Левит 24 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Моисею:
2 «Прикажи народу Израиля принести тебе чистое оливковое масло. Это масло будет для светильников, и они должны непрестанно гореть.
3 С вечера до утра Аарон перед Господом будет поддерживать огонь, который находится за завесой перед Соглашением в шатре собрания. Этот закон будет вечным.
4 В подсвечнике, сделанном из чистого золота, Аарон должен всегда поддерживать огонь перед Господом.
5 Возьми муку тонкого помола и испеки из неё двенадцать хлебов. На каждый хлеб пойдёт шестнадцать чашек муки.
6 Положи их на золотой стол перед Господом, по шесть хлебов в один ряд.
7 Положи на каждый ряд чистый ладан. Это поможет Господу помнить жертву всесожжения для Господа.
8 Каждую субботу Аарон будет раскладывать хлеб перед Господом. Так необходимо делать во все времена. Это соглашение с народом Израиля будет существовать вечно.
9 Этот хлеб будет принадлежать Аарону и его сыновьям. Они будут есть его в святом месте, потому что этот хлеб является одним из приношений всесожжения Господу. Хлеб этот — доля Аарона навечно».
10 У одной израильтянки был сын. Его отец был египтянином, а их сын — израильтянином. Однажды, находясь среди народа Израиля, он начал драку в стане.
11 И вот этот юноша стал оскорблять и проклинать имя Господа, и тогда люди привели его к Моисею. (Имя его матери было Шеломиф, дочь Даврии, из колена Дана).
12 Люди держали этого человека под стражей и ждали, пока им откроется воля Господа.
13 Тогда Господь сказал Моисею:
14 «Выведи человека, который осыпал Бога проклятьями, за пределы стана. Собери людей, слышавших его оскорбления. Пусть эти люди положат руки ему на голову, а потом забросают его камнями и убьют.
15 Ты же должен сказать израильтянам: если кто станет проклинать своего Бога, тот будет наказан.
16 Любой человек, оскорбляющий имя Господа, должен быть предан смерти. Он должен быть побит камнями. Чужеземцев следует наказывать так же, как и человека, родившегося в Израиле. Если человек оскорбляет имя Господа, он должен быть предан смерти.
17 И если один человек убил другого, он должен быть предан смерти.
18 Человек, убивший животное, принадлежащее другому, должен отдать за него другое животное.
19 А, если человек нанесёт повреждение своему соседу, такое же повреждение должно быть нанесено и ему:
20 переломанная кость за переломанную кость, око за око, зуб за зуб. Какое повреждение он сделал другому, такое должно быть нанесено и ему самому.
21 Тот, кто убьёт животное, должен заплатить за него, а кто убьёт человека, должен быть предан смерти.
22 Закон будет справедлив, он будет одинаков как для чужеземца, так и для народа из вашей собственной страны. Потому что Я — Господь, Бог ваш».
23 Моисей пересказал всё это израильтянам; они вывели человека, оскорблявшего Бога, за пределы стана и побили его камнями. Народ Израиля сделал именно так, как повелел Моисею Господь.

Толковая Библия Лопухина

1−4. Об елее и 6−10. о хлебах предложения в святилище. 10−14 и 23. Побиение камнями хулителя Иеговы. 15−22. Постановления о возмездии за разные уголовные преступления.

Лев 24:1. И сказал Господь Моисею, говоря:

Лев 24:2. прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник;

Лев 24:3. вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон [и сыны его] должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши;

Лев 24:4. на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.

Повторяется данное ранее (Исх 27:20−21) правило о возжигании в святилище на нарочито устроенном светильнике (Исх 25:31−39) самого чистого «выбитого» (katit, т. е. с особенною тщательностью добытого из свежих оливковых ягод) елея. Об исполнении этого предписания говорится в Чис 8:1−4.

Лев 24:5. И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы;

Лев 24:6. и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом;

Лев 24:7. и положи на [каждый] ряд чистого ливана [и соли], и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу;

Лев 24:8. в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный;

Лев 24:9. они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное.

«Хлебы предложения или с еврейского «хлебы лица», т. е. присутствия Божья (ср. Исх 25:30; 35:13; 39:36). Их было 12, полагались они в 2 ряда (по преданию, один на другой, по шести). Вес каждого хлеба определяется в 210 ефы, т. е. (так как ефа равнялась приблизительно 30 фунтам) около 6 фунтов, Лев 24:5−6.

Лев 24:7. и положи на [каждый] ряд чистого ливана [и соли], и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу;

Лев 24:8. в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный;

Xлебы не coжигaлись, а лишь лежали целую неделю от субботы до субботы на трапезе предложения, но жертвенное значение их представлял возлагавшийся на них ладан. В 7-й день хлебы (бывшие, подобно бескровной жертве, ср. Лев 2:2, azkarah) убирались, заменяясь новыми, и поступали в пищу священников, а ладан сожигался, Лев 24:9. Священники съедали хлебы предложения в качестве великой святыни, употребление их мирянам было воспрещено, — известный случай вкушения этих хлебов Давидом и спутниками его при первосвященнике Ахимелехе был случай исключительный.

Лев 24:10. И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином;

Лев 24:11. хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова];

Лев 24:12. и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.

Лев 24:13. И сказал Господь Моисею, говоря:

Лев 24:14. выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;

и Лев 24:23. Рассказывается о редком и загадочном случае хулы на Иегову со стороны, впрочем, не чистокровного еврея, а потомка египтянина (по традиции, убитого некогда Моисеем в Египте, Исх 2:12), женившегося на еврейке. Личная ссора с евреем как-то побудила его хулить имя Иеговы. Халдейский Таргум передает евр. naqab (Лев 24:11) в смысле parasch — ясно произнес, LXX: ἐπονομάσας, — согласно позднейшему иудейскому представлению о непроизносимости имени (shem, hasschem) Иеговы. Но в данном месте говорится, без сомнения, не о простом произношении «имени» (т. е. Иеговы), а о злословии (синонимичный гл.: qalal — проклинать), ср. Лев 24:14, 15, 16.

Лев 24:12. и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.

«Закона о хуле, не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец» (блаж. Феодорит, вопр. 33).

Лев 24:14. выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;

Если злословивший отца или мать был умерщвляем (Исх 21:17), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср.Лев 24:23). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф 26:65), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»).

Лев 24:15. и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;

Лев 24:16. и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях Лев 24:15, 16 о вине и о наказании — в Лев 24 о хуле на Бога, Elohim, а в Лев 24— о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, — полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом.

Лев 24:17. Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.

Лев 24:18. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

Лев 24:19. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:

Лев 24:20. перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.

Лев 24:21. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.

Лев 24:22. Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш.

В связи с законом о злословии и хуле на Иегову, повторяются постановления (Исх 21:1 - 22:1) о строго-адекватном возмездии (jus talionis) за убийство человека (Лев 24:17, 21 б, см. Исх 21:12; Втор 19:21), за членовредительство ближнему (Лев 24:19−20), за умерщвление скота его (Лев 24:18, 21 а), при чем снова (ср. Лев 24:16) подтверждается обязательность этих постановлений как для евреев, так и для пришельцев.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.