От Матфея 13 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → В переводе Лутковского

 
 

В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.
 
В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,

Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.
 
а около Него столпилось столь много людей, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди стояли на берегу, и, сидя в ней,

Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: «Вышел сеятель сеять,
 
Он долго проповедовал им притчами, и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять.

и когда разбрасывал семена, то одни упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их.
 
При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;

Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, так как слой земли там был неглубокий,
 
другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,

но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.
 
но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;

Другие семена упали среди колючек, которые, взойдя, заглушили ростки.
 
а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их;

Остальные семена упали на плодородную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше, чем было посеяно.
 
другие же упали на хорошую землю и дали плод: которое — во сто крат, которое — в шестьдесят, а которое — в тридцать.

Имеющий уши да услышит!»
 
Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: «Почему Ты поучаешь людей притчами?»
 
И, подойдя к Нему, ученики спросили: почему Ты проповедуешь им притчами?

Иисус ответил им: «Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.
 
Он же сказал им в ответ: потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

Так как имеющему это познание дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое знание, что ему принадлежит.
 
Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.

Вот почему Я говорю с ними притчами, потому что хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.
 
Притчами же Я проповедую потому, что они глядят, и не видят, слушают, но не слышат и не разумеют.

Так исполнится пророчество Исаии: „Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.
 
В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее: будете слышать ушами, — и не уразумеете, будете глядеть глазами, — и не увидите.

Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, чтобы Я их исцелил”.
 
Ибо сердце этих людей огрубело; они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем; не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их. (Ис 6:9−10)

А вы — Богом благословенны, так как обладаете пониманием того, что видите глазами и слышите ушами.
 
Счастливы же глаза ваши, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат.

Правду вам говорю: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали».
 
Уверяю вас: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, — и не видели, слышать то, что вы слышите, — и не слышали.

«Послушайте же толкование притчи о сеятеле.
 
Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.

Семя, которое упало возле дороги, означает того, кто слышит слово о Царстве Божьем, но не понимает его. Тогда появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека.
 
Ко всякому, кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное близ дороги;

Семя, которое попало на каменистую почву, означает того, кто, услышав слово, тотчас же с радостью принимает его.
 
посеянное же на каменистой почве означает того, кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его,

Но так как человек не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это продолжается недолго. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.
 
но, будучи сам по себе безволен и непостоянен,73 когда наступает гонение или преследование за слово, тотчас отрекается от него;

Семя, которое упало среди колючек, означает того, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плодов.
 
а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово, но в котором жизненные заботы или соблазны богатства подавляют слово, и оно остается бесплодным;

Зерно, которое попало в плодородную землю, означает того, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного».
 
посеянное же на хорошей земле означает того, кто слушает слово, внимает ему, и оно приносит плод: у кого во сто крат, у кого — в шестьдесят, а у кого — в тридцать.

Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.
 
Тогда же Он поведал народу другую притчу: Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.

Ночью, когда все спали, прокрался враг и, посеяв сорняки среди пшеницы, ушёл.
 
А когда все люди спали, пришёл враг его, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.

И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.
 
Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда появились и плевелы.

Слуги пришли к владельцу земли и сказали: „Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?”
 
Рабы же хозяина, пришли и спросили у него: господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?

А он им сказал: „Кто-то из моих врагов сделал это”. Тогда слуги предложили: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?”
 
Он же ответил им: враг людей сделал это. А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их.

Господин ответил: „Нет, не хочу, потому что вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.
 
Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу.

Пусть растут и те, и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: „Сначала сожните сорняки, свяжите их в снопы и сожгите, а зерно соберите в мою житницу”».
 
Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою.

Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своём поле.
 
Другую притчу Он поведал им: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем;

Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях».
 
будучи наименьшим из всех семян, оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево, так что прилетают птицы небесные и вьют гнезда в ветвях его.

И рассказал им Иисус ещё одну притчу: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить».
 
И рассказал им другую притчу: Царство Небесное подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось всё.

Иисус всё это говорил народу притчами. Он вообще не говорил иначе как притчами,
 
Такими вот притчами Иисус проповедовал народу, и, кроме притч, ничего не говорил им,

во исполнение сказанного через пророка: «Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира».
 
во исполнение сказанного пророком: для притч отверзу уста мои, открою утаенное от создания мира. (Пс 77:2)1

Затем Иисус отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».
 
А когда, оставив народ, Иисус пришёл домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле.

Он ответил: «Тот, кто посеял хорошее семя, — Сын Человеческий.
 
Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;

Поле — это мир. Хорошее семя — это те, кто принадлежат Царству Божьему. Сорняки же — это те, кто принадлежат лукавому.
 
поле — это мир, хорошие семена — это сыновья Царства, а плевелы — сыновья лукавого;

Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — Ангелы.
 
враг, посеявший их, — это диавол, жатва — конец века сего, а жнецы — это ангелы.

И, подобно тому как сорняки выдёргивают и сжигают в огне, так будет и при конце света.
 
Подобно тому, как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего:

Сын Человеческий пошлёт Своих Ангелов, и из Его Царства они соберут всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,
 
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония

и бросят их в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

И воссияют праведники подобно солнцу в Царстве их Отца. Имеющий уши да услышит!»
 
Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

«Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел, и купил это поле.
 
Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле, найдя которые, человек утаил это, и от радости пошёл и продал всё, что имел, и купил поле то.

Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.
 
Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;

Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл и продал всё, что имел, и купил её».
 
найдя одну драгоценную жемчужину, он отправился и продал всё, что имел, и купил её.

«Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.
 
Ещё подобно Царство Небесное неводу, которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб,

Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
и, когда он наполнился, вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили вон.

Так будет и когда наступит конец света. Явятся Ангелы и отделят грешных людей от праведников,
 
Так будет и в конце века сего: сойдут (с небес) ангелы и, отделив грешников от праведников,

и бросят плохих людей в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли».
 
ввергнут грешников в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

Иисус спросил Своих учеников: «Понимаете ли вы всё это?» Они ответили Ему: «Да».
 
И спросил их: уразумели ли вы всё это? Они ответили Ему: да, Господи.

Тогда Иисус сказал им: «Поэтому каждый законоучитель, который научился Царству Небесному, сможет поделиться этими знаниями с другими. Он подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи».
 
Он же сказал им: если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда
 
Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.

и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить в синагоге, и все удивлялись и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса?
 
Придя в Свой родной город,2 Он стал проповедовать в местной синагоге, а все спрашивали в изумлении: о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)?

Разве Этот Человек не сын плотника? Разве Его мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?
 
Разве Он не сын плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

И разве не здесь, среди нас, Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
И разве все сестры Его не живут у нас? Откуда же у Него всё это?

И они не захотели признать Его. Тогда Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме».
 
И негодовали на Него. Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка, но только в отечестве его и в доме его.

И Он не совершил там много чудес, так как не было у них веры.
 
И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[13.1] досл.: «но не имея корня в себе и будучи непостоянен».
[13.2] вторая половина пророчества дана автором в свободном переводе (возможно, в таких случаях автор просто цитировал по памяти, не сверяясь с подлинником).
[13.3] родной город — Назарет.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.