Притчи 29 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Если человек упрям и не принимает поучений, тогда он будет уничтожен, и ничто ему больше не поможет.
2 Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой, то все жалуются.
3 У любящего мудрость отец очень счастлив, а если человек выбрасывает деньги на блудниц, то он потеряет всё состояние.
4 У справедливого царя народ будет сильным, а у себялюбивого царя, требующего многочисленных даров, народ будет слабым.
5 Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, себе же расставляет ловушку.
6 Злобные побеждены своими грехами, но добрый может петь и быть счастливым.
7 Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.
8 Высокомерные люди, которые смеются над праведностью, — причина многих бед, смущающих целые города, но мудрые способны умиротворить разгневанных.
9 Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и они никогда не договорятся.
10 Убийцы всегда ненавидят честных людей, а злые хотят сжить со света всех праведников.
11 Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.
12 У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.
13 В одном и бедняк, и его притеснитель одинаковы: им обоим дал жизнь Господь.
14 Царь, который к бедным справедлив, будет царствовать долго.
15 Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё что угодно, опозорит мать.
16 Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде, но добрые победят в конце концов.
17 Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордиться. Он никогда тебя не опозорит.
18 Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.
19 Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить с ним. Он, может, и поймёт твои слова, но подчиняться им не станет.
20 У глупого больше надежды, чем у того, кто говорит не подумав!
21 Если дашь слуге всё, что он пожелает, то он станет расточительным слугой.
22 Сердитый является причиной ссор, а вспыльчивый виноват во многих грехах.
23 Гордыня принесёт унижение тебе, а покорность — честь и уважение.
24 Принимая соучастие в преступлении, ты сам себе становишься наихудшим врагом. И тогда, даже под угрозами судей, ты побоишься дать правдивое показание.
25 Страх словно ловушка, но верующий в Господа будет спасён.
26 Многие хотят дружить с правителем, но Господь единственный, Кто судит справедливо.
27 Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.

Толковая Библия Лопухина

1−7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8−11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12−17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям — к серьезному и строгому воспитанию детей. 18−23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24−27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию.

Притч 29:1. Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Притч 29:2. Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.

Притч 29:3. Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.

Притч 29:4. Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.

Притч 29:5. Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

Притч 29:6. В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется.

Притч 29:7. Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.

В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» (Исх 32:9:33.3, 34.9; Втор 9:6:31.27 и др.), ср. Притч 28:14. Ст. 2 сн. Притч 28:12:28. Ст. 3 сн. Притч 6:26:28.7. В ст. 4−7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5).

Притч 29:8. Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.

Притч 29:9. Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, — не имеет покоя.

Притч 29:10. Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.

Притч 29:11. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни.

Притч 29:12. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

Притч 29:13. Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.

Притч 29:14. Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.

Притч 29:15. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

Притч 29:16. При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.

Притч 29:17. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

В ст. 12−14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни — воспитания детей (ср. Притч 23:13).

Притч 29:18. Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.

Притч 29:19. Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.

Притч 29:20. Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

Притч 29:21. Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

Притч 29:22. Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

Притч 29:23. Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем, более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар 3:1; Ос 3:4; Ам 8:12; Пс 73:9) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх 32:25). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26:12. Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир 33:21. Ст. 22 сн. Притч 15:18. Ст. 23 сн. Притч 15:33:16.18.

Притч 29:24. Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

Притч 29:25. Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

Притч 29:26. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.

Притч 29:27. Мерзость для праведников — человек неправедный, и мерзость для нечестивого — идущий прямым путем.

Воспроизводя и углубляя требования закона, Премудрый внушает (ст. 24) слушателям своим всячески избегать какого-либо сообщества с нечестивыми в их преступлениях, даже простым сокрытием последних (ср. Лев 5:1). К такому сокрытию может побуждать человека человекоугодничество и страх перед людьми (ст. 25); но для человека верующего и благочестивого, по учению Премудрого, выше всего должно стоять чувство страха Божия (ст. 25 а), и лишь у Бога, как всеправедного Судьи, человек должен искать истины и правды (ст. 26). Заканчивается глава (XXIX), а вместе и вся группа Притчей в гл. XXV-XXIX, мыслью о глубокой нравственной противоположности и полной разъединенности и отчуждении праведников и нечестивых (ст. 27, сн. Притч 11:20:28.4).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.