От Иоанна 13 глава

От Иоанна, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Учебной Библии МакАртура

Библейской Лиги ERV

1 Приближалось время праздника Пасхи. Иисус знал, что наступило время для Него перейти из этого мира к Отцу. И, любя Своих людей в мире, Он показал, насколько беспредельна Его любовь к ним.
2 Иисус и Его ученики сидели за ужином. Дьявол уже внушил Иуде, сыну Симона Искариота, мысль предать Иисуса.
3 Но Иисус знал, что Отец отдал всё в Его руки и что Он пришёл от Бога и возвратится к Нему.
4 И потому Он поднялся из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и подпоясался им.
5 Затем Он налил в таз воды и начал омывать ноги Своим ученикам, и вытирать их полотенцем, которым был подпоясан.
6 Так Он дошёл до Симона Петра. Пётр сказал Ему:
«Тебе ли, Господи, омывать мне ноги?»
7 Иисус ответил ему:
«Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймёшь».
8 Пётр сказал:
«Никогда Ты не будешь омывать мне ноги!» Иисус ответил ему:
«Если Я не омою их, ты не будешь одним из тех, кто принадлежит Мне».
9 Симон Пётр сказал Иисусу:
«Господи, омой не только мои ноги, но и руки мои, и голову!»
10 Иисус ответил ему:
«Тому, кто уже омылся, нужно омыть только ноги, так как тело его чисто. Но не все среди вас чисты».
11 Он знал, кто должен будет Его предать, потому и сказал:
«Не все среди вас чисты».
12 После того как Иисус омыл им ноги, Он снова надел верхнюю одежду, вернулся на Своё место за столом и сказал ученикам:
«Понимаете ли вы, что Я сделал для вас?
13 Вы называете Меня „Учитель” и „Господь”, и вы правы, потому что так оно и есть.
14 Так если Я, ваш Учитель и Господь, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.
15 Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал для вас.
16 Истинно вам говорю, что слуга не превосходит в величии своего хозяина, и тот, кого послали исполнить поручение, не превосходит в величии того, кто послал его.
17 Если вы будете знать эти истины и выполнять их, то будете обильно благословенны.
18 Я не говорю обо всех вас. Я знаю тех, кого избрал, но то, что сказано в Писаниях, должно исполниться: „Тот, кто ел хлеб вместе со Мной, обратился против Меня”.
19 Я говорю вам об этом сейчас, прежде чем это совершилось, чтобы, когда совершится, вы поверили, что Я — Сущий.
20 Истинно вам говорю: кто принимает посланного Мной, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает и Пославшего Меня».
21 Произнеся эти слова, Иисус взволновался и сказал при всех:
«Истину вам говорю, что один из вас предаст Меня».
22 Его ученики стали переглядываться, не понимая, о ком Он говорит.
23 Один из учеников, которого Иисус любил, сидел за столом рядом с Иисусом.
24 Симон Пётр подал ему знак, чтобы тот спросил, о ком же это Иисус говорит.
25 Тот, склонившись к самой груди Иисуса, спросил Его:
«Господи, кто же это?»
26 Иисус ответил:
«Тот, для кого Я обмакну кусок хлеба в тарелку с едой и кому Я передам его».
И, обмакнув кусок хлеба в тарелку, передал его Иуде, сыну Симона Искариота.
27 Как только Иуда взял этот кусок хлеба, сатана тотчас же вошёл в него. Затем Иисус сказал:
«Сделай скорее то, что собираешься сделать!»
28 Но никто из учеников, сидевших рядом с Иисусом, не понял, почему Он сказал это Иуде.
29 А так как Иуда был их казначеем, некоторые подумали, что Иисус говорит ему:
«Купи всё, что нам нужно для праздника», или велит раздать милостыню бедным.
30 Иуда же взял кусок хлеба и тут же вышел. Была ночь.
31 Когда Иуда ушёл, Иисус сказал:
«Теперь Сын Человеческий обрёл славу, и Бог прославлен через Него.
32 Если Бог прославлен через Него, то и Сам Сын Человеческий будет прославлен Богом, и Бог вскоре прославит Его.
33 Дети Мои, недолго Мне осталось быть с вами. Вы будете искать Меня, но, как сказал Я иудеям, так и вам говорю теперь: „Вы не сможете пойти туда, куда иду Я”.
34 Я даю вам новую заповедь: любите друг друга! Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас.
35 И если у вас будет любовь друг к другу, то все будут знать, что вы — Мои ученики».
36 Симон Пётр спросил Иисуса:
«Господи, куда Ты идёшь?»
Он ответил:
«Ты не можешь пойти за Мной сейчас, но потом пойдёшь за Мной».
37 Пётр спросил:
«Господи, почему я не могу последовать за Тобой сейчас? Я отдал бы за Тебя жизнь».
38 Иисус ответил:
«Жизнь за меня отдашь? Истинно тебе говорю, что не успеет ещё петух пропеть, как ты трижды отречёшься от Меня».

Учебной Библии МакАртура

13:1 — 17:6 В этих описывающих жизнь Иисуса до распятия главах, повествование обращает взор на Его посвящение Своим ученикам. В то время как главы 1−12 сосредоточивают внимание на отвержении Иисуса народом (ср. 1:11), главы 13−17 концентрируются на тех, кто принял Его (см. 1:12). Начиная с гл. 13, Иисус полностью перешел от общественного служения к личному служению принявшим Его. Слова, записанные в гл. 13−17, были сказаны Иисусом в ночь, когда Он был предан и арестован, как прощание, чтобы передать Своим последователям Свое будущее наследие (гл. 13−16) и помолиться за них (гл. 17). Всего лишь день спустя был крест.

13:1 до конца Это означает «в совершенстве», «совершенной любовью». Бог любит (3:16) также грешников (3:16; Мф 5:44−45; Тит 3:4) с сострадательным общим милосердием, но Своих Он любит совершенной, спасающей, вечной любовью.

13:2 вечери Это был пасхальный ужин в четверг вечером после захода солнца. См. во Введении: Проблемы толкования.
диавол… в сердце Иуде Это не снимает бремя вины с Иуды, потому что его порочное сердце желало точно того же, чего желал диавол, — смерти Иисуса. Диавол и Иуда были в согласии.

13:3 к Богу отходит Иисус смело встречал предательство, мучение и смерть, потому что знал: Отец впоследствии вознесет Его, где Он получит славу и общение, которые Он извечно имел в Троице (см. 17:4−5). Это была «предлежавшая Ему радость», которая дала Ему возможность «претерпеть крест» (Евр 12:2).

13:4−5 Пыль и грязь, обусловленные климатическими условиями этого района, неизбежно приводили к необходимости умывать ноги, входя в дом. Хотя ученики, вероятно, были бы рады умыть ноги Иисусу, они не могли и вообразить умыть ноги друг другу. Это потому, что в обществе того времени умывание ног предназначалось для занимающих самое низкое положение слуг-рабов. Равные не умывали ног один другому, кроме очень редких случаев, в знак великой любви. Лука указывает (22:24), что ученики спорили о том, кто из них больший, так что никто не хотел унижаться до того, чтобы умывать ноги. Они были потрясены, когда Иисус начал умывать их ноги. Его действия служили и символом духовного очищения (ст. 6−9) и образцом христианского смирения (ст. 12−17). Этим поступком Иисус преподал урок самоотверженного служения, высочайшим примером которого послужила Его смерть на кресте.

13:6−10 Эти поступки смутили всех учеников. Но в то время, как другие молчали, Петр, возможно, от имени других (см. Мф 16:13−23) высказался в негодовании, что Иисус ни за что не будет так унижаться, чтобы умывать им ноги. Он не смог увидеть за самим смиренным служением предполагаемого в нем символа духовного очищения (ст. 7; ср. 1Ин 1:7−9). Ответ Иисуса сделал ясным истинный смысл Его действий: если Агнец Божий не очистит грехов человека (как изображено в символизме омовения), он не может иметь части с Ним.

13:10 нужно только ноги умыть Нет необходимости повторять очищение, которое Христос совершает при спасении — в этот момент искупление является полным. Однако все, очищенные Божьим милосердным оправданием, нуждаются в постоянном духовном очищении, так как они ведут борьбу с грехом во плоти. Верующие оправданы, и им дарована вмененная праведность (Флп 3:8−9), но они все еще нуждаются в освящении и личной праведности (Флп 3:12−14).

13:11−12 не все вы чисты В этих стихах говорится об Иуде (6:70), который вскоре должен был привести толпу, чтобы схватить Иисуса (18:3).

13:15 пример Использованное здесь слово подразумевает как «пример, урок», так и «образец» (Евр 4:11; Евр 8:5; Евр 9:25; Иак 5:10; 2Пет 2:6). Намерением Иисуса в этом поступке было представить образец любящего смирения.

13:17 блаженны вы, когда исполняете Радость всегда связана с послушанием Божьему Слову (см. 15:14).

13:18 которых избрал Иисус говорил о 12 учениках, которых Господь выбрал (см. 15:16), которых Господь отлично знал, включая Иуду, избранного для того, чтобы исполнилось пророчество Пс 40:10.

13:21 возмутился Значение этого слова см. в пояснении к 12:27.

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус Это первое упоминание об апостоле Иоанне, авторе Евангелия (см. во Введении: Автор и время написания). В частности, он упомянул себя у креста (19:26−27), у пустого гроба (20:2−9), при Тивериадском море (21:1, 20−23) и в предпоследнем стихе, где о нем говорится как об авторе Евангелия (21:24).

13:26 подал Иуде… Искариоту Обычно на празднике хозяин (роль которого исполнял Иисус) обмакивал в общую чашу и вынимал самый вкусный кусочек и подавал его гостю в знак особой чести или дружбы. Поскольку Иисус так спокойно подал его Иуде, это могло означать, что его посадили на почетном месте возле Господа. Это был последний жест Его любви к Иуде, даже если тот предаст Его.

13:27 вошел в него сатана При предательстве Иисуса Иудой владел сам сатана. См. пояснение к ст. 2.

13:30 была ночь Хотя это и было историческим воспоминанием Иоанна, эта фраза может быть также наполнена глубоким богословским смыслом. Это был час, когда Иуда был полностью предан власти тьмы (ср. Лк 22:53).

13:31−33 прославился С уходом Иуды были приведены в движение последние события. Иисус смотрел не на муки креста, а на то, что будет после него, предвидя славу Его с Отцом (см. 17:4−5; Евр 12:2).

13:33 как сказал Я Иудеям Это высказывание записано в 8:21.

13:34−35 Провозгласив Свой уход и настояв на том, что Его ученики не могут пойти с Ним, Иисус начал говорить о том, что Он ожидал от них после Своего отшествия. Любовь — это служение и отличительная черта ученичества (ст. 35; ср. 1Ин 2:7−11; 1Ин 3:10−12; 1Ин 4:7−10, 20−21).

13:34 Заповедь новую… как Я возлюбил вас Заповедь любить не была новой. Второзаконие 6:5 повелевало любить Бога, и Лев 19:18 повелевал любить ближнего своего как самого себя (ср. Мф 22:34−40; Рим 13:8−10; Гал 5:14; Иак 2:8). Однако заповедь Иисуса о любви представляла определенно новый образец по двум причинам:
1) это — жертвенная любовь, созданная по образцу Его любви («как Я возлюбил вас» ср. 15:13) и
2) она дается преобразующей силой Святого Духа через Новый Завет (ср. Иер 31:29−34; Иез 36:24−26; Гал 5:22).

13:36 ты не можешь… идти Его труд был почти завершен, а их — только начинался (Мф 28:16−20; Мк 16:15; Лк 24:47). Особенный труд нужно было совершить Петру (см. пояснения к 21:15−19). Только Иисус, как безгрешная Жертва за грехи мира, мог пойти на крест и умереть (1Пет 2:22−24). Также только Он мог быть прославлен в присутствии Отца той славой, которую имел до Своего воплощения (см. 12:41; 17:1−5).

13:38 См. 18:25−27; ср. Мф 26:71−75; Мк 14:69−72; Лк 22:54−62.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.