Осия 14 глава

Книга пророка Осии
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Самария должна быть наказана, потому что восстала против Бога своего. Израильтяне будут убиты мечами, а их дети будут разорваны на куски, и беременные женщины будут рассечены.
2 Израиль, твои грехи привели тебя к падению. Так вернись же к Господу, Богу твоему!
3 Подумай о том, что ты скажешь Господу и возвращайся. Скажи Ему:
«Прости все наши грехи и прими эту молитву как жертву нашу; мы восхваляем Тебя нашими устами.
4 Ассирия не спасёт нас. Мы не сядем больше на боевых коней, и больше никогда не назовём всё то, что сотворили руки наши: „Бог наш”. Потому что только Ты Один милосерден к сиротам».
5 Так говорит Господь:
«Я прощу их за то, что они покинули Меня. Я покажу им Свою безграничную любовь, потому что Я больше не гневаюсь на них.
6 Я буду росой для Израиля, и он расцветёт как лилия, он будет расти словно ливанский кедр.
7 Его ветви распустятся, и он будет красив, как оливковое дерево; заблагоухает он подобно ливанскому кедру.
8 Израильтяне снова заживут под покровительством Моим. Они вырастут как пшеница, расцветут словно виноградная лоза, и станут как вино из Ливана».
9 «Ефрем, Я никогда не имел никакого отношения к идолам. Именно Я отвечаю на твои молитвы и охраняю тебя. Я словно вечнозелёное дерево, и от Меня будут твои плоды».
10 Тот, кто мудр, поймёт всё это, а тот, кто разумен, должен всё это познать. Справедливы пути Господние: праведники ходят по ним, а грешники спотыкаются и падают на них.

Толковая Библия Лопухина

1. Погибель Самарии. 2−5. Увещание к Израилю. 6−9. Исцеление язв Израиля и дарование ему милости. 10. Заключительное увещание.

Ос 14:1. Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены.

Пророк обращает свою угрозу к столице Израильского царства Самарии, которая была гнездилищем нечестия.

Ос 14:2. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего.

«Обратись Израиль» — выражение подлинного текста дает мысль о полном и всецелом обращении к Богу. «Упал (kaschal) от нечестия твоего» — речь не о нравственном падении, а об общем упадке Израиля.

Ос 14:3. Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших.

Ос 14:4. Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; потому что у Тебя милосердие для сирот».

Пророк указывает, в чем именно должно состоять обращение народа к Иегове. «Возьмите с собою слова», т. е. слова молитвенные, слова искреннего раскаяния во грехах и молитвы о прощении. «Прими во благо», vekach tov, «прими благое», т. е. вероятно, то доброе, что мы, обращающиеся желаем принести тебе, именно жертвы уст наших (Бродович). Обращение Израиля к Богу должно, по мысли пророка, состоять также в том, чтобы народ не надеялся на ассириян, или на военную силу (на кони), уповал только на Иегову и не служил идолам. «У Тебя милосердие для сирот» — в этом побуждение к покаянию и надежда на прощение. Отступление текста LXX от подлинника не подтверждается другими переводами. Слова слав. т. (ст. 3): «можеши всяк отвращи грех» читаются только в немногих греческих кодексах и могут считаться позднейшей вставкой.

Ос 14:5. Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них.

«Уврачую отпадение их (meschubotam — отступничество), возлюблю их по благоволению». LXX читали moschubotam и потому перевели — «исцелю селения их», разумея восстановление селений Израильских, после плена. Вместо слов «по благоволению» (nedavam — добровольно) в слав. «явленно» (δμολίγως), т. е. так, чтобы все видели и знали, возлюблю особенно.

Ос 14:6. Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан.

Ос 14:7. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана.

Образное описание милости Божией к Израилю и благоденствие народа. «Пустит корни свои, как Ливан», т. е. как горы Ливанские. В образе отражается то представление, что горы являются как бы фундаментами земли, стоящими твердо и несокрушимо. «И будет красота (chod) его, как маслины», с греч. в словах: «будет якожа маслина плодовита»; LXX eвp. chod (красота, блеск) свободно перевели словом χατάκαρπος плодовитый.

Ос 14:8. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское.

Речь идет об отдельных членах народа Израильского. «Возвратятся сидевшие под тенью его», т. е. Израиля. Израиль представляется здесь под образом ветвистого дерева, прикрывающего своею тенью отдельных членов народа. «Будут изобиловать хлебом»; в слав. «утвердятся пшеницею», — чтение: στρριχθήσονται (утвердятся) во многих кодексах, но первоначальным должно считать чтение принятого текста LXX μεθυσθήσονται, будут упояться.

Ос 14:9. «Что мне еще за дело до идолов?» — скажет Ефрем.— Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды.

После того Ефрем забудет идолов, Господь явится для него «зеленеющим кипарисом», т. е. постоянным, неисчерпаемым источником жизни и благоденствия. Вместо слов: «как зеленеющий кипарис», (kiberosch raanan) в слав. «аки смерчие учащенное» αρχευθος ποικαζουσα, густой можжевельник.

Ос 14:10. Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них.

Ст. 10 относится ко всей книге пророка и представляет обобщение того учения, которое изложено в книге. Сущность этого учения в том, что пути Господни (ср. (Втор 32:4) водительство Божие) правы и что праведников они ведут к жизни, а нечестивых в погибель.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.