От Матфея 22 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Учебной Библии МакАртура

Библейской Лиги ERV

1 И опять Иисус стал говорить им притчами. Он сказал:
2 «Царство Небесное подобно царю, устроившему свадебный пир для своего сына.
3 Он послал слуг созвать гостей на пир, но те не захотели прийти.
4 И снова он послал слуг с таким наказом к тем, кого он пригласил: „Послушайте, всё приготовлено для пира: заколоты откормленные телята и быки — всё готово. Приходите на свадебный пир”.
5 Но те, кого они приглашали, не послушали их и разошлись по своим делам. Один пошёл работать в поле, другой пошёл в свою лавку,
6 прочие же схватили царских слуг и избили их до смерти.
7 Царь рассердился. Он послал своих солдат, и те умертвили убийц, и сожгли их город.
8 Тогда царь сказал своим слугам: „Все готово для свадебного пира, но те, кого пригласили, оказались недостойны.
9 Так пойдите же на все перекрёстки и зазывайте всех прохожих ко мне на пир”.
10 Тогда слуги вышли на улицу и созвали всех людей, которых смогли найти: хороших и плохих — и пиршественный зал наполнился гостями.
11 Царь вышел посмотреть на своих гостей и увидел среди них человека в одежде, не подходящей для праздника.
12 Царь сказал ему: „Друг, как же ты попал сюда не в свадебной одежде?” Тот молчал.
13 Тогда царь приказал своим слугам: „Свяжите его по рукам и ногам и бросьте во тьму бесконечную, где рыдают и скрежещут зубами от нестерпимой боли”.
14 Так как много званых, но мало избранных».
15 Тогда фарисеи вышли и стали совещаться о том, как бы поймать Иисуса на слове.
16 Они послали к Нему своих учеников вместе с иродианами. Ученики сказали:
«Учитель, мы знаем, что Ты правдив, что истинно учишь пути Божьему и Тебя не заботит то, что скажут о Тебе другие, потому что Ты беспристрастен.
17 Скажи нам, как Тебе кажется, правильно ли платить налоги цезарю или нет?»
18 Иисус знал об их лукавых намерениях и потому сказал:
«Лицемеры! Почему вы стараетесь поймать Меня на слове?
19 Покажите Мне монету, которой платите налоги».
Ему принесли динарий.
20 Тогда Он спросил их:
«Чьё на нём изображение и чьё имя?»
21 Они ответили:
«Цезаря».
И тогда Иисус сказал им:
«Так отдайте цезарю цезарево, а Богу — Божье».
22 Услышав это, они удивились. Затем они оставили Его и ушли прочь.
23 В тот же день к Иисусу пришли саддукеи, которые утверждают, что нет воскресения из мёртвых. Они задали Ему такой вопрос:
24 «Учитель, Моисей учил, что если человек умрёт бездетным, то его брат, как самый близкий родственник, должен жениться на его вдове и иметь с ней детей для продолжения рода своего умершего брата.
25 Среди нас жило семеро братьев. Первый из них женился, а потом умер, и так как у него не было детей, его вдову взял себе в жёны другой брат.
26 То же самое случилось и со вторым, и с третьим братом, и так умерли все семеро братьев,
27 а последней умерла и женщина.
28 И вот мы хотим спросить: в будущей жизни, после воскресения, кому из семерых она будет женой? Ведь все они жили с ней».
29 В ответ Иисус сказал им:
«Заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни силы Божьей.
30 В будущей жизни люди не будут ни жениться, ни выходить замуж. Вместо того они будут подобны Ангелам на небе.
31 Что же касается воскресения из мёртвых, то разве не читали вы, что сказал Бог на благо вам? Он сказал:
32 „Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”. Он — Бог не мёртвых, а живых».
33 И народ, услышав это, дивился Его учению.
34 Когда фарисеи услышали, как Иисус поставил саддукеев в тупик Своим ответом, то они собрались все вместе.
35 Один из них, знаток Закона Моисея, испытывая Иисуса, спросил Его:
36 «Учитель, какая самая важная заповедь в законе?»
37 Иисус ответил ему:
« „Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим”.
38 Это — первая и самая важная заповедь.
39 Есть вторая заповедь, похожая на эту: „Люби ближнего своего, как самого себя”.
40 Весь закон и все учения пророков основываются на этих двух заповедях».
41 Тогда Иисус спросил собравшихся вместе фарисеев:
42 «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?»
Они ответили:
«Сын Давида».
43 Иисус сказал им:
«Как же это Давид, вдохновлённый Духом, называл Его Господом, говоря:
44 „Господь Бог сказал Господу Моему: Сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим”?
45 Так если Давид называл Христа Господом, как же Он может быть Сыном Давида?»
46 Но никто не смог ответить Иисусу, и с того дня никто уже ни о чём не осмеливался Его больше спрашивать.

Учебной Библии МакАртура

22:2 царю, который сделал брачный пир Иисус рассказал в Лк 14:16−23 похожую, но все же отличающуюся притчу. Здесь брачный пир, устроенный для сына царя, вызвал пренебрежение (ст. 6) и безразличие (ст. 5) приглашенных больше из-за их личного пренебрежения к царю. Кроме того, они унизили и убили царских посланников — это немыслимое оскорбление царского великодушия.

22:4 Опять послал других рабов Эти слова показывают великодушие и терпение Бога по отношению к тем, кто умышленно и с презрением отверг Его. Он продолжает приглашать на брачный пир даже после того, как Его милосердие было отвергнуто и попрано.

22:7 разгневался Его безграничное терпение кончилось, и Он судит их.
сжег город их Суд, который описал Иисус, предвосхитил разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Даже мощный каменный храм сгорел дотла во время пожара, произошедшего тогда. См. пояснения к 23:36; 24:2; Лк 19:43.

22:9 всех, кого найдете, зовите на брачный пир Это место иллюстрирует доступность Евангелия для всех без исключения (ср. Откр 22:17).

22:11 брачную одежду Все без исключения были приглашены на праздник, поэтому этот человек не должен рассматриваться как простой нарушитель праздничного обычая. Фактически все гости были приглашены с «дорог», и поэтому никто из них не мог прийти в надлежащей одежде. Этим подразумевается, что брачные одежды для гостей давал сам царь, поэтому то, что на этом человеке не было надлежащего наряда, говорит, что он умышленно отверг брачную одежду, великодушно предоставленную ему царем. Эта обида для царя была большей, нежели то оскорбление, которое нанесли ему люди, вообще отказавшиеся прийти, так как он совершил эту дерзость в непосредственном присутствии царя. По-видимому, это образ тех, кто отождествляет себя с Царствием лишь для вида, кто претендует на то, чтобы называться христианами, но принадлежит к церкви чисто номинально и всё ещё отвергает одежды праведности, предлагаемые Христом (ср. Ис 61:10), желая достичь своей собственной праведности (ср. Рим 10:3; Флп 3:8−9). Не желая признать свою духовную несостоятельность (см. пояснение к 5:3), они отказываются принять лучшие одежды, которые им милостиво предлагает Царь, — и, таким образом, они виновны в совершении ужасного греха против Его доброты.

22:12 Он же молчал Т.е. не имел оправдания.

22:13 тьму внешнюю Это тьма, наиболее удаленная от света, т.е. тьма за пределами дома.
плач и скрежет зубов Это говорит о безутешном горе и вечном мучении. Иисус обычно использовал такие слова для описания ада (ср. 13:42, 50; 24:51).

22:14 много званых, а мало избранных Призыв, о котором говорится здесь, иногда относят к «всеобщему призыву» — призыву к вере и покаянию, являющемуся неотъемлемой частью Евангелия. Этот призыв адресован всем, кто слышит благую весть. «Много» тех, кто слышит его, но «мало» тех, кто откликается на него (см. сравнение «много-мало» в 7:13−14). Те, кто внимает этому призыву, являются «избранными». В посланиях Павла слово «призыв» обычно обозначает неотразимый призыв Бога, относящийся только к избранным (Рим 8:30). Также такой призыв называют «действенным» (или «внутренним зовом»). Действенный призыв является сверхъестественным способом, которым действует Бог. О нем говорит Иисус в Ин 6:44. Здесь мы видим всеобщий призыв, и он обращен ко всем, кто слышит проповедь Евангелия, — в этом проявляется великая доступность Евангелия для каждого (ср. Откр 22:17). Таким образом, здесь присутствует соответствующий баланс между ответственностью человека и Божьим владычеством: те «званые», которые отвергают приглашение, делают это сознательно, по своей воле, и потому их исключение из Царствия Божьего совершенно справедливо. «Избранные» входят в Царствие Божие только потому, что Бог по Своей милости избрал их и привлек к Себе.

22:16 иродианами Партия иудеев, которые поддерживали опирающуюся на римлян династию Ирода. Иродиане были не религиозной партией, как фарисеи, а политической. Возможно, большинство их партии составляли саддукеи (включая правителей храма). В противоположность им, фарисеи ненавидели римлян и власть Ирода. Тот факт, что эти две группы будут сотрудничать друг с другом, чтобы схватить Иисуса, говорит о том, какую большую угрозу для себя они видели в Нем. Сам Ирод хотел смерти Иисуса (Лк 13:31), и фарисеи уже составляли заговор, чтобы убить Его (Ин 11:53). Таким образом, они объединили свои усилия для достижения общей цели.

22:17 позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Имелся в виду подушный налог — ежегодная плата в размере одного динария (см. пояснение к ст. 19) с одного человека. Такие «подати» были частью установленного Римом налогообложения. С того времени, как эти деньги стали использоваться для финансирования оккупационной армии, люди стали ненавидеть все римские налоги. Но подушный налог был особенно ненавидим, так как через это подразумевалось, что римляне владели даже людьми, в то время как иудеи считали себя и свой народ собственностью Бога. По этой причине вопрос о подушном налоге, заданный Христу иродианами, был особенно важен. Если бы он ответил на этот вопрос «нет», то иродиане обвинили бы Его в измене Риму. Если бы Он сказал «да», то фарисеи обвинили бы Его в измене иудейскому народу и Он потерял бы поддержку народных масс.

22:19 динарий См. пояснения к Мк 12:16. Серебряная монета, эквивалент дневного заработка римского солдата. Монеты чеканились по приказу императора, так как только он имел право издавать серебряные или золотые монеты. «Динарий» времен Иисуса был отчеканен Тиберием. На одной стороне находилось изображение его лица; на второй была гравюра, где он был изображен сидящим на своем троне в священнических одеждах. Иудеи считали такие изображения идолопоклонническими, запрещенными второй заповедью (Исх 20:4), что делало этот налог и эти монеты вдвойне оскорбительными.

22:21 кесарево… Божие Изображение кесаря отчеканено на монете; Божий образ запечатлен в человеке (Быт 1:26−27). Христиане должны «отдавать» послушание кесарю в государстве кесаря (Рим 13:1−7; 1Пет 2:13−17), но то, что принадлежит Богу (т.е. «Божие»), не принадлежит кесарю и должно отдаваться только Богу. Христос, таким образом, признал право кесаря назначать и собирать налоги и вменил христианам в обязанность платить их. Но Он не говорил (как некоторые предполагают) о том, что кесарь обладает исключительной или неограниченной властью в социальной или политической сферах. В конечном счете все принадлежит Богу (Рим 11:36; 2Кор 5:18; Откр 4:11), включая царство, в котором кесарь или другой правитель имеет власть.

22:23 нет воскресения См. пояснение к 3:7.

22:24 брат его пусть возьмет за себя жену его Речь идет о законе левиратного брака (женитьбы на вдове покойного брата), который записан в Втор 25:5−10 (см. пояснения там же). Это положение обеспечивало непрерывность семейных линий и гарантировало заботу вдовам.

22:30 как Ангелы Божии на небесах Саддукеи не верили в ангелов (см. пояснение к 3:7); таким образом Христос утверждает противоположное их ложным верованиям. Ангелы являются бессмертными существами, которые не размножаются и потому не имеют нужды в браке. «В воскресении» святые будут обладать такими же свойствами.

22:32 не есть Бог мертвых Аргумент, использованный Иисусом (взят из Пятикнижия Моисея, так как саддукеи признавали только его авторитет; см. пояснение к 3:7), был основан на ярко выраженном настоящем времени в Исх 3:6. Этот тонкий, но действенный аргумент заставил саддукеев замолчать (ст. 34). См. пояснение к Мк 12:26.

22:35 законник Книжник, чьей специальностью было толкование закона. См. пояснения к 2:4; Лк 10:25.

22:36 См. пояснение к Мк 12:28.

22:37 сердцем… душою… разумением Мк 12:30 добавляет «крепостию». Это цитата из Втор 6:5, часть «шемы» (евр. «слышать» — Втор 6:4). В этом стихе говорится «сердцем… душою… крепостию». Некоторые рукописи Септуагинты добавляют «разумением». Различные термины использованы здесь не для того, чтобы описать различные части человеческого естества, но для того, чтобы подчеркнуть полноту любви, к которой призывает здесь Христос.

22:39 возлюби ближнего как самого себя Это цитирование Лев 19:18. В противоположность некоторым современным интерпретациям, это не призыв к самолюбию. Наоборот, эти строки другими словами передают смысл золотого правила (см. пояснение к 7:12). Это место напоминает верующим о том, что они должны измерять свою любовь к другим тем, чего они желают для себя.

22:40 весь закон и пророки Т.е. весь Ветхий Завет. Таким образом, Иисус разделяет моральные обязательства человека на две категории: любовь к Богу и любовь к своим ближним. По такому же принципу первые четыре из десяти заповедей отделены от последних шести.

22:42 Что вы думаете Фраза, которую часто использовал Христос перед тем, как задать вопрос, когда хотел испытать кого-либо (ст. 17; 17:25; 18:12; 21:28; 26:66). Здесь фарисеи, иродиане, саддукеи и книжники решили проверить Его. Но Он также имел испытание для них.
Сын… Давидов См. пояснение к 1:1. «Сын Давидов» — это наиболее распространенное в обиходе имя Мессии во времена Иисуса. Их ответ отражал их убежденность в том, что Мессия будет не более чем простым человеком, а слова Иисуса еще раз подтверждают Его Божью природу. См. пояснение к ст. 45.

22:43 по вдохновению Т.е. по вдохновению Духа Святого (ср. Мк 12:36).

22:44 Цитата из Пс 109:1.

22:45 как же Давид… называет Его Господом Давид не называл бы обыкновенного потомка человека Господом. Здесь Иисус не ведет дискуссию о том, является ли имя «Сын Давидов» достойным Мессии. В конце концов использование этого имени обусловлено соответствующими пророчествами о Мессии в Ветхом Завете (Ис 11:1; Иер 23:5), и оно используется как мессианское имя в 1:1 (см. пояснение там же). Иисус указывает на то, что имя «Сын Давидов» не отражает в полноте истинной сущности Мессии, Который есть также «Сын Божий» (Лк 22:70). Из этого следует неизбежный вывод: Иисус заявлял о Своей Божьей сущности.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.