Исаия 62 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Люблю Сион и говорить о нём не прекращу, люблю Иерусалим и речь о нём продолжу до тех пор, пока праведность и спасение не засияют пламенным огнём.
2 И все народы смогут правду твою увидеть, все цари увидят твою славу, и новым именем тебя все назовут,
3 Господь тобой гордиться будет, ты станешь короной драгоценной в руке Господней.
4 Уже никто тебя не назовёт «народом, оставленным Богом», не назовут твою землю «уничтоженной Богом».
«Народ, возлюбленный Богом», так называть тебя будут, землю твою станут «невестой Бога» звать. Ведь Господь тебя любит, и земля твоя будет Ему принадлежать.
5 Если юноша женится на девушке, то она ему принадлежит, так и эта земля будет детям твоим принадлежать. И как жених радуется жене своей, так и Бог будет рад тебе.
6 «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставлю своих сторожей, они и днём, и ночью будут молиться».
Не умолкайте, стражники, молитесь и напоминайте Господу о Его обещаньях!
7 Молитесь Господу до тех пор, пока Он не восстановит Иерусалим и не заставит все народы его восхвалять.
8 Господь дал обещание и силой Своею доказал, что сдержит клятву. Господь сказал:
«Я обещаю, что отныне никогда не дам врагам ваш хлеб, что больше никогда враги не отберут у вас вино.
9 Кто собирает хлеб, тот будет есть его и будет Господа хвалить, кто собирает виноград, тот будет пить вино во дворе храма Моего».
10 Пройдите через ворота! Освободите путь народу, берите камни с дороги, поднимите знамя для народов!
11 Слушайте! Всем дальним землям говорит Господь:
«Скажите народу Сиона, что идёт их Спаситель и несёт им награду с Собой.
12 Народ Его назовут „святым, спасённым Господом”, а Иерусалим назовут „городом, живущим с Богом”, а также „городом, Богом желанным”».

Толковая Библия Лопухина

1−5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6−7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8−12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа.

Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, честнее — об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе — самого пророка (1−5 ст.); во втором — Сына Божия (6−10), и в третьем — Господа-Вседержителя (11−12).

Ис 62:1. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его — как горящий светильник.:

«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спаситально-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности — его просвещения, оправдания и спасения — говорит, устами пророка Мессия — Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели — Ис 42:14; Ис 57:11). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии (Ис 2:3; Ис 4:3−4; Ис 31:4−5; Ис 40:9; Ис 41:27; Ис 52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль».

Ис 62:2. И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.:

«И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» — это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа — это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это — «город Господа, Сион святого Израилева» (Ис 60:14). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» (Ис 62:12), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами (Рим 1:7; 1Кор 1:2).

Ис 62:3. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.:

«И будешь венцом славы.., и царскою диадемою». Как венец славы, венчавший голову победителя на олимпийских играх, так и драгоценная диадема, украшающая голову царя, — все это выразительные образы для более наглядного и сильного представления о той высокой чести, которой прославит Господь новооснованную Им церковь (ср. Ис 60:21; Ис 61:3).

Ис 62:4. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается.:

Ис 62:5. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.:

Сравнения и образы, данные в этик стихах, более подробно раскрыты были пророком Исаией раньше (Ис 54:4−8), где они нами и прокомментированы.

Общий смысл их тот, что если прежде плотской Израиль (церковь ветхозаветная) расторг свой брачный союз с Господом и потому был как бы покинут Им, то теперь духовный Израиль (церковь новозаветная) своим искренним обращением к Богу снова привлек к себе благоволение своего Господа, восстановил и на век упрочил этот союз. Заслуживает внимания, что перемена в положении Израиля запечатлена здесь и соответствующей переменой имени: раньше он называется «оставленным», по-еврейски הכיצע (Azuva), а затем переименовывается в הכ-יצמה (Hephzi-bah), что значит «пользующаяся благоволением». Любопытно отметить, что подобные имена, действительно, были в употреблении у евреев: Азувой, напр., звали мать иудейского царя Иосафата (3Цар 22:42), а Хефцибой — мать иудейского же царя Манассии (4Цар 21:1).

Ис 62:6. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, —:

Ис 62:7. не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.:

Мессия не только Сам будет неумолчно и неустанно осуществлять высокие задачи Своего мессианского служения, но призовет к тому же и целый ряд специальных «стражей», т. е. сотрудников в лице апостолов, учеников и всей, вообще, новозаветной иерархии. Самый же образ этого «Великого Благовестника» и роль «стражей» при Нем раскрыты пророком Исаией и нами изъяснены раньше (Ис 52:7−8 ст.).

Ис 62:8. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился;:

«Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоею, над которым ты трудился.» «Очевидно, что пророк указывает на отмену наказаний, назначенных Израилю за отступничество во Второзаконии Втор 28:33: «плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал»; «виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить» (Втор 28:39). Все это и совершалось неоднократно над Израилем и Палестиной во время нашествия войск ассирийских, вавилонских, египетских, сирийских и римских Но при наступлении новой эры, нового царства, новой жизни ветхозаветные наказания отменяются, ибо самое царство нового Израиля получает новое значение и объемлет всю землю, дарованную Господом человеку (Властов. Цит. сочин. 357 с.).

Ис 62:9. но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.:

«Но собирающие будут есть... пить вино его во дворах святилища Моего.» Господь не даст пшеницы Сиона врагам его и вина его — для пития чужим; пшеницей и вином Сиона будут пользоваться лишь граждане его, славящие Господа. Под пшеницей и вином Сиона, т. е. церкви, согласно блаженному Иерониму, здесь разумеются тело и кровь Христовы, от которых приобщаются лишь принадлежащие к церкви (ср. Ин 6:55; — Комм. СПб. Академии. с. 901−902).

«Во дворах святилища Моего». Прибавка эта, ведущая мысль к одному из определенных ветхозаветных узаконений (Втор 14:22−24), подтверждает вышеприведенную догадку блаженного Иеронима об особом, символическо-священном характере тех даров земли, о которых здесь говорится.

Ис 62:10. Проходи́те, проходи́те в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!:

«Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни». В этой поэтической картине пророк рисует пред нами образ восстановленного города Иерусалима, как центра обновленного Сиона, с широко распахнутыми его вратами, для свободного пропуска густых масс народа. Чтобы не было беспорядка, неудобств и тесноты, Сам Мессия выступает здесь как бы в роли церемониймейстера, устанавливает порядок, ограждает безопасность и создает удобства пути. Прежде всего, Он приглашает пройти в ворота города самих «стражей» его, т. е. Его апостолов и учеников, главных сподвижников и сотрудников Господа, в деле основания и распространения Его церкви. Затем Он дает им поручение заняться подготовкой пути для беспрепятственного следования в ограду новозаветной церкви широких масс народа. Аналогичный с этим возглас «приготовьте путь Господу» (Ис 40:3) уже встречался нам у пророка Исаии, и был там обстоятельно раскрыт.

«Поднимите знамя для народов.» В качестве комментария этих слов могут служить две следующих параллели из того же пророка: «И поднимет знамя народам дальним и даст знак живущему на краю земли, — и вот он легко и скоро придет» (Ис 5:26). И еще: «и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеянных Иудеев созовет — от четырех концов земли» (Ис 11:12). «Так говорит Господь-Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам» (Ис 49:22). Образ взят, очевидно, от войскового знамени, уцелевшего во время битвы, после которой оно высоко поднимается и собирает вокруг себя всех рассеянных членов полка. В преобразовательном смысле таким знаменем новозаветной церкви служит Крест Христов — символ победы христианства над всеми его внешними и внутренними врагами. Моментом наиболее полного исторического осуществления этого пророчества в новозаветный период следует признать эпоху Константина Великого.

Ис 62:11. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.:

Заключительная речь Самого Господа.

«Скажите дщери Сиона», т. е. новозаветной церкви, которую в этом образе нарочито воспел псалмопевец (Пс 44:11−18).

«Грядет Спаситель твой». Пророк Захария приурочил это предсказание к своему специальному пророчеству о входе Господнем в Иерусалим (Зах 9:9; ср. Ис 40:10; Мф 21:5; Ин 12:15).

«Награда Его с Ним и воздаяние Его — пред Ним.» Слова эти представляют почти буквальное повторение 10 ст. 40 главы, где они и прокомментированы.

Ис 62:12. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным.:

Представляет собой общее заключение данной главы и повторение основной ее мысли, раскрытой в первом отделе 2−5 ст.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.