Плач Иеремии 3 глава

Плач Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Я человек, который много горя видел. Господь нас палкой бил, и я этому свидетелем был.
2 Господь меня повёл и ввёл во тьму, туда, где свет невиден.
3 Рукою Своею Господь мне удары наносил, и весь день испытывал я наказания Его.
4 Он кожу и плоть мою состарил и кости сокрушил мои.
5 Господь меня огородил и окружил со всех сторон горечью и бедами.
6 Он в темноте меня сидеть заставил, как будто я давно уж мёртвым был.
7 Он запер меня, чтобы выйти я не мог, и тяжёлые оковы на меня надел.
8 И если я взываю и о помощи молю, не слышит Он мою молитву.
9 Камнями засыпал Он мои дороги, пути Он искривил мои.
10 Господь стал подобен медведю, который готов на меня напасть; Он уподобился льву, затаившемуся в засаде.
11 Увёл меня Господь с дороги и, разорвав меня на части, уничтожил.
12 Он лук Свой натянул, и сделал Он меня для стрел Своих мишенью.
13 Пуская стрелы Свои, Он выстрелил мне в живот.
14 И для народа своего посмешищем я стал, весь день он надо мной смеётся в своих песнях.
15 Господь дал мне выпить этот яд, напитком горьким этим Он меня пресытил.
16 Господь толкнул меня зубами в камни, Он в грязь меня поверг.
17 Я думал, что мир не обрести мне больше никогда, и о хорошем я забыл.
18 И я себе сказал:
«Надежды больше нет, что мне Господь поможет».
19 Помни, Господи, о моём страдании, о том, что дома я лишён, а также о горьком яде, который Ты мне дал.
20 Я помню хорошо все свои беды, и потому грусть томит меня.
21 Но когда я думаю о другом, то теплится надежда. Вот то, что надежду мне даёт:
22 «Бесконечна Господа любовь и доброта; неиссякаемо Его милосердие, и поэтому мы живы до сих пор.
23 Каждое утро Он по-новому нам доказывает это. Велика верность Твоя, Господи!»
24 Я говорю себе:
«Господь — мой Бог, поэтому я верить в Него буду».
25 Господь к тем добр, кто ждёт Его, Господь к тем добр, кто Его ищет.
26 Благо тому, кто терпеливо ждёт спасения от Господа.
27 Благо человеку, который с юных лет несёт ярмо.
28 Сидеть в уединении он должен молча, когда Господь возложит на него ярмо.
29 И кланяться он должен Господу лицом до самой земли, быть может, есть ещё надежда.
30 Пусть он подставит щёку тому, кто бьёт его, и должен позволить людям оскорблять себя.
31 И должен помнить тот человек, что Господь не отвергнет его на века.
32 Господь наказывает, но Он также милосерден из-за любви и доброты Своей великой.
33 Господь наказывать не хочет, несчастными людей не любит делать Он.
34 Не любит Он, чтоб кто-то ногами пленников топтал.
35 Не любит Он, чтоб кто-то несправедливым был к другому пред Всевышним
36 и чтоб один обманывал другого. Не любит всего этого Господь!
37 Никто не может сделать так, чтобы сказанное им свершилось, если не будет на то воли Господа.
38 Всевышний повелевает, чтобы хорошему быть и плохому.
39 Когда Господь наказывает людей за грехи, то никто из них не должен жалобы произносить.
40 Посмотрим и проверим, каким путём мы шли, и к Господу потом вернёмся.
41 Так вознесём же сердца наши и руки к Богу на небесах и скажем:
42 «Мы согрешили и упрямы были, и поэтому Ты нас не простил.
43 Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас. Ты нас убивал без пощады!
44 Ты закрыл Себя облаком, чтобы наши молитвы к Тебе не дошли.
45 Ты сделал нас грязью и сором среди других народов,
46 а все наши враги со злостью с нами говорят.
47 Великий ужас испытав, мы в яму угодили, мы перенесли страдания от боли и опустошения».
48 Слёзы из глаз моих текут ручьём, потому что над гибелью народа своего я плачу!
49 Слёзы мои текут потоком! Глаза не перестанут изливаться,
50 пока Ты, Господи, вниз не посмотришь и не увидишь нас с небес!
51 Глаза мои меня печалят, когда я вижу, что происходит с девушками в городе моём.
52 Те люди были мне врагами без причины, но как за птичкой они охотились за мной.
53 Они меня повергли в яму, когда я был ещё живой, и закидали меня камнями.
54 Воды сомкнулись у меня над головой, и я подумал, что мне пришёл конец.
55 Господи, я к имени взывал Твоему, со дна ямы я имя Твоё призывал.
56 Ты слышал голос мой и уши не закрыл Свои, не отказался Ты меня спасти.
57 Ты подошёл ко мне, когда Тебя я звал, и мне сказал:
«Не бойся!»
58 Меня, Господь, Ты оправдал и жизнь мою вернул мне.
59 Ты видел моё горе, Господи, так рассуди же моё дело!
60 Ты видел, как враги мне причиняли зло, Ты видел их замыслы коварные против меня.
61 Ты оскорбления их слышал, Господи, Ты слышал все их злые замыслы против меня.
62 И думы, и слова врагов моих всегда против меня.
63 Когда они сидят, когда они встают, смотри, как надо мной они смеются!
64 Воздай им, Господи, по их делам!
65 Непокорность всели в их сердца, а затем проклятие Своё пошли на них!
66 Преследуй их в гневе и истреби, Господи, сотри этих людей с лица земли!

Толковая Библия Лопухина

1−18. Тяжелые испытания, какие пережил пророк вместе с другими верующими израильтянами. 19−39. Оживление в сердце пророка надежды на лучшее будущее. 40−54. Признание справедливости посланного на иудеев наказания, от которого Бог, однако, наверно освободит Свой народ. 56−66. Молитва пророка, в которой он выражает уверенность свою в том, что Бог поможет ему и отмстит его врагам.

(Плч.3:1−18.) Пророк, от лица всех верующих, выражает скорбь по поводу тех страданий, какие посылает ему Господь. Положение пророка безвыходное, потому что Сам Бог вооружился против него. Он совершенно падает духом.

Плч.3:1. Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его.

«Я человек». Нельзя думать, что пророк здесь говорит о своих личных страданиях, какие он переносил во время осады и взятия Иерусалима. Он выступает здесь как представитель иудеев, сохранивших веру в Бога, личные же его страдания составляют только один момент в изображении грозного суда Божия, обрушившегося на иудеев. — Замечательно, что здесь, как и в следующих стихах, пророк пользуется выражениями книги Иова (ср. Иов 21:9). Очевидно, ему предносился образ этого великого страдальца, когда он думал о своих страданиях и страданиях своих соплеменников.

Плч.3:9. каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои.

«Извратил» — точнее: «испортил путь, по которому я мог идти».

Плч.3:13. послал в почки мои стрелы из колчана Своего.:

Почки являются в организме человека очень важным органом.

Плч.3:14. Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.

Большинство иудеев, очевидно, не обратилось на истинный путь даже тогда, когда Господь покарал их страшными бедствиями. Они даже смеялись над такими своими согражданами, которые видели в своих несчастьях и несчастиях своего отечества смиряющую их десницу Иеговы.

Плч.3:17. И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,

«Забыл о благоденствии», т. е. не верит, чтобы на земле могло существовать какое-нибудь счастье!

(Плч.3:19−39.) Из тьмы страдания для пророка снова пробивается луч надежды и утешения. Он старается побороть свои сомнения и это ему удается: пророк снова может молиться! Он просит Господа вспомнить о нем, и сам, с своей стороны, отыскивает опору для своей надежды. Эту опору он находит, прежде всего, в том убеждении, что Царство Божие еще существует, что есть еще остаток верующих, который и может служить началом для обновления народа. А так как это существование избранного остатка — дело благости Божией, все еще продолжающей проявлять себя по отношению к верующим, то пророк, при виде такого факта, начинает спокойнее смотреть на свои страдания и страдания других верующих. Если мы будем терпеливо нести эти страдания, то милосердный Господь снова восстановит наше благополучие. Поэтому-то — говорит пророк — страдание, очевидно, имеет для нас воспитательное значение, и мы должны оплакивать не самое страдание, а его причину — грех.

Плч.3:21. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:

Лучше перевести: «Вот о чем я размышляю, вот в чем моя надежда». Следующий стих и представляет собою разъяснение того, в чем именно пророк полагает основание своей надежды.

Плч.3:22. по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.

Лучше перевести: «милости Иеговы еще не прекратились». — Этот стих, а равно и следующие двенадцать, представляют собою не только средину третьей главы, но и средину книги. Они, действительно, содержат в себе центральную мысль, свет которой падает и на предшествующую и на последующую половину книги — мысль о благости Божией, служащей основою человеческой надежды.

(Плч.3:40−54.) Доказав, что Господь напрасно никогда не поражает людей страданиями, пророк и в судьбе своей и своего народа видит естественное последствие грехов, какими Израиль прогневал Бога. И вот пророк уже другим тоном просит у Бога освобождения от страданий. Теперь он говорит уже не в духе безнадежности, а кается и обвиняет сам себя как представитель своего народа. При этом, однако, он не может не изобразить силы своих страданий; в самом деле, он хотел помочь своему народу, а народ видел в нем врага своего и всячески его преследовал.

Плч.3:48. Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего.

«О гибели дщери» — правильнее: о погибели дщерей или, просто, о погибели народа моего.

(Плч.3:55−66.) Подобно первой и второй главам, третья глава заключается горячею молитвою, в которой пророк, испытавший неоднократно, что Бог слышит молитвы призывающих Его, и теперь просит Бога отомстить его обидчикам совершенным их уничтожением.

Плч.3:56. Ты слышал голос мой; не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего.

«Молитва праведника, — говорит блаж. Августин, — есть ключ к небу. В то время как молитва восходит к небу, с неба нисходит милость Божия».

Плч.3:59. Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело мое.

«Дело мое». Пророк здесь говорит от лица верующих.

Плч.3:63. Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них — песнь.

«Я для них — песнь», т. е. предмет насмешек, о котором у них слагаются даже шутливые песни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.