От Матфея 13 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Учебной Библии МакАртура

Библейской Лиги ERV

1 В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.
2 Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.
3 Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал:
«Вышел сеятель сеять,
4 и когда разбрасывал семена, то одни упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их.
5 Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, так как слой земли там был неглубокий,
6 но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.
7 Другие семена упали среди колючек, которые, взойдя, заглушили ростки.
8 Остальные семена упали на плодородную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше, чем было посеяно.
9 Имеющий уши да услышит!»
10 Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили:
«Почему Ты поучаешь людей притчами?»
11 Иисус ответил им:
«Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.
12 Так как имеющему это познание дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое знание, что ему принадлежит.
13 Вот почему Я говорю с ними притчами, потому что хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.
14 Так исполнится пророчество Исаии:
„Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.
15 Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, чтобы Я их исцелил”.
16 А вы — Богом благословенны, так как обладаете пониманием того, что видите глазами и слышите ушами.
17 Правду вам говорю: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали».
18 «Послушайте же толкование притчи о сеятеле.
19 Семя, которое упало возле дороги, означает того, кто слышит слово о Царстве Божьем, но не понимает его. Тогда появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека.
20 Семя, которое попало на каменистую почву, означает того, кто, услышав слово, тотчас же с радостью принимает его.
21 Но так как человек не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это продолжается недолго. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.
22 Семя, которое упало среди колючек, означает того, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плодов.
23 Зерно, которое попало в плодородную землю, означает того, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного».
24 Иисус рассказал им другую притчу:
«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.
25 Ночью, когда все спали, прокрался враг и, посеяв сорняки среди пшеницы, ушёл.
26 И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.
27 Слуги пришли к владельцу земли и сказали: „Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?”
28 А он им сказал: „Кто-то из моих врагов сделал это”. Тогда слуги предложили: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?”
29 Господин ответил: „Нет, не хочу, потому что вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.
30 Пусть растут и те, и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: „Сначала сожните сорняки, свяжите их в снопы и сожгите, а зерно соберите в мою житницу”».
31 Иисус рассказал им другую притчу:
«Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своём поле.
32 Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях».
33 И рассказал им Иисус ещё одну притчу:
«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить».
34 Иисус всё это говорил народу притчами. Он вообще не говорил иначе как притчами,
35 во исполнение сказанного через пророка: «Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира».
36 Затем Иисус отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали:
«Объясни нам притчу о сорняках в поле».
37 Он ответил:
«Тот, кто посеял хорошее семя, — Сын Человеческий.
38 Поле — это мир. Хорошее семя — это те, кто принадлежат Царству Божьему. Сорняки же — это те, кто принадлежат лукавому.
39 Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — Ангелы.
40 И, подобно тому как сорняки выдёргивают и сжигают в огне, так будет и при конце света.
41 Сын Человеческий пошлёт Своих Ангелов, и из Его Царства они соберут всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,
42 и бросят их в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли.
43 И воссияют праведники подобно солнцу в Царстве их Отца. Имеющий уши да услышит!»
44 «Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел, и купил это поле.
45 Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.
46 Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл и продал всё, что имел, и купил её».
47 «Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.
48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
49 Так будет и когда наступит конец света. Явятся Ангелы и отделят грешных людей от праведников,
50 и бросят плохих людей в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли».
51 Иисус спросил Своих учеников:
«Понимаете ли вы всё это?»
Они ответили Ему:
«Да».
52 Тогда Иисус сказал им:
«Поэтому каждый законоучитель, который научился Царству Небесному, сможет поделиться этими знаниями с другими. Он подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи».
53 Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда
54 и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить в синагоге, и все удивлялись и спрашивали:
«Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса?
55 Разве Этот Человек не сын плотника? Разве Его мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?
56 И разве не здесь, среди нас, Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
57 И они не захотели признать Его. Тогда Иисус сказал им:
«Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме».
58 И Он не совершил там много чудес, так как не было у них веры.

Учебной Библии МакАртура

13:1−52 Это третья из наиболее важных проповедей записанных в Евангелии от Матфея (См. во Введении: Исторические и теологические темы).

13:3 притчами Притчи были обычной формой учения для иудаизма. В греческом, в Септуагинте, слово «притча» встречается 45 раз. Притча — это длинная аналогия, часто облеченная в форму рассказа. До этого момента Своего служения Иисус использовал много выразительных сравнений (ср. 5:13−16), но их смысл был предельно ясен в контексте Его учения. Притчи требовали толкования (ср. ст. 36), и Иисус использовал их для того, чтобы скрыть истину от неверующих, делая ее в то же время понятной для учеников (ст. 11, 12). Если вспомнить служение Иисуса в Галилее, то мы увидим, что Он не говорил с народом иначе, как притчами (ст. 34). Затемнение Иисусом истины для неверующих было одновременно и судом и актом милосердия. Судом это было, потому что Он держал их в темноте, которую они любили (ср. Ин 3:19), но это было и актом милосердия, так как они уже отвергли свет и большее открытие правды только усилило бы их осуждение. См. пояснение к ст. 13.

13:4 при дороге Поля окаймляли вытоптанные прохожими и выжженные солнцем дороги.

13:5 места каменистые Каменистая основа, покрытая очень тонким слоем почвы. Снаружи она выглядит плодородной, но на самом деле слой почвы слишком тонок, чтобы поддерживать корневую систему растений, а каменистое основание не пропускает воду (ст. 21).

13:7 терние Сорная трава, чьи корни все еще оставались в земле после того, как она была вспахана.

13:11 вам дано Здесь Иисус ясно подтверждает, что, с одной стороны, способность понимать истину — это милостивый дар Бога, дающийся свыше лишь избранным (ст. 11). С другой стороны, его лишены, им обойдены нечестивые. Они пожинают естественный плод своего неверия и непослушания — духовную слепоту (ст. 13).
тайны Царствия Небесного Тайны — это истины, которые были в прошлом сокрыты от всех и открылись в Новом Завете. См. пояснения к 1Кор 2:7; 1Кор 4:1; Еф 3:4−5. Многие специфические доктрины Нового Завета называются «тайнами» (например, Рим 11:25; 1Кор 15:51; Еф 5:32; 6:19; Кол 1:26−27; 2Фес 2:7; 1Тим 3:9, 16).

13:13 видя не видят Здесь, скорее всего, Матфей предполагает, что причиной их собственного неверия является духовная слепота. Тем не менее Лк 8:10 подчеркивает инициативу Бога в сокрытии истины от этих неверующих («а прочим в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют» — ср. Ис 6:9). Конечно же, и то и другое верно. Однако мы не должны думать, что Бог ослепляет их, потому что испытывает радость от их гибели (ср. Иез 33:11; см. пояснение к 23:37). Это ослепление можно рассматривать как акт милосердия, совершаемый для того, чтобы не увеличивать их осуждение (см. пояснение к ст. 3).

13:14−15 Цитаты из Ис 6:9−10 (см. пояснения там же).

13:17 многие… желали видеть Ср. Ин 8:56; 1Пет 1:9−12.

13:19 слово о Царствии Проповедь о том, как войти в Царствие Небесное, в число спасенных, т.е. Евангелие (ср. «слово примирения» в 2Кор 5:19).
лукавый Это сатана. Ср. 1Ин 5:19. Благая весть никогда не проникает в глубину этих душ и поэтому исчезает с поверхности их разума — таким образом враг похищает ее.

13:20 местах каменистых Некоторые люди совершают очень эмоциональное, поверхностное покаяние, но оно не настоящее. Они остаются заинтересованными до тех пор, пока не нужно чем-то жертвовать, а затем отвергают Христа. См. пояснение к 1Ин 2:19.

13:22 посеянное в тернии Эти люди обращаются ко Христу, но не совершают настоящего покаяния. Они не могут расстаться с любовью к деньгам и миру (Иак 4:4; 1Ин 1:15−17; см. пояснения к 19:16−22).

13:23 доброй земле Как есть три типа почв без плода, а значит и без спасения, так есть три типа хороших плодородных почв. Не все верующие одинаково плодоносны, но приносят плод все (ср. 7:16; Ин 15:8).

13:25 плевелы Возможно, это плевел — тип сорняка, который очень сложно отличить от пшеницы, пока его головка не созреет вполне. В сельском хозяйстве посев плевелов на чьем-либо поле был способом, которым пользовались враги, чтобы полностью уничтожить чьи-либо средства к существованию. Этот пример иллюстрирует попытки сатаны обмануть Церковь путем смешивания своих детей с Божьими, делая иногда невозможным для верующих отличать ложь от истины. Эта притча объясняется в ст. 36−43.

13:32 деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его Растения горчицы, которые растут в Палестине, иногда достигают 15 футов (4,5 м) в высоту — таких размеров достаточно для того, чтобы птицы могли гнездиться на дереве. И это, несомненно, ссылка на некоторые места Ветхого Завета, включая Иез 17:23; Иез 31:6; Дан 4:21, — места, в которых предсказано включение язычников в Царствие Небесное.

13:33 Царство Небесное подобно закваске Здесь Царство Небесное сравнивается с дрожжами. Оно незаметно увеличивается в размерах и пропитывает все, с чем оно соприкасается. Урок, который можно извлечь из этой притчи, такой же, как и в притче о горчичном зерне. Некоторые толкователи предполагают, что закваска почти всегда символизирует в Библии зло (см. пояснение к Мк 8:15) и в этом месте она тоже должна быть связана со злом. Они считают, что закваска — это какое-то влияние зла внутри Царствия Небесного. Но такое понимание искажает слова Иисуса и не соответствует контексту, где Иисус неоднократно описывает Царство Божие как проникающее воздействие.

13:34 и без притчи не говорил им На притяжении всего дальнейшего служения Иисуса в Галилее Его учение состояло только из притчей.

13:35 реченное чрез пророка Пророк в данном случае — это псалмопевец. См. Пс 77:2.

13:37 сеющий Истинным сеятелем семени спасения является Сам Господь. Только Он может дать силу для изменения сердца. Он — Единственный, Который спасает грешников, а вовсе не проповеди и свидетельство верующих (Рим 10:14).

13:43 воссияют, как солнце Ср. Дан 12:3. Верующие уже сияют, так как они имеют Духа Христа и чудную весть о спасении (5:16; 2Кор 4:3−7). Мы воссияем еще больше во славе Царства Христа и вечных небес (Рим 8:16−23; Флп 3:20−21; Откр 19:7−9).

13:44−46 Эти две притчи имеют сходный смысл. Обе изображают спасение, как нечто сокрытое от большинства людей (см. пояснение к ст. 11), но настолько ценное, что люди, которым оно открылось, готовы отдать все, что они имеют, чтобы обладать им.

13:47 неводу Иногда рыбу ловили большой специально утяжеленной сетью, которую тащили по дну озера. Когда такую сеть вытаскивали, ее содержимое нужно было отсортировать. Также и на земле, среди людей, считающих себя верующими, есть и «хорошее» и «худое», которое будет «отсортировано» на суде.

13:49 Ангелы Они служат Богу во время суда (ст. 41; 2Фес 1:7−10).

13:52 выносит из сокровищницы своей новое и старое Ученики не должны были отвергать старое ради нового. Скорее то, что они почерпнули из притчей Иисуса, должно было восприниматься в свете старых истин и наоборот.

13:54 отечество Свое Т.е. Назарет.

13:55 братья Его См. пояснение к 12:46. Тот факт, что Иосиф не упоминается ни в одном из этих мест, скорее всего говорит о том, что он уже умер.

13:57 пророк… в доме своем Эта древняя пословица созвучна современному высказыванию «чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь». Они слишком хорошо знали Иисуса мальчиком и молодым человеком из своего города — из этого они заключили, что Он не представлял из Себя ничего особенного. Стих 58 описывает печальный результат такого отношения (ср. Мк 6:4).

13:58 И не совершил там многих чудес См. пояснение к Мк 6:5.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.