Притчи 5 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Сын мой, слушай мои мудрые поучения, будь внимателен к моим словам.
2 Тогда ты узнаешь, как правильно жить, и речи твои докажут мудрость твою.
3 Слова жены другого человека могут быть соблазнительны, а поцелуи — сладки и нежны.
4 Но в итоге она принесёт тебе только горечь и боль, которые будут горше отравы и острее меча.
5 Она идёт по тропе смерти, она и тебя сведёт в могилу.
6 Не следуй за ней, она сбилась с праведного пути и сама не ведает об этом. Будь осторожен, следуй путём жизни.
7 Теперь, сын мой, послушай меня и не забывай слов моих.
8 Будь в стороне от женщины, которая в замужестве совершает прелюбодеяние, даже не приближайся к дверям её дома.
9 Если ты сделаешь это, то потеряешь уважение людей, и другие извлекут пользу из потерянной тобой чести. Кончится всё тем, что другим людям достанется всё, для чего ты трудился всю свою жизнь.
10 Люди, тебе незнакомые, заберут всё твоё богатство, получат всё, что заработал ты.
11 Ты будешь страдать в конце своей жизни.
12 Тогда ты скажешь:
«Почему я не слушал родителей моих? Почему я не слушал учителей моих?
13 Я противился наказанию, не желал, чтобы меня поправляли.
14 Теперь я вижу, что жизнь моя погублена и все видят мой позор».
15 Вот учение о браке и половых отношениях между супругами: пей воду, которая течёт только из твоего колодца,
16 и не позволяй твоей воде выплёскиваться на улицу.
17 Это означает, что ты должен быть верен своей жене, и пусть дети твои будут только от тебя и твоей жены.
18 Поэтому будь счастлив со своей женой. Наслаждайся той, на которой женился ты, будучи молодым.
19 Она прекрасна как лань, очаровательна словно косуля. Пусть её любовь полностью удовлетворит тебя, та любовь, которая покорила тебя однажды.
20 Не позволяй жене другого пленить тебя, тебе не нужна её любовь.
21 Господь воистину видит всё, что ты делаешь, и следит за тем, куда ты идёшь.
22 Грехи злобного человека будут ему ловушкой. Они как верёвки опутают его.
23 Он умрёт, поскольку отказался от послушания, он угодит в ловушку собственных желаний.

Толковая Библия Лопухина

1−6. Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия. 7−14. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. 15−20. Столь же подробное увещание к противоположной добродетели — супружеской верности и целомудрию вообще. 21−23. В заключение указывается на всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.

Притч 5:1. Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,

Притч 5:2. чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]

Притч 5:3. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;

Притч 5:4. но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;

Притч 5:5. ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

Притч 5:6. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1−2), как и ниже (Притч 6:20:7.1), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. — начало ст. 3) имеются только у LXX-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3−6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены», т. е. блудницы (Притч 2:16), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же — конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней Песн 4:11:5.16) с каплями лучшего сотового меда (3 а) и с елеем (3 б, ср. Пс 54:22), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg.: abstinthtum, — так назыв. в ботанике artemisia abstintium — обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор 29:18; Иер 9:15; Ам 5:17:6.12; Иер 9:14), у LXX слав. не точно: χολὴ, желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее — смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле — аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.

Притч 5:7. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

Притч 5:8. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,

Притч 5:9. чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;

Притч 5:10. чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

Притч 5:11. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, —:

Притч 5:12. и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,

Притч 5:13. и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:

Притч 5:14. едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

Имея в виду свойственные юноше — способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его — Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, — двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям — частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6:34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9−10), так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев 20:10; Втор 20:11, Втор 22; Иез 16:40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11−12).

Притч 5:15. Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Притч 5:16. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям;

Притч 5:17. пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Притч 5:18. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

Притч 5:19. любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

Притч 5:20. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15−16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (Притч 5:3 сл., Притч 5:8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор 7:9). Но это же сравнение (ст. 16−17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис 24:7; Ис 48:1:51.1−2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле — о пользовании удовольствиями супружества с одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μὴ — μῆ ὑπερεκχείσθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7:12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24:5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2:9:17, 8.14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19−20).

Притч 5:21. Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

Притч 5:22. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

Притч 5:23. он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов 24:23:34.21, 31.4 от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. Притч 1:31−32:9.5, 18.7; Пс 7:16 и мн. др.).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.