Числа 24 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Валаам видел, что Господь хочет благословить Израиль, и не пытался изменить это никаким колдовством, а повернулся и
2 посмотрел на пустыню. Он увидел весь израильский народ, поставивший станы по своим родам, и тут на Валаама сошёл Дух Божий,
3 и Валаам произнёс такие слова: «Говорит Валаам, сын Веора. Я говорю о том, что ясно вижу.
4 Я услышал послание Божье, увидел, что Бог Всемогущий показал мне, и смиренно говорю о том, что ясно вижу.
5 Народ Иакова, шатры твои прекрасны! Народ Израиля, дома твои прекрасны!
6 Ты словно пальмы, посаженные над ручьями, словно сады, растущие над реками! Ты словно кусты, сладко благоухающие, посаженные Господом! Ты словно прекрасные деревья, растущие у воды!
7 И будет у тебя всегда в достатке воды, чтобы произрастали твои семена! Твой царь превзойдёт величием царя Агага, великим будет царство твоё!
8 Бог вывел тот народ из Египта. Эти люди сильны как неукротимый бык, и победят врагов своих, им кости раздробив, и стрелы их переломают!
9 Израиль подобен льву, в клубок свернувшемуся и лежащему спокойно! Да, он подобен молодому льву, и лучше пусть никто его не будит! Благословляющий тебя будет благословен, проклявший же тебя окажется в беде!»
10 Валак воспылал гневом на Валаама и сказал ему:
«Я позвал тебя проклясть моих врагов, ты же их уже три раза благословил!
11 Отправляйся домой! Я сказал, что щедро заплачу тебе, но Господь лишил тебя вознаграждения».
12 «Ты послал за мной, — сказал Валаам, — и те люди просили меня прийти. Я сказал им:
13 „Валак может дать мне полный дом серебра и золота, свой самый красивый дом, а я всё равно могу говорить лишь то, что велит мне Господь. Я сам ничего не могу сделать ни плохого, ни хорошего, а должен говорить только то, что повелел мне Господь”. Ты ведь помнишь, что я так и сказал твоим людям.
14 Теперь я возвращаюсь к своему народу, но хочу тебя предупредить. Я поведаю тебе о том, что израильский народ сделает с тобой и с твоим народом в будущем».
15 Валаам сказал:
«Вот слово Валаама, сына Веора. Я говорю о том, что ясно вижу.
16 Услышал я послание Божье, узнал, чему Бог Всевышний научил меня, увидел, что Бог Всемогущий показал мне, и смиренно говорю о том, что ясно вижу.
17 Я вижу, что Господь придёт, но ещё не сейчас, я вижу, что Он придёт, но ещё не скоро. Звезда взойдёт из племени Иакова, придёт правитель новый из народа Израиля. Тот правитель сокрушит головы моавитов и поразит всех сынов Сифа.
18 Израиль сильным станет, землю Едома он захватит, захватит землю и врага своего, Сеира.
19 Из племени Иакова придёт новый правитель и погубит всех, оставшихся в живых в том городе».
20 Тут Валаам увидел амалекитян и сказал такие слова: «Сильнее всех народов Амалик, но даже Амалик погибнет!»
21 Потом Валаам увидел кенеян и сказал такие слова: «Ты веришь, что твоя страна неуязвима, подобно птичьему гнезду на горной выси,
22 но все вы сгинете, кенеи, подобно Каину, погубленному Господом, когда Ассирия уведёт вас в плен!»
23 И ещё сказал Валаам такие слова:
«Никто не выживет, когда Бог сделает всё это!
24 Придут от Кипра корабли и победят Ассирию и Евер, но и они сгинут!»
25 Затем Валаам встал и отправился к себе домой, Валак же пошёл своей дорогой.

Толковая Библия Лопухина

Третья и четвертая притчи Валаама об Израиле. — Притча об Амалике. — Притча о кенеях. — Притча об ассуре, евере и киттиме.

Чис 24:1. Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне.

Валаам окончательно убедился, что он может только благословлять народ Божий, а потому уже не удаляется от жертвенника для разрешения своего душевного волнения.

Чис 24:3. И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком,

«С открытым оком», т. е. с даром пророческого ясновидения.

Чис 24:4. говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его:

«Падает, но открыты глаза его», т. е.: хотя пророк (по слабости человеческой) подвержен возможности нравственного падения и (в состоянии пророческого восторга) сильному физическому расслаблению, — его умственное око не перестает прозревать волю Божию.

Чис 24:7. польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.

Символом богатства и плодородия берется вода, как непременное условие обильной и богатой растительности. Имя «Агаг» (LXX: Γώγ, слав.: Гог), по всей вероятности, было титулом амаликитских царей, подобно тому, как имена: «Авимелех» — герарских; «Фараон», «Птоломей» — египетских; «Кесарь» — римских.

Чис 24:17. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.

Чис 24:18. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Чис 24:19. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города.

Ближайшим образом и отчасти имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей же своей полноте пророчество относится Церковью ко временам Мессии.

Церковь положила настоящее пророчество паремийным чтением на праздник Рождества Христова.

По словам одной церковной песни на означенный праздник, «ныне из Иакова, якоже Валаам рече, рождается Христос; языки же господствует, и возвысится благодатию Царство Его пребывающее непременно» (троп. 5 п. кан. на Р. X.). «Волхва звездочетца Валаама гадания ныне исполняются, — говорится в другом месте, — воссия бо звезда от Иакова и настави к солнцу славы дары носящие волхвы, от Персиды цари» (троп. 3 п. кан. на Р. X.).

Чис 24:20. И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его — гибель.

Амаликитяне (Быт 14:7) — древнее ханаанское племя, кочевавшее между Египтом и Палестиной (Исх 17; Чис 13:30:14.45; 1Цар 15:7:27.8). В них можно видеть потомков Амалика, одного из сыновей Елифаза, первенца Исава от Ады (Быт 36:10:12).

Военное могущество амаликитян окончательно сокрушено было при Давиде.

Чис 24:21. И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое;

Кенеи (Быт 15:19) — древнее ханаанское племя, получившее свое название («кень» или «кин» — гнездо), быть может, от тех аулов, которые они устраивали для себя в горах обитаемых ими местностей (Властов).

Часть кенеян, через родственника Моисея Иофора, который называется кенеянином (Суд 1:16), сблизилась с евреями и поселилась в Палестине (Суд 1:16:4.11, 17). Часть сблизилась с мадианитянами и амаликитянами(1Цар 15:5−7:27.10, 30.29).

Чис 24:22. но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен.

Начало стиха очень различно в греко-слав. т. от евр.-русск., вследствие того, что LXX поняли евр. qain в смысле нариц. «гнездо», а гл. «ebaer» — в смысле собств. «Веор».

Имеется в виду или нашествие месопотамского царя Хусарсафема (Суд 3:8), или порабощение израильтян (а c ними и кенеев) ассириянами.

Чис 24:23. И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет, когда наведет сие Бог!

Слов «увидев Ога» нет в еврейском тексте (как отсутствуют они и во многих код. LXX у Гольмеса). Речь Валаама обращена к ассуру, еверу и киттиму.

Чис 24:24. придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!

«Придут корабли от Киттима и смирят Ассура». Под именем «Киттим» на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежья Средиземного моря, расположенные на запад от Палестины, как-то: Македония, Греция, Италия, с прилегающими к ним островами. В 1 кн. Мак Александр Македонский представляется пришедшим из земли Хиттим (Хеттим, Киттим); по уверению раввинов, Хиттим и Македония — одно и то же.

Таким образом, начало порабощения Ассура (собирательное имя азиатских монархий) Киттимом можно усматривать в завоевательных походах Александра Македонского (1 Мак 1.1). Впоследствии греческая гегемония на Востоке сменилась римской.

«И смирят Евера»: имеется в виду подчинение евреев греческому и римскому господству.

«Но и им гибель». Греко-римская империя (Киттим) в свой черед упала под ударами варварских народов.

Чис 24:25. И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою.

Валааму не суждено было возвратиться в свою родину. Его постигла смерть от меча евреев, как божественное возмездие (Чис 31:8) за коварный совет, данный Валаку против израильского народа (Чис 25).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.