Иезекииль 18 глава

Книга пророка Иезекииля
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Господь обратился ко мне с такими словами:
2 «Вы продолжаете повторять пословицу: отцы съели кислый виноград, а у детей оскомина».
3 Но Господь Всемогущий говорит:
«Так же верно, как то, что Я жив, израильтяне больше не будут считать эту пословицу справедливой.
4 Все люди принадлежат Мне, и с каждым Я буду обходиться одинаково. И не будет иметь значения, отцом был человек или сыном, потому что тот, кто грешит, тот и умрёт.
5 Кто праведен и обходится с другими справедливо, тот будет жить.
6 Он не ходит в горы, чтобы есть пищу, принесённую в жертву идолам. Он не молится им, не прелюбодействует с женой соседа, не спит со своей женой в дни месячного кровотечения.
7 Он не угнетает других. Если кто-то занимает у него деньги, то по возвращении долга он всегда возвращает залог. Он не ворует и всегда даёт хлеб голодному и одежду нагому.
8 Он не занимает деньги под проценты, он не лжив, со всеми всегда справедлив, и люди могут ему доверять.
9 Он подчиняется Моим законам и заветам. Он праведен и непременно будет жить.
10 Может случиться, что у этого человека сын вор или убийца,
11 либо ходит в горы, чтобы разделить свой хлеб с идолами, либо он грешит прелюбодеянием с женой своего соседа.
12 Может случиться, что он недостойно относится к бедным или беспомощным людям. Он не отдаёт залог своему должнику, ворует и молится грязным богам, а также совершает прочие гадости.
13 Человека, взявшего у него в долг, он заставит платить с процентами. Плох такой сын и жить не будет, и никто, кроме него, не отвечает за его смерть.
14 Но у этого плохого сына может тоже родиться сын, который будет понимать всё, что делает его отец. Однако этот сын откажется жить по-отцовски и будет справедлив к другим людям.
15 Он не ходит в горы, чтобы разделить хлеб с идолами, и не грешит прелюбодеянием с женой своего соседа.
16 Он не обманывает других людей. Если у него берут в долг, он не держит залог. Он не ворует и даёт голодным хлеб, а нагим — одежду.
17 Он не делает плохого, и если даёт бедным в долг, то он не наживается на этом, никогда не занимая деньги под проценты. Он подчиняется Моим заветам и следует Моим законам, и поэтому он не умрёт за грехи своего отца, но сохранит свою жизнь.
18 Если его отец приносит людям вред, ворует и никогда не делает добра для Моих людей, то он умрёт за свои грехи.
19 Ты можешь спросить: „Почему же сын не будет наказан за грехи своего отца?” Потому что он был праведным и делал добро, подчинялся Моим законам, и поэтому он будет жить.
20 Кто грешит, тот и умрёт: сын не будет наказан за грехи своего отца, а отец не понесёт наказания за грехи своего сына. Доброта человека принадлежит только ему, как и зло принадлежит только злому.
21 Но если грешник изменится, то он будет жить и не умрёт. Если человек прекратит творить зло, начнёт подчиняться Моим законам и станет справедливым и добрым,
22 то Бог не будет помнить его злых дел. Этот человек будет жить за добро, которое он сделал».
23 Господь Всемогущий говорит:
«Я не хочу смерти злых людей, Я хочу изменить их жизнь, чтобы они не погибли.
24 Если праведник перестанет совершать праведные поступки и начнёт творить зло, как в прошлом делал недобрый человек, и, если он станет злым, Бог не будет помнить содеянного им добра. Бог будет помнить только то, что этот человек отвернулся от Него и начал грешить. Поэтому тот человек умрёт.
25 Вы, люди, можете подумать, что Я несправедлив. Так слушай же Меня, семья Израиля! Я справедлив, это вы несправедливы!
26 И если праведный человек становится злым, он должен умереть за свои беззаконные поступки.
27 И если плохой человек станет праведником, он спасёт свою жизнь.
28 Он увидел свои дурные поступки и вернулся ко Мне, он прекратил творить зло, и поэтому он будет жить. Такой человек не умрёт».
29 Люди Израиля воскликнули:
«Господь Всемогущий несправедлив!» Тогда Бог ответил:
«Я справедлив, это вы несправедливы.
30 Потому что Я буду судить каждого из семьи Израиля за его дела».
Так сказал Господь Всемогущий:
«Так что придите ко Мне, прекратите творить злые поступки, и ничему не позволяйте ввести вас в грех.
31 Выбросьте всех отвратительных идолов, которых вы сделали. Люди Израиля, измените ваши сердца и души, потому что вы не должны навлекать на себя смерть.
32 Я не желаю вам смерти. Прошу вас, вернитесь ко Мне и живите!» Так сказал Господь Всемогущий.

Толковая Библия Лопухина

Начало личной нравственной вменяемости

Представив в XVII гл. вероломство Сирии такою же причиною падения Иерусалима, какою было и все историческое прошлое Израиля (гл. XVI), пророк в XVIII гл. обосновывает эту мысль XVII гл. (как XV гл. обосновывает XVI) на строгой божественной правде, которая не может допустить, чтобы кто-либо страдал за чужие грехи, и, следовательно, чтобы нынешнее поколение евреев было наказано за прежние грехи Израиля. Ст. 1−4 составляют введение или тему: провозглашение нравственной свободы и ответственности каждого пред Богом — в связи с одной народной пословицей; в ст. 5−20 эта мысль разъясняется на трех примерах; в ст. 21−29 поясняется, что развиваемое начало личной нравственной вменяемости приложимо не ко всему прежнему поведению человека, а к его нравственному состоянию при наступлении суда Божия; ст. 30−32 — увещательное заключение.

Иез 18:2. зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». О такой же поговорке упоминает и пророка Иеремия (Иер 31:29; ср. Плач 5:7). Незрелый виноград и теперь в Сирии кушается в громадном количестве; (Делич, Hiob XV, 33). Оскомина является тотчас по вкушении кислых ягод и скоро проходит: поэтому является совершенно невозможным предположение, чтобы она передавалась от отцов детям (adductio ad absurdum). Между тем, по мнению тогдашних иудеев, выраженному в этой пословице, действия Иеговы, наказывающего их настоящими бедствиями Иудеи за грехи отцов, напоминает наследственную передачу оскомины. Легко догадаться, как могла возникнуть эта пословица, от которой веет сомнением в правде Божией и самопревозношением потомков над предками. Пословица имела для себя видимые основания и в Св. Писании: Бог говорит Моисею, что Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх 20:5; Лев 26:39−40, но добавляя: «ненавидящих Меня», какое определение по грамматическому построению можно относить и к детям, и к отцам). И вот 3-й и 4-й род от нечестивого Манассии (Иоахаз, Иехония, Седекия — внуки и правнуки Манассии) караются. Даже Иосия, несмотря на свое благочестие, находит печальный конец в сражении у Мегиддо. И пророки возвещали, что за грехи Манассии Господь отвергнет от лица Своего Иуду (4Цар 24:3; Иер 15:4); со времени Манассии, действительно, Иудее приходилось все хуже и хуже, несмотря на некоторые старания умилостивить Иегову (ср. Иер 44:18:14.20, 18.12).

Иез 18:3. Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.

«Живу Я» — клятва свидетельствует о важности предмета: дело идет о чести имени Божия. — «Не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле». Бог убедит своими судами в правде Своего мироправления. Пророк Иеремия обещает уничтожение этой пословицы только в дни нового завета (Иер 31:29:31).

Иез 18:4. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.

«Все души — Мои». Следовательно, Богу не представляется необходимости мстить на одном грехи другого: Он всегда может покарать грехи каждого и на самом виновнике их. «Самоценность души человеческой здесь выражена, как никогда ранее: каждая душа принадлежит Богу, т. е. Бог стоит к каждой душе в одинаковом отношении и относится к ней, как она относится к нему» (Берт.). — «Душа согрешающая, та умрет». См. обьясн. Иез 3:18. Смерть составляет противоположность той жизни, которая обещана праведнику в ст. 9 (см. там), следовательно, означает главным образом погибель в предстоящей катастрофе; и связанное с нею исключение из будущего мессианского царства. Здесь впервые в В. З. речь о душевной смерти, но под душою разумеется скорее вообще человек, живой человек.

Иез 18:5. Если кто праведен и творит суд и правду,

Чтобы наглядно доказать положение ст. 4, пророк представляет в ст. 5−9 пример полной противоположности между поведением благочестивого отца, нечестивого сына и благочестивого внука, причем, как думают, пророку предносились из исторических личностей Езекия, Манассия и Иосия. «Творит суд и правду». Этими двумя понятиями обнимаются обычно все постановления закона, причем под первым м. б. разумеются более этические и юридические обязанности, а под вторым религиозные.

Иез 18:6. на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается,

Перечисляя частные признаки праведника и грешника, пророк явно хочет дать как бы катехизический свод необходимейших нравственных правил. Он говорит здесь не с точки зрения недосягаемого, хотя и прекрасного идеала (ср. напр. Ис 33:15), а о практически легко осуществимом (ср. Пс 14; Пс 23). Такое нравоучение было для сопленников пророка, едва лишь начинавших, свое религиозно-нравственное исправление и образование, полезнее самой возвышенной морали. С этой целью черты праведника указываются почти все отрицательными. Скачала называются поступки религиозные, а потом этические.

Религиозные: 1) «На горах жертвенного не ест». Из целого обряда жертвоприношений указывается его заключительная часть, м. б. как наиболее приятная и привлекавшая к язычеству или потому, что древнейшее жертвоприношение было ядением пред божеством в качестве его гостя. Жертвы на высотах были полуязыческие: совершались, хотя незаконно, Иегове; посему они названы сначала;

2) «К идолам дома Израилева не обращает глаз своих», т. е. с молитвою и надеждою на помощь. Под идолами Израиля разумеется не только культ золотых тельцов, но и все иноземные идолы, когда-либо чтившиеся Израилем. Вот и все, что можно было требовать в отношении богопочитания от пленного израильтянина: удаленный от святилища, он не мог совершать почти никаких религиозных обрядов; верность Иегове он мог проявить только отрицательным образом — удалением от идолослужения. Но тем шире была пред ним область чисто-нравственных обязанностей.

Из этических обязанностей указываются прежде всего имеющие близкое отношение к религиозным, именно соблюдение от всякого осквернения крови; а таковое производится 1) прелюбодейством, 2) супружеским сожитием во время месячного очищения жены, — проступок, который в кн. Левит ставится на ряду с кровосмешением, ското- и мужеложством и карается истреблением обоих виновных из народа (Лев 18:19:23; ср. ст. 6−18, 29, Иез 20:18).

Иез 18:7. никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,

«Никого не притесняет», т. е. чужеземцев, наемников, бедных, вдов. Имеется в виду предписание Исх 22:21 и д. Втор 22:7:29. «Должнику возвращает залог», т. е. если заложена вещь необходимая, напр. одежда. Имеется в виду предписание Исх 22:26 и д. и т. п. — «Хищения не производит» — усиление предшествующей мысли. После отрицательных признаков праведника указываются положительные черты — благотворительность: «хлеб свой дает…»

Иез 18:8. в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный,

«Рост» — м. б. большие проценты, чем «лихва». Безусловное воспрещение отдавать деньги в рост, часто повторяемое и Моисеем (Исх 22:25 и др.; но Втор 23:20 позволяет давать в рост иноплеменнику), ставит еврейскую древность на недосягаемую для нашею коммерческого времени высоту. — «От неправды удерживает руку свою» — от всякой несправедливости, напр., как указывается дальше, от несправедливого суда. — «Суд с человеком производит». Разумеется третейский суд, где судьею может оказаться каждый взрослый.

Иез 18:9. поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.

«Заповеди» и «постановления» см. объясн. Иез 5:6, где те же евр. слова переведены «уставы» и «постановления». Здесь под ними разумеются главным образом все вышеперечисленные обязанности. — «Искренно», слав.: «еже творити та». — «Непременно будет жив» — слав. точнее: «жизнию жити имат». Под «жизнью» разумеется, как часто в Ветхом Завете, совокупность всех благ, но главным образом д. б. спасение в предстоящей катастрофе и участие в будущем Мессианском царстве.

Иез 18:10. Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того,

«Сын разбойник, проливающий, кровь». Чем резче противоположность между отцом и сыном, тем сильнее будет доказана мысль пророка. — «Делает что-нибудь из всего того» — букв.: «одно что-нибудь из того»; ср. Иак 2:10.

Иез 18:11. чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет,

«Чего он сам не делал» — праведный отец. Слав.: «в путь отца своего праведного не ходил». Перечисление грехов далее дается хотя сходное с ст. 6−8, но изменен порядок, что доказывает, что Иезекииль не любил механически переписывать своих слов, а речь его лилась живо. Вместе с тем сделаны в прежнем перечне некоторые пропуски. Так члены: «хлеб свой дает…», «нагого покрывает» не имеют соответствующих себе в этом перечне (проливающий кровь может ли делать это?); в третьем же перечне (ст. 15−17), исчисляющем свойства праведника, эти члены опять постановляются.

Иез 18:12. бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,

«Делает мерзость»; м. б. названную в конце 6 ст.; ср. Иез 22:11.

Иез 18:13. в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.

«Будет ли он жив?» Вопрос указывает на всю невозможность такого предположения. — «Кровь его», им пролитая, хотя бы не в собственном смысле (напр., при угнетении ближнего лихвою).

Иез 18:14. Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им:

Случай, представленный здесь в качестве 3-го примера, очень возможен: беззаконие отца, созерцаемое постоянно сыном во всей его наготе и особенно понесшее достойную кару, иногда может вразумить и предостеречь сына. Замечательно, что середины между праведником и беззаконником пророк не допускает. — «Видит», LXX «убоится», что в евр. тожественно по начертанию.

Иез 18:15−17. Повторяют 6−9 с опущением менее важного (6b) и сокращением выражений (8 а ср. с 17 ст.): вместо «должнику возвращает залог» — «залога не берет», что еще лучше (но по-слав.: «не удержт»); вместо «от неправды удерживает руку свою» — «от (обиды) бедному…», но в слав. тожественно с 8 ст.

Иез 18:18. Грех отца через его наказание как бы изглажен из мира; посему не может за него страдать и сын.

Иез 18:19. Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.

Иез 18:20. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

Развитый пророком взгляд на личную нравственную вменяемость до того противоречил народным представлениям, что был тотчас же встречен удивленными вопросами и потребовал нового настойчивого изложения сущности его. — «Правда праведного при нем и остается», т. е. плод, следствия ее.

Иез 18:21. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.

Если до сих пор пророк доказывал личную нравственную вменяемость примерами отдельных лиц и поколений, то теперь он одно лице (индивидуум) разлагает на отдельные периоды его жизни. Один и тот же человек может быть одну часть своей жизни беззаконником, а другую праведником и наоборот. Правда Божия и тут остается неизменна, ценя в человеке то, чем он стал окончательно. Сначала пророк берет тот случай, когда беззаконник становится праведником, так как такой случай и возможнее, и приятнее для него, в его ревностных пастырских заботах об исправлении своих соотечественников.

Иез 18:22. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.

«Не припомнятся» — более, чем «не будут наказаны»: как бы совершенно изгадятся из памяти Божией.

Иез 18:23. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?

«Драгоценнейшие слова всей книги» (Кречмар), «высший пункт ветхозаветного богословия» (Берт.). Иезекииль возвышается здесь на высоту новозаветного воззрения на благодать Божию: 1Тим 2:4; 2Пет 3:9. Это место учит нас, как надо понимать и те кажущееся суровыми и безотрадными взгляды Иезекииля на правду Божию, которыми дышит вся первая часть его книги.

Иез 18:24. И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.

Пророк берет и обратный, печальный случай, когда праведник совращается. Грехи его не могут не навлечь его погибели; Бог здесь не виновен.

Иез 18:25. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?

Приводит другое народное изречение, возмущающее, как и родственная ему по содержанию пословица 2 ст., пророка (ср. ст. 29; Иез 33:17:20): «неправ путь Господа». «Неправым», или как можно переводить евр. выражение, «непостоянным» (слав. «не управится») «путь (образ действий в отношении к миру) Божий» кажется лишь от того, что этот путь точно сообразуется с путем людским, отвечает бедствием на неправду, и изменяется с изменением пути человеческого, как показано в ст. 21−24: меняет праведник или грешник свой путь, изменяет и Бог свое отношение к ним. «Как для нездорового составляет наказание пища, приятная здоровому, и как для больных глазами ненавистен свет, приятный здоровому зрению, так неприятна неправедным правда Божия, которой кто подчиняется, не возмущается» (блаж. Августин).

Иез 18:26−28. Повторение 24 и 21 ст.. необходимое в виду вновь в ст. 25 поставленного возражения против правды Божией с другой точки зрения. — «К жизни возвратит душу свою» — он сам, а не Я. — «Увидел». Это первый шаг к обращению: нечестивый не обращает внимания ни на себя, ни на Бога.

Иез 18:29. А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?

Повторяется 25 ст. с легким изменением, сообщающим выражению более скорби, чем негодования.

Иез 18:30. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.

Начинается заключительное увещание, тесно примыкающее к мысли 29 ст. и всей главы: если видимая неравномерность в мздовоздаянии имеет основание не в Боге, но в непостоянстве человеческого поведения, то пусть каждый поймет, что его судьба зависит от него самого. — «Буду судить», главным образом во время предстоящей Иудее катастрофы. «Чтобы нечестие не было вам преткновением», слав.: «в мучение», в погибель. Если обратитесь, то все прежние грехи не в состоянии будут погубить вас.

Иез 18:31. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?

«Сердце новое», «дух новый» — см. объясн. Иез 11:19; но там, как и в Иез 36:26, их творит сам Бог; настоящее же место показывает, что это происходит не без участия самого человека, притом столь же деятельного, как и со стороны Бога. — «Зачем вам умирать» ср. Иер 27:13.

Иез 18:32. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!

Иез 18 23 ст.; ср. Плач 3:33.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.