От Марка 5 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Учебной Библии МакАртура

Библейской Лиги ERV

1 Иисус и Его ученики прибыли на другой берег озера, в страну Гадаринскую.
2 Когда Христос вышел из лодки, сразу же Ему навстречу из-за гробниц вышел человек, одержимый нечистым духом.
3 Этот человек жил среди гробниц, и никто не мог связать его даже цепями.
4 Его неоднократно сковывали цепями и оковами, но он разрывал цепи и разбивал оковы. И никто не мог укротить его.
5 Дни и ночи напролёт он кричал и бился о камни среди гробниц и холмов.
6 Увидев Иисуса издали, человек подбежал, склонился перед Ним
7 и закричал громким голосом:
«Что Тебе нужно от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Богом Тебя заклинаю, не мучь меня!»
8 Это произошло потому, что Иисус сказал ему:
«Выйди из этого человека, дух нечистый!»
9 Тогда Иисус спросил его:
«Как тебя зовут?»
Тот ответил:
«Имя мне — Легион, потому что нас много».
10 И стали духи умолять Иисуса не отсылать их прочь из тех мест.
11 На склоне холма паслось большое стадо свиней.
12 И бесы просили Иисуса:
«Всели нас в свиней, чтобы мы могли войти в них».
13 Он позволил им сделать это, так что нечистые духи вышли из человека и вселились в свиней. Тогда стадо, около двух тысяч голов, бросилось с крутого берега в озеро и утонуло.
14 Пастухи же убежали прочь и рассказали в городе и в округе о происшедшем. Люди пришли посмотреть, что же случилось.
15 Они подошли к Иисусу и, увидев, что бесновавшийся, который был одержим злыми духами, сидит одетый и находится в здравом уме, испугались.
16 Те, кто видели происшедшее, рассказали им о том, что случилось с бесноватым и свиньями.
17 Тогда люди стали умолять Иисуса, чтобы Он покинул их страну.
18 Когда Иисус садился в лодку, тот человек, который был освобождён от демонов, просил пойти с Ним.
19 Но Иисус не позволил ему, сказав:
«Иди домой к своей семье и друзьям, расскажи им, что Господь сделал для тебя и как одарил тебя Своей милостью».
20 Тогда он ушёл и начал рассказывать людям в Десятиградии, как много Иисус сделал для него, и все удивлялись.
21 Когда Иисус вновь переправился в лодке на другой берег, вокруг Него собралась большая толпа, и Он остался на берегу.
22 Туда пришёл глава синагоги по имени Иаир. Увидев Иисуса, он припал к Его ногам
23 и стал снова и снова умолять Его:
«Моя дочь при смерти. Прошу Тебя, приди и возложи на неё руки, чтобы она исцелилась и жила».
24 Иисус пошёл с ним, и большая толпа народа следовала за Ним, тесня Его.
25 Там была одна женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечениями.
26 Она сильно страдала, и многие врачи старались ей помочь. Она потратила на них всё, что имела, но ей становилось не лучше, а хуже.
27 Когда эта женщина услышала об Иисусе, она подошла к Нему сзади в толпе и дотронулась до Его одежды,
28 так как думала:
«Если я смогу хотя бы прикоснуться к Его одежде, я исцелюсь».
29 И тотчас же кровотечение у неё прекратилось, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 Иисус же сразу понял, что сила вышла из Него. Он повернулся к толпе и спросил:
«Кто дотронулся до Моей одежды?»
31 Его ученики сказали:
«Ты видишь, что толпа теснит Тебя, а спрашиваешь: „Кто прикоснулся ко Мне?”»
32 Но Иисус продолжал смотреть вокруг, чтобы увидеть ту, которая это сделала.
33 Тогда женщина, зная, что с ней произошло, дрожа от страха, пала к ногам Иисуса и рассказала Ему всю правду.
34 Затем Он обратился к ней с такими словами:
«Дочь Моя, твоя вера спасла тебя. Иди с миром, ты больше не будешь страдать от своей болезни».
35 Когда Он ещё говорил, пришли посыльные из дома Иаира, главы синагоги. Они сказали:
«Твоя дочь умерла. Не надо беспокоить Учителя».
36 Но Иисус услышал, что они говорили, и сказал Иаиру:
«Не бойся! Просто веруй».
37 Иисус не позволил никому, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова, следовать за Собой.
38 Когда они пришли в дом главы синагоги, Он увидел смятение и громко плачущих и рыдающих людей.
39 Он вошёл и сказал им:
«К чему смятение и плач? Девочка не умерла, она спит».
40 Они лишь посмеялись над Ним. Он отослал прочь всех людей и, взяв с Собой отца и мать ребёнка, а также трёх Своих учеников, вошёл туда, где лежала девочка.
41 Он взял её за руку и сказал:
«Талита, кум!» — что значит:
«Девочка, говорю тебе, встань!»
42 И девочка сразу же поднялась и начала ходить. (Ей было двенадцать лет). Великое изумление овладело присутствующими.
43 Но Иисус строго наказал им, чтобы никто не узнал об этом, а затем попросил, чтобы девочке дали что-нибудь поесть.

Учебной Библии МакАртура

5:1 другой берег моря Восточный берег Галилейского моря (ср. Лк 8:26).
страну Гадаринскую Предпочитаемое прочтение у Марка скорее «Гаризимскую», чем «Гадаринскую». Это, вероятно, говорится о маленьком городе Гергеса (Герса или Керса, Курси; см. пояснение к Мф 8:28), который был расположен на середине пути до восточного берега. «Страна» относится ко всей области, которая включала Гергесу и была под юрисдикцией города Гадара, расположенного в каких-нибудь 6 милях (9,6 км) юго-восточнее Галилейского моря; вот, вероятно, почему Лука упоминал район как страну Гадаринскую (Лк 8:26, 37).

5:2 вышедший из гробов человек Марк упоминает только одного из двух одержимых, который был, вероятно, более известным, выдающимся из двоих (ср. Мф 8:28). Обычными местами проживания для умалишенных в те времена были гробницы («гробы»), высеченные в скалистых склонах холма на окраине города. Если этот человек и его вероятный спутник были иудеями, для которых прикосновение к мертвым телам было великим осквернением, то жизнь в таком месте была для них дополнительным мучением.
нечистым духом Это относится к бесу, который господствовал над человеком. Такие духи внутренне, морально были мерзкими и развращенными, они причиняли большой вред тем, над кем они имели духовную власть (см. пояснение к 1:32−34; ср. Лк 4:33, 36; Лк 7:21; Лк 8:2).

5:3 никто не мог его связать Многократные отрицания в греческом тексте используются, чтобы подчеркнуть огромную силу того человека.

5:4 оковами и цепями «Оковы» (вероятно, металлические или, возможно, частично из веревки или каната) использовались, чтобы ограничивать действие ног, и металлические «цепи» ограничивали тело.

5:5 кричал он и бился о камни «Кричал» говорит о непрерывном нечеловеческом вопле, издаваемом с сильным возбуждением. «Камни», вероятно, были горными породами, образованием из кремния с острыми, зазубренными краями.

5:7 что Тебе до меня Обычное выражение протеста (см. пояснение к 1:24).
Сын Бога Всевышнего Бесы знали, что Иисус был Богочеловеком. «Всевышний» — древний титул, употребляемый как иудеями, так и язычниками для определения единого, истинного и живого Бога Израилева в отличие Его от всех божков-идолов (ср. Быт 14:18−20; Чис 24:16; Втор 32:8; Пс 17:14; Пс 20:8; Ис 14:14; Дан 3:26; Лк 1:32; Евр 7:1).
заклинаю Тебя… не мучь меня См. пояснение к Мф 8:29. Марк добавляет «заклинаю Тебя» (в смысле «умоляю»), что показывает суровость неминуемой судьбы беса. Ср. Иак 2:19.

5:9 как тебе имя? Вероятно, Иисус спросил это, принимая во внимание просьбу беса не мучить его. Однако Ему не нужно было знать имя беса, чтобы изгнать его. Скорее Иисус задал вопрос, чтобы показать подлинную сущность и сложность этого случая.
легион Латинский термин, к тому времени обычный для иудеев и греков, который обозначал римское военное подразделение из 6 000 пехотинцев. Такое имя показывает, что над человеком господствовало чрезвычайно большое число воинственных злых духов, — факт, закрепленный выражением «потому что нас много».

5:10 просили Бесы понимали, что Иисус имел над ними всю власть и обращались к Нему с большим желанием удовлетворить свою просьбу.
не высылал их вон из страны См. пояснение к ст. 1. Бесы хотели остаться в той же самой области, где они осуществляли свои злые дела.

5:11 свиней Свиньи для иудеев были нечистыми животными, поэтому люди, присматривающие за этим стадом, были либо язычниками, либо иудеями, отрекшимися от закона.

5:13 Иисус… позволил им В соответствии со Своими полновластными намерениями Иисус разрешил бесам войти в свиней и уничтожить их — текст не предлагает другого объяснения (ср. Втор 29:29; Рим 9:20). Делая это, Иисус преподал человеку наглядный и сильный урок о безмерности зла, от которого он был избавлен.

5:15 сидит Спокойное состояние человека было полной противоположностью его прежнему беспокойному, возбужденному состоянию.
в здравом уме Он больше не вопил пронзительно и не неистовствовал, так как был избавлен от господства бесов.

5:16 Видевшие рассказали… о свиньях «Видевшие» может относиться как к 12, так и к людям, присматривавшим за свиньями. Они хотели, чтобы все знали, что случилось с человеком и со свиньями и какова связь между двумя событиями.

5:17 просить Его, чтобы отошел от пределов их Постоянные жители этого края испугались и возмущались действиями Иисуса из-за того, что случилось. Может быть, они беспокоились о срыве обычного, заведенного порядка и потере имущества, но они хотели, чтобы Иисус с Его силой покинул их край, чтобы больше не иметь таких финансовых потерь. Они, будучи неверующими людьми, испугались проявлению Христом духовной силы и власти, и это было важнее всего (см. пояснение к Мф 8:34).

5:19 расскажи им, что сотворил… Господь Иисус говорил о Себе как о Боге, Который управляет как естественным, так и сверхъестественным мирами (ср. Лк 8:39).

5:20 в Десятиградии Союз 10 городов греческого влияния (Еллинских) на восток от реки Иордан (см. пояснение к Мф 4:25).

5:21 на другой берег Иисус и ученики вернулись на северо-западный берег Галилейского моря.

5:22 начальников синагоги Они осуществляли руководство над старейшинами местных синагог. Группы начальников, составленные из светских чиновников, отвечали за организацию богослужений и наблюдали за другими делами синагоги.

5:25 кровотечением Указывает на хроническое внутреннее кровоизлияние, может быть, вызванное опухолью или другим заболеванием (см. пояснение к Мф 9:20).

5:26 много потерпела от многих врачей В те времена было обычной практикой в трудных медицинских случаях обращаться ко многим и разным врачам и получать разноречивые рекомендации по лечению. Мнимые «лекарства», часто предлагаемые жестокими и невежественными лекарями, в большинстве случаев приводили к худшему, а не лучшему. (Лука, будучи врачом, в своем Евангелии (8:43) предположил, что женщине не помогли, потому что ее состояние было неизлечимым.)

5:28 если хотя к одежде Его прикоснусь Вера женщины в исцеляющие способности Иисуса была так велика, что она говорила себе, что даже косвенного контакта с Ним через Его одежду (см. пояснение к Мф 9:20) будет достаточно для излечения.

5:29 источник крови Источник ее кровотечения; это образное выражение основано на аналогии с родником.

5:30 вышла из Него сила «Сила» Христа — Его прирожденная способность служить и трудиться сверхъестественным образом — исходила из Него под сознательным управлением Его верховной воли.
кто прикоснулся к Моей одежде? Иисус задал этот вопрос не из-за неведения, но чтобы вывести женщину из толпы и дать ей возможность прославить Бога за то, что произошло.

5:34 вера твоя спасла тебя Публичное заявление Иисуса относительно веры женщины (выраженной в ст. 28, 33) и ее результатов. Форма греческого глагола, переведенного как «спасла тебя» (также может быть передана как «сделала тебя здоровой»), указывает, что ее исцеление было полным. Это тот же греческий глагол, который переводится как «спасти» (см. пояснение к Мф 9:22), и является обычным новозаветным словом, называющим спасение от греха, которое определенно наводит на мысль, что вера женщины привела также к ее духовному спасению.

5:36 только веруй Форма глагола в источнике называет настоящее непрерывное повелительное действие. Это побуждение к Иаиру сохранять веру, которую он продемонстрировал в начале, придя к Иисусу. Христос знал, что не было другого ответа на беспомощное положение Иаира, и Он был уверен в результате веры (ср. Лк 8:50).

5:37 Петра, Иакова и Иоанна Первый раз Марк показывает особое положение этих трех учеников. Писание никогда не объясняет, почему этим людям иногда позволялось быть свидетелями обстоятельств, к которым другие ученики не допускались (ср. 9:2; 14:33), но трое составляли внутреннюю группу среди 12. Даже греческая грамматика подразумевает это внутреннее единство, помещая три их имени под одним определенным артиклем.

5:38 плачущих и вопиющих Согласно традициям этой культуры, это верный признак, что смерть наступила. Так как похороны следовали сразу после смерти, это было единственной возможностью людей публично горевать. Причитание было особенно громким и в основном производилось нанятыми плакальщицами (см. пояснение к Мф 9:23).

5:39 не умерла, но спит Это образное выражение. Иисус подразумевал, что девочка не умерла в обычном смысле, потому что ее состояние временное и будет изменено (см. пояснение к Мф 9:24; ср. Ин 11:11−14; Деян 7:60; Деян 13:36; 1Кор 11:30; 1Кор 15:6, 18, 20, 51; 1Фес 4:13−14).

5:40 смеялись Более близко к оригиналу было бы «высмеивали Его» или «смеялись Ему в лицо». Они поняли слова Иисуса буквально и посчитали их нелепыми, таким образом, «смеялись», вероятно, говорит о частных взрывах хохота, нацеленных на унижение Господа. Эта реакция (хотя и мелкая, поверхностная, неглубокая и непочтительная) указывает на то, что люди были убеждены в необратимом характере смерти девочки, и подчеркивает действительность чуда, которое Иисус собирался совершить.
выслав всех Это было действенное изгнание, которое показало полномочия Христа. Оно было сделано, чтобы неверовавшие плакальщицы не увидели чуда воскресения девочки.

5:41 «талифа-куми» Марк — единственный из авторов Евангелий, записал подлинные арамейские слова, сказанные Иисусом. «Талифа» — это форма женского рода от «ягненок» или «юноша». «Куми» — это повелительное наклонение (императив): «вставай» или «воскресай». Как и в других таких случаях, Иисус обращался к личности как к могущей воскреснуть, а не как к мертвому телу (ср. Лк 7:14; Ин 11:43).

5:43 никто об этом не знал Известие о чуде не могло быть скрыто совершенно, но Христос не хотел, чтобы новость о Нем распространилась раньше, чем Он покинет их пределы. Он знал: такая новость может заставить многих Его иудейских противников в Галилее разыскать Его и преждевременно убить. Он также хотел быть известным как проповедник Евангелия, а не просто как чудотворец Иисус. Несомненно, Он беспокоился, чтобы девочка и ее родители не стали объектом чрезмерного любопытства и сенсационности.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.