняться законам, будет много плохих правителей. Однако в земле, где уважается закон, будет царствовать мудрый правитель на протяжении долгих лет.
3 Правитель, приносящий несчастья бедным, подобен ливню, смывающему урожай.
4 Не подчиняясь закону, ты умножаешь зло; принимая закон, ты препятствуешь поступкам злых.
5 Злобные не понимают справедливости, но любящие Господа понимают её.
6 Лучше быть бедным и честным, чем богатым и злым.
7 Подчиняющийся закону — умён. Тот, кто дружит с никчёмными, позорит отца своего.
8 Если ты разбогател, занимая деньги под высокие проценты, то всё твоё состояние достанется тому, кто был добр к бедным.
9 Если человек отказывается следовать наставлениям Господа, тогда Он не услышит молитву его.
10 Плохой человек может строить планы навредить доброму, но сам попадёт в свой капкан, и только хорошее случится с добрым.
11 Богатые всегда считают себя умными, но бедный, который мудр, видит правду.
12 Когда правителем становится добрый человек, все счастливы, но если избран плохой, то люди прячутся.
13 Человек никогда не добьётся успеха, если он прячет свои грехи, но если о своих грехах он говорит открыто и признаётся, что был неправ, то Бог и люди будут к такому милосердны.
14 Почитающий Господа будет благословлён, но упрямо отказывающийся почитать Бога навлечёт на себя множество бед.
15 Когда жестокий правит слабыми, он как рассерженный лев или медведь, готовый к нападению.
16 Немудрый правитель вредит своим людям, но честный и ненавидящий обман правитель будет править долго.
17 Виновный в убийстве никогда не найдёт мира в душе. Не поддерживай такого.
18 Живущему праведно ничего не будет угрожать, злого же вскоре постигнет смерть.
19 Много работающий будет иметь много хлеба, но теряющий время на бесконечные мечтания будет всегда жить в бедности.
20 Господь благословит того человека, на которого можно положиться, но пытающийся быстро разбогатеть будет наказан.
21 Судья должен быть справедливым и не должен оправдывать по знакомству. Но некоторые судьи меняют решения даже за кусок хлеба.
22 Себялюбивый желает одного — стать богатым, но не понимает такой, как близок он к бедности.
23 Если ты помогаешь человеку, указывая на его ошибки, он позже будет очень этому рад. Это гораздо лучше, чем всегда говорить людям только приятное, чтобы показаться добропорядочным.
24 Некоторые крадут у отца и матери, говоря:
«Это не грех».
Но их поступки подобны поступкам врага, который вламывается в дом и всё разбивает вдребезги.
25 Жадный приносит только беды, но надеющийся на Господа будет вознаграждён.
26 Самоуверенный глуп, но мудрый избежит несчастья.
27 У дающего бедным будет всего в изобилии, тот же, кто отворачивается, будет проклят многократно.
28 Когда правителем избран злой, то люди таятся, но, когда он побеждён, тогда число добрых людей умножается.

Толковая Библия Лопухина

1−5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6−12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13−18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19−28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Притч 28:1. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.

Притч 28:2. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.

Притч 28:3. Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб.

Притч 28:4. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них.

Притч 28:5. Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё.

Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1 а, сн. Лев 26:36; Втор 28:25). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4−5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5:20).

Притч 28:6. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притч 28:7. Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.

Притч 28:8. Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных.

Притч 28:9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость.

Притч 28:10. Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Притч 28:11. Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его.

Притч 28:12. Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.

Ст. 6 повторяет мысль Притч 19:1; ст. 7 сн. Притч 23:20:29.3; ст. 8 сн. Притч 13:22; Иов 27:16−17; ст. 9 сн. Притч 15:8; ст. 10 сн. Притч 26:27; ст. 11 сн. Притч 26:16. Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29:2.

Притч 28:13. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.

Притч 28:14. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.

Притч 28:15. Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.

Притч 28:16. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.

Притч 28:17. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.

Притч 28:18. Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс 31:5; I Ин 1:9) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом — страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15−16, как и ст. 2−3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17−18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

Притч 28:19. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.

Притч 28:20. Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.

Притч 28:21. Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

Притч 28:22. Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.

Притч 28:23. Обличающий человека найдет после бóльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притч 28:24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям.

Притч 28:25. Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.

Притч 28:26. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Притч 28:27. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

Притч 28:28. Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.

Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11:11. В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20:21:21.5). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18:5:24.23, осуждается и здесь — ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19:26, а особенно в словах Спасителя (Мф 15:5; Мк 7:11). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 — осуждались еще в Притч 21:4; сн. Притч 13:10:15.18, 24.22. Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15:7; 2Кор 9:9). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.