От Луки 4 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → В переводе Лутковского

 
 

Иисус, исполненный Духа Святого и ведомый им, вернулся с берегов Иордана в пустыню
 
И вот, исполненный Духа Святого, Иисус удалился за Иордан и был послан Духом в пустыню,

и провёл там сорок дней, искушаемый дьяволом. Всё это время Он постился, и по окончании этих дней Он был очень голоден.
 
где сорок дней диавол искушал Его. Иисус же ничего не ел в эти дни и по прошествии их почувствовал сильный голод.

И сказал Ему дьявол: «Если Ты Сын Божий, то вели, чтобы этот камень превратился в хлеб».
 
Диавол же сказал Ему: если Ты — Сын Божий, повели этому камню стать хлебом.

Иисус ответил: «В Писаниях говорится: „Не одним хлебом живёт человек”».
 
И сказал Иисус ему в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но каждое слово Божье. (Втор 8:3)

Тогда дьявол показал Иисусу в мгновение все царства земные
 
И, вознеся Его на высокую гору, диавол в одно мгновение показал Ему все царства мира

и сказал Ему: «Я дарую Тебе все эти царства с их властью и славой, так как они отданы мне, и я могу даровать их кому пожелаю.
 
и сказал Ему: все богатства их я могу дать Тебе и полную власть над ними, потому что она мне передана, и я кому хочу, тому и даю её.

Если станешь поклоняться мне, все это будет Твоё».
 
Итак, если Ты воздашь поклонение мне, всё это будет Твоим.

И ответил ему Иисус: «В Писаниях сказано: „Поклоняться будешь только Господу, Богу твоему, и служить будешь только Ему”».
 
В ответ Иисус сказал ему: написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор 5:9; Втор 6:13)

Тогда дьявол повёл Иисуса в Иерусалим, поставил Его на самой высокой башне храма и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, то прыгни отсюда вниз,
 
Тогда диавол перенес Его в Иерусалим и, поставив на крыше храма, говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься отсюда вниз;

потому что в Писаниях сказано: „Бог повелит Своим Ангелам охранять Тебя”.
 
ведь написано же: Он поручит ангелам Своим охранять Тебя,

И ещё: „И на руках понесут Тебя, чтобы нога Твоя не коснулась камня”».
 
и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс 90:11−12)

И ответил Иисус: «Но в Писаниях также сказано: „Не искушай Господа Бога твоего”».
 
В ответ сказал ему Иисус: сказано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор 6:16)

Тогда дьявол прекратил искушать Иисуса и ушёл прочь в ожидании более удобного случая.
 
На этом окончились все искушения, и диавол на некоторое время оставил Его.

Исполненный силы Святого Духа, Иисус возвратился в Галилею, и молва о Нём пошла по всей стране.
 
Иисус же возвратился, исполненный могуществом Духа, и молва о Нём разнеслась по всем окрестностям Галилеи,

И стал Он учить в синагогах, и все прославляли Его.
 
где Он проповедовал в синагогах, и все прославляли Его.

Иисус пришёл в Назарет, в город, где вырос. В субботний день Он пошёл, по Своему обыкновению, в синагогу и встал, чтобы читать Писания перед присутствующими.
 
И отправился Он в Назарет, город, где Он вырос; в субботу по обыкновению Своему Он пришёл в синагогу и встал, чтобы читать Писание.

Ему дали книгу пророка Исаии, и, открыв книгу, Он нашёл место, где было написано:
 
Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, отыскал то место, где было написано:

«Дух Господний на мне, потому что он избрал меня, чтобы благовествовать нищим. Он послал меня объявить свободу пленным, возвратить зрение слепым, отпустить измученных на свободу,
 
на Мне пребывает Дух Господень, Которым Он осенил Меня; Он послал Меня благовествовать бедным, утешать сокрушенных сердцем, возвещать пленным о возвращении и узникам — об освобождении, отпускать порабощенных на волю,

и возвестить время милости Господней».
 
возвещать о благоприятном времени Господнем. (Ис 61:1-2; Ис 58:6)

Потом Иисус закрыл книгу и отдал её служителю. Он сел, и глаза всех людей в синагоге были устремлены на Него.
 
Закрыв книгу, Он отдал её служителю и сел; глаза же у всех в синагоге были обращены на Него.

Он начал говорить им: «Сегодня сказанное в Писаниях свершилось пред вами».
 
И стал Он говорить им о том, что именно теперь исполнилось все, услышанное ими в этом Писании.

Иисус снискал всеобщее одобрение, и все были поражены Его красноречием, и спрашивали: «Не Сын ли это Иосифа?»
 
Все соглашались с Ним, однако, удивляясь словам о благодати, которая исходит из уст Его, спрашивали: не сын ли Он Иосифа?

Он ответил: «Конечно, вы скажете Мне, как гласит пословица: „Врач, исцели самого себя”. Вы хотите сказать: „Мы слышали о том, что произошло в Капернауме. Сотвори же здесь, в Твоём родном городе, то же самое”».
 
Он же сказал им: вы, конечно, можете ответить Мне известной пословицей: Врач, вылечи Себя Самого; и сказать: сотвори же здесь, в отечестве Своем, то, что, как мы услышали, было совершено Тобою в Капернауме.

Он продолжил: «Воистину не принимают пророка в родном городе.
 
И сказал Он: уверяю вас: нет такого пророка, который был бы принят в отечестве своем.

Правду вам говорю: множество вдов было в Израиле в дни Илии, когда не было дождя три с половиной года и страшный голод царил в стране.
 
И ещё скажу вам: воистину много вдов1 было в Израиле во времена Илии, когда три года и шесть месяцев небо не давало дождя и наступил великий голод на всей земле,

И ни к кому из них не был послан Илия, кроме как к одной вдове из Сарепты, в Сидоне.
 
но ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую;

И было множество прокажённых в Израиле во времена пророка Елисея, но никто из них не очистился от язв, кроме сирийца Неемана».
 
и много прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, но ни один из них не был очищен (от проказы), а только Нееман сириец.

Все люди, присутствовавшие в синагоге и слышавшие эти слова, пришли в ярость.
 
Услышав это, все пришли в ярость;

Поднявшись, они изгнали Иисуса из города и привели на склон горы, на которой стоял их город, чтобы сбросить Его с утёса.
 
выйдя из синагоги, они вывели Иисуса за город и, поднявшись на гору, около которой был основан их город, хотели сбросить Его с обрыва,

Но Иисус прошёл сквозь толпу и отправился Своей дорогой.
 
но Он, (невидимо) пройдя среди них, удалился оттуда.

Иисус направился в Капернаум, город в Галилее, и в субботний день Он учил народ.
 
И пришёл Он в Капернаум, один из городов Галилеи, и стал по субботам проповедовать (в синагоге).2

Все удивлялись Его учению, потому что Иисус говорил с властью.
 
И поражались все учению Его, потому что речь Его казалась вдохновленной свыше.

В синагоге находился человек, одержимый нечистым духом. Он громко закричал:
 
И пришёл в синагогу человек, одержимый духом нечистым, то есть бесом, и вскричал во весь голос:

«Иисус из Назарета! Чего Ты хочешь от нас? Зачем Ты явился сюда, чтобы погубить нас? Я знаю, кто Ты такой — Святой Божий!»
 
ну что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Пришёл погубить нас? Знаю, кто Ты — Святой Божий!

Но Иисус велел нечистому духу замолчать. Иисус сказал: «Замолчи и выйди из этого человека!» И тогда нечистый дух поверг того человека наземь перед толпой и вышел из него, не причинив ему никакого вреда.
 
Но Иисус повелел ему: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув одержимого посреди синагоги, незамедлительно вышел из него.

Все видевшие это были потрясены случившимся и обсуждали это между собой: «Что это значит? Он разговаривает с нечистыми духами, приказывает им Своей властью, и они выходят».
 
Все пришли в изумление и стали спрашивать друг у друга: кто Он такой, что может с властью приказывать духам нечистым, и те выходят?

И весть об Иисусе распространилась по всей округе.
 
И разошлась молва о Нём по всем окрестным селениям.

Иисус покинул синагогу и отправился в дом к Симону. Тёща Симона лежала в горячке, и Его попросили помочь ей.
 
Выйдя из синагоги, Он пришёл в дом Симона; теща же Симона была охвачена огнем лихорадки, и Ему сказали о ней.

Стоя над ней, Иисус приказал, и горячка покинула её тело, и женщина тут же поднялась и стала им прислуживать.
 
Встав перед нею, Иисус повелел, чтобы недуг оставил её, и она сразу же поднялась и стала прислуживать им.

К заходу солнца люди привели или принесли к Иисусу страдающих различными болезнями, и, возложив на них руки, Он исцелил их.
 
А когда зашло солнце, привели к Нему всех, кто страдал от различных болезней, и Он, возлагая на каждого из них руки Свои, исцелил их.

Из многих больных вышли бесы, восклицая: «Ты — Сын Божий!» Но Он запрещал им говорить, потому что они знали, что Он — Христос.
 
Из многих же выходили бесы, крича: Ты — Сын Божий! Но Он запрещал им разглашать, что Он — Христос и что они знают об этом.

С наступлением дня Иисус удалился в уединённое место, но множество народа искало Его. Когда люди нашли Иисуса, то попытались воспрепятствовать Его уходу.
 
А на рассвете Он вышел и удалился в пустынное место. Между тем все люди искали Его, и когда нашли, стали упрашивать Его, чтобы Он не уходил от них.

Но Иисус сказал им: «Я должен нести Благую Весть о Царстве Божьем и в другие города, потому что Я был послан именно для этого».
 
Он же сказал им: и в других городах Я должен благовествовать о Царстве Божьем, потому что для этого Я и послан.

Иисус продолжал проповедовать в синагогах Иудеи.
 
И отправился Он проповедовать в синагогах Галилеи.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[4.1] вдова в Сарепте Сидонской, Нееман сириец — язычники. Именно этим обстоятельством вызвана ярость «правоверных» иудеев, считавших лишь себя избранниками Божьими. (См. 3 Цар. 17.9; 4 Цар. 5.8 — 14).
[4.2] Обращаясь к тексту первых трех с половиной глав Ев. Луки, даже неспециалист отметит резкое отличие этой части Евангелия от остального текста (обилие ветхозаветных цитат, усложненность стилистики, поэтичность, обостренное чувство хронологической точности и т.п.). Вероятно, на стыке 4 -5-й глав автор стал использовать тексты Ев. Матфея и Марка, по неизвестной причине не очень заботясь о сглаживании «острых углов». Так, из контекста 4.31 видно, что здесь говорится о первом посещении Капернаума, однако в 4.23 сказано, что Иисус уже был в Капернауме и совершил там какие-то чудеса, о чем Он и поведал в назаретской синагоге; в 4.38 Иисус приходит в дом Симона Петра, где исцеленная теща Симона стала прислуживать «им», то есть Иисусу с учениками, тогда как знакомство с Симоном и призвание учеников описано лишь в следующей, пятой главе.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.