1 Царств 8 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Когда Самуил состарился, то поставил своих сыновей судьями над Израилем.
2 Старшего сына звали Иоиль, а второго сына звали Авия. Они были судьями в Вирсавии.
3 Но сыновья Самуила жили не так, как жил их отец. Они брали взятки, тайно брали деньги и изменяли свои решения в суде.
4 Тогда собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилу в Раму.
5 Они сказали Самуилу:
«Ты состарился, а твои сыновья не живут так же праведно, как и ты. Поставь над нами царя, чтобы он правил нами, как принято у других народов».
6 Самуилу не понравилось, когда старейшины попросили его выбрать царя, чтобы тот правил над ними. Тогда Самуил стал молиться Господу,
7 и Господь ответил ему:
«Делай то, что говорит тебе народ. Они отвергли не тебя. Они отвергли Меня! Они не хотят, чтобы Я царствовал над ними!
8 Они поступают так, как поступали всегда. Я вывел их из Египта, но они оставили Меня и служили другим богам. Они и с тобой так поступают.
9 Послушай их и сделай так, как они говорят. Только предупреди их и расскажи им о власти и о правах царя, который будет править ими».
10 Тогда Самуил пересказал все слова Господа народу, который просил у него царя.
11 Он сказал:
«Вот что будет делать царь, который будет царствовать над вами: он заберёт ваших сыновей и заставит их служить себе. Он приставит их к своим колесницам и сделает их всадниками в своей армии, и они будут бежать перед его колесницами.
12 Некоторых он сделает начальниками над тысячью воинов, а некоторых — над пятьюдесятью. Царь заставит одних возделывать для него поля и собирать урожай, а других — делать воинское оружие и части к своим колесницам.
13 Царь заберёт у вас дочерей, чтобы они изготовляли для него духи, готовили кушанья и пекли хлеб.
14 Царь заберёт у вас лучшие поля, виноградники и оливковые сады и отдаст их своим слугам.
15 Он заберёт десятую часть от ваших оливковых садов и виноградников и отдаст своим слугам.
16 Царь заберёт ваших рабов и рабынь, лучший скот и ваших ослов и использует их для своих дел.
17 Он заберёт десятую часть вашего мелкого скота, и сами вы станете ему рабами.
18 Вы будете рыдать под гнётом царя, которого избрали, но Господь не ответит вам тогда».
19 Но народ не захотел слушать Самуила. Израильтяне сказали:
«Нет! Мы хотим царя, который будет царствовать над нами.
20 Тогда мы будем как другие народы. Наш царь будет судить нас и вести нас в сражениях».
21 Самуил выслушал все слова народа и пересказал их Господу.
22 И Господь ответил:
«Ты должен послушать людей! Выбери для них царя».
Тогда Самуил сказал народу Израиля:
«Хорошо, у вас будет царь! А сейчас возвращайтесь домой».

Толковая Библия Лопухина

Установление царской власти в еврейском народе.

1Цар 8:1. Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.

«Сыновей своих»: обет назорейства (см. примеч. к 1Цар 1:11) не соединялся с обязательным безбрачием давшего этот обет.

1Цар 8:3. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.

Вирсавия — город вблизи южных границ Ханаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы (см. примеч. к 1Цар 1:1) в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила (ст.3).

1Цар 8:5. и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.

Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей.

1Цар 8:6. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.

«И не понравилось слово сие Самуилу». Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т. е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа.

Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю (1Цар 8:7−8). К тому же, прося себе царя, евреи выразились: «как у прочих (т. е. языческих) народов».

Из дальнейшего, однако, мы видим, что Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого желания может и не противоречить установившейся среди евреев форме Богоправления, так как земной царь теократического государства евреев есть и должен быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного (Втор 17:14−20).

1Цар 8:9. итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.

1Цар 8:10. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя,

1Цар 8:11. и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;

1Цар 8:12. и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;

1Цар 8:13. и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;

1Цар 8:14. и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;

1Цар 8:15. и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;

1Цар 8:16. и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;

1Цар 8:17. от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;

1Цар 8:18. и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

Самуил начертал не статус власти еврейского царя, а картину обычного на востоке того времени поведения царя. Жесткие тоны этой картины должны были внушать евреям большую осторожность в задуманном ими предприятии.

1Цар 8:20. и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.

Наряду с прочими соображениями в высказанном желании народа имело себе место и побуждение, так сказать, национального самолюбия: «и мы будем как прочие народы».

1Цар 8:22. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город.

Первые два царя — Саул и Давид — были наглядным и осязательным для народа изображением того, каким не должен быть царь евреев (Саул), а каким должен быть царь евреев (Давид).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.